Почти год назад Виктор Собинин уже был нашим собеседником. Очень оптимистичное интервью руководителя активно развивающейся небольшой прокатной компании Concert Lighting & Sound выделялось на общем фоне. В сложное время компания не боялась инвестировать в фирменное оборудование и искала пути дальнейшего развития. Нам было очень любопытно, насколько Concert Lighting & Sound преуспела на этом пути, и мы инициировали еще один разговор с Виктором Собининым. Итак, год спустя.
L.S.N.: В прошлый раз ваше интервью вышло под заголовком «В бизнесе нельзя останавливаться». Вы до сих пор следуете этому принципу?
В.С.: Конечно, мы постоянно работаем на перспективу и регулярно расширяем парк оборудования. Если бюджет позволяет, инвестируем в оборудование Martin. Если есть необходимость в приборах под мелкие проекты, приобретаем их: светодиодные линейки, палки, беспроводные устройства… Закупка у нас идет постоянно. И конечно, занимаемся изучением нового направления.
L.S.N.: Какого именно?
В.С.: Беспроводные решения, мультимедийные, театральные проекты. Появились у нас клиенты в этих направлениях. Соответственно закупили оборудование, аккумуляторные прожекторы, пиксельные LED-приборы, профили, ламповый свет и даже очень бюджетные СВТГ-шки, которые у нас отлично отработали на одном из последних мероприятий в театре Надежды Бабкиной.
L.S.N.: Театральные проекты в вашем случае — это антрепризные постановки?
В.С.: Да, и еще случаи, когда постановка меняет площадку и переезжает туда, где нет нужного комплекта оборудования. Такое тоже бывает. Не так давно участвовали в тендере на техническое обеспечение одной постановки. Интересный концептуальный проект. Удивительно, но, к сожалению, не прошли по цене — проиграли китайскому оборудованию.
L.S.N.: Часто ли случаются такие проигрыши Китаю?
В.С.: С нашими клиентами — нет. Мы смогли донести клиенту отличия качества профессионального оборудования, непосредственно Martin и другого, от китайского. Клиент это понял и принял.
L.S.N.: Объясните, пожалуйста, что именно понимает клиент, в целом далекий от эксплуатации и функций оборудования?
В.С.: Клиент понимает, как оборудование светит и в чью пользу здесь результат. Насколько стабильно работает прибор. Потому что были случаи, когда китайские приборы дымились, плавились и капали на то, что находится внизу. И сам подход различается. Одно дело — работа с китайским оборудованием, другое дело — с фирменным. Я, например, ни разу не видел, чтобы голову Martin на площадке включали в белый бытовой удлинитель. Когда ты работаешь с профессиональными приборами, которые стоят денег, у тебя у самого складывается совершенно иное отношение. Я общаюсь с коллегами, работающими с китайскими приборами, не сомневаюсь, что они у них отбиваются. Но! У них просто огромные по сравнению с нами парки приборов, из которых треть, а то и больше находится в ремонте.
L.S.N.: Хорошо, если еще есть возможность ремонтировать.
В.С.: Да, проблема с запчастями — она хорошо известна. И чаще всего один сломанный прибор просто становится донором для другого.
L.S.N.: Как для вас сложился прошлый год, не самый простой в свете общей экономической ситуации?
В.С.: Отлично! Это вообще, наверно, был самый удачный год за всю историю компании.
L.S.N.: Как так получилось?
В.С.: Сложно объяснить, но клиентов стало намного больше. Поток мероприятий был такой внушительный. В декабре, наверно, площадок 30–40 сделали.
L.S.N.: А если не брать в расчет декабрь, который в принципе всегда щедр на работу?
В.С.: Ноябрь тоже отличный был. За весь год, может, была пара месяцев такого затишья, когда случались один-два проката в неделю. А в целом мы всегда работаем по очень плотному графику. Какой-то мелкий сегмент, в виде пары колонок и «паров», — мы вообще работаем только с постоянными заказчиками. И новых в этом направлении не ищем.
L.S.N.: Но в других направлениях ищете новых клиентов?
В.С.: Конечно, как и с закупкой оборудования, поиск новых клиентов и направлений — это процесс у нас постоянный. Можно сказать, что это неотъемлемая часть работы прокатной компании.
L.S.N.: А есть клиенты, которые ушли от вас и стали работать с конкурентами?
В.С.: Нет, ни одного. Были проекты, которые отваливались, потому что мы по бюджету не проходили или по каким-либо другим причинам. Но клиент все равно потом возвращался к нам.
L.S.N.: В прошлый раз, когда мы с вами разговаривали, у вас был небольшой парк именно профессиональных приборов из серии MAC. Потом пришла новость, что вы одними из первых инвестировали в MAC Quantum Profile. Как вы пришли к этому решению?
В.С.: В тот момент ценник на приборы в целом поднялся, а на споты он оставался в каком-то более-менее адекватном сегменте. Мы смотрели в сторону разных решений в классе 700 Вт от основных производителей: Clay Paky, Robe и Martin, конечно. Нам нужен был спот с хорошим углом, который можно было бы использовать и для контровика, и для прорисовки
гобо на тех же корпоративах. Да, у нас были на тот момент RUSH MH 1 Profile, но их светового потока не всегда хватало. MAC Quantum Profile по сравнению с другими предлагал больше интересных преимуществ. Во-первых, это светодиодный прибор, то есть никаких замен источников света и связанных с этим расходов, низкое электропотребление. Во-вторых, постоянный световой поток, который не зависит от часов работы, как в случае с лампой. В-третьих, у него довольно приличная скорость, очень красивый комплект гобо, хороший вес, и опять же это — Martin. А в конце прошлого года к MAC Quantum Profile мы добавили и MAC Quantum Wash.
L.S.N.: Этот шаг был продиктован какой необходимостью?
В.С.: Нам нужен был мощный заливочный прибор, а сейчас мы все чаще используем его как контровой прибор эффектов. Потому что площадки растут, объемы растут. Добирать аппарат становится все сложнее, ты просто не всегда успеваешь это сделать. И саму практику доборов я не очень вообще люблю, все же надежнее со своим оборудованием работать. Да и приборам намного лучше в одних руках быть. Хотя, конечно, совсем от доборов не отказаться.
L.S.N.: Что еще, помимо этих голов, появилось в вашем парке?
В.С.: Заливочные приборы приобрели для архитектурной подсветки. Очень активно в этом направлении задействуем беспроводные аккумуляторные приборы. Купили мелкие диодные устройства, приборы эффектов, вернулись к аналоговым блайндерам. Сначала приобретали диодные, но пришлось инвестировать в классику — пожелания художников здесь диктуют свои условия.
L.S.N.: Поговорим о структуре вашей компании. Сколько сейчас у вас занято специалистов?
В.С.: На постоянной основе работает пять человек. Плюс пять художников по свету — фрилансеров, с которыми мы сотрудничаем на регулярной основе. Они у нас распределены четко по заказчикам, в стиле которых работают и с которыми проще находят общий язык. Александр Собинин, мой младший брат, обычно ориентирован на проекты для LOFT, корпоративы и городские мероприятия, как и Василий Захаров. Владимир Дурнов специализируется на концертах в музее «Гараж» и съемках клипов. Алексей Павленко, который очень хорошо ориентирован на клубы и динамику, обычно занят на мероприятиях в Space или ICON. А вот Александру Краснолуцкому, наоборот, ближе камерный свет, съемки, театры, мюзиклы и другие подобные мероприятия, и мы привлекаем его для соответствующих работ. Также, естественно, в нашем штате есть большая команда техников, инженер по звуку и инженер по свету.
L.S.N.: Классический вопрос: как вы обучаете своих специалистов?
В.С.: По максимуму отправляем на семинары к представителям производителей. У Martin, в частности, не пропустили ни одного. Особенно был полезен сервисный, где демонстрировали, как правильно разобрать прибор, понимать сообщения об ошибках и устранять их. Далее этими знаниями ребята уже делятся внутри коллектива. Плюс изучение технической документации, в том числе и более специализированной, к которой нам дают доступ, чтобы мы могли правильно обслуживать и эксплуатировать оборудование. Звонок другу тоже никто не отменял; так как света Martin у нас много, то, соответственно, все вопросы адресуем в авторизованный сервис-центр.
Кстати, в этом контексте хочу рассказать историю, связанную с прошивками. Многие, по опыту знаю, не обращают внимания на этот момент, но он на самом деле очень важен. У нас сложился неплохой парк MAC 101, которые мы собирали по частям, в том числе докупая и б/у приборы. В этот Новый год, когда завешивали монтаж уличной площадки, не могли понять, почему одни приборы работают, а другие — нет. Минуса большого на улице не было. Стали изучать прошивки и увидели, что в одной из версий был поднят рабочий диапазон, при котором запускаются диоды. Обновились бы вовремя — и никаких проблем бы не возникло.
L.S.N.: Участие вашего брата в конкурсе художников по свету — это тоже часть программы по развитию или личная инициатива?
В.С.: Это исключительно его личное желание. Он увидел рекламу на сайте и в соцсетях и решил поучаствовать. Более того, скажу, что еще один наш сотрудник хотел тоже сделать работу для отборочного тура, пытался изучить пульт, но что-то у него не сложилось в том году.
L.S.N.: Вы только приветствуете такие инициативы?
В.С.: Да, как руководитель, я абсолютно уверен, что без развития нет будущего. Если человек останавливается в развитии, то он бесперспективен для компании. Хоть виртуальная карьерная лестница, определяющая рост, быть должна. Должно быть рвение и желание добиться большего. Возможно, я просто себя вспоминаю, как поначалу колонки таскал, потом стал звукорежиссером, потом мало-мальским художником по свету, и дальше-дальше-дальше.
L.S.N.: Во время прошлого интервью в вашем парке было много оборудования из серии RUSH, насколько сейчас изменилось процентное соотношение этой серии и сложных профессиональных приборов?
В.С.: Мы по-прежнему работаем и с серией RUSH. Докупили споты RUSH MH 1 Plus. Они нас выручают на мелких проектах. Правда, последнее время именно от мелких проектов приходится отказываться, так как много другой работы. И порой эти приборы просто простаивают. Но те же RUSH MH 3 Beam мы катаем довольно успешно, и, скорее всего, будем докупать еще. Здесь все опять же будет зависеть от тенденций и пожеланий заказчиков, с которыми мы работаем.
L.S.N.: Скажите, а насколько вы в этом контексте ощущаете востребованность гибридных приборов, которые стали появляться у разных производителей?
В.С.: Да, у таких приборов могут быть свои плюсы. Но для меня все же важно, чтобы они были в райдерах моих заказчиков. Пока этого нет, я предпочту купить классический spot, wash или beam. Опять же, чем меньше приборов одного типа, тем хуже для проката. Я стараюсь вкладываться в однотипные приборы: споты — значит, все одинаковые споты; «воши» — значит, все одной модели, и так далее. Никакой «солянки». В случае «поставил четыре прибора, и они могут всё» гибридная история, возможно, имеет свои преимущества для небольших площадок, экономии бюджета мероприятия, но не для прибыли прокатной компании.
L.S.N.: Ваша история по-прежнему звучит очень позитивно. Все-таки хочется узнать про сложности, с которыми наверняка приходилось сталкиваться.
В.С.: Бывало, конечно. Когда работали в Новый год четыре больших для нас площадки одновременно в разных концах Московской области, сложно было с персоналом, с оборудованием. В целом декабрь был сложный для всех нас. Но ребята — молодцы! Справились!
L.S.N.: Что для вас является мотиватором в прокатном бизнесе?
В.С.: «Деньги» будет звучать корыстно, но зато честно. Любой бизнес создается изначально ради прибыли. Если не о материальном… Что мне нравится особенно — это ощущение свободы, которое дает профессия. Нет строгих рамок в виде офисного времени. Ты можешь улететь куда-нибудь на месяц, эмоционально перезагрузиться и продолжить работать. У тебя есть этот выбор, как и выбор того, в каком направлении ты хочешь развиваться. Конечно, здесь необходима самодисциплина, иначе можно совсем расслабиться. Плюс проекты, которые всегда интересны на разных своих стадиях: от подготовки и разработки до реализации. Здесь не может быть какой-то рутины и монотонности, ведь одинаковых проектов не бывает. Это всегда что-то новое и в собственном опыте, и в творчестве.