Юрий Астафьев, FOH-звукорежиссер и технический директор Григория Лепса, провел сравнение систем персонального мониторинга, включая наиболее популярные у прокатчиков системы:
Переходная характеристика
Для тестирования подали розовый шум на вход каждой из систем и измерили сквозную частотную, амплитудно-частотную и фазочастотную характеристики, а также проверили импульс.
Негласным стандартом профессиональной индустрии, сегодня считается Shure с приемником P10R. Система показала небольшой подъем в районе 10 кГц и резкий спад выше 12 кГц, небольшой подъем на 61 Гц и резкий спад после 48 Гц. Так называемый subsonic-фильтр в системе явно присутствует, АЧХ практически ровная. 1/3-октавное измерение также показало резкий спад выше 12 кГц.
Результаты системы Shure PSM900 по частотному отклику, по спектроанализу, по трансфер-функции и фазочастотной характеристике показали полное соответствие с результатами бодипака системы Shure PSM1000.
Sennheiser EW300 G3 показал даже более интересные характеристики, хотя долго не мог найти импульс. Его амплитудно-частотная характеристика, трансфер-функция и АЧХ, измеренные по обычному спектральному анализу, намного ровнее, но также присутствует спад выше 12 кГц. Хотя фазочастотная характеристика у него гораздо менее ровная, чем у Shure.
Система MIPRO MI909R показала легкий завал выше 3,5 кГц на -8. Завал буквально на пару децибел и резкий спад выше 12 килогерц, как на предыдущих системах. По низу легкий спад идет после 40 Гц, что в принципе некритично, зато у данной системы самая ровная фазочастотная характеристика.
«Если мы говорим о контроле исполнения, особенно о вокале, то фазочастотная характеристика показывает групповое время задержки, — делится своими наблюдениями Юрий Астафьев. – И если при прослушивании музыки ровная фазочастотная характеристика не настолько важна, то при мониторинге она меняет ситуацию кардинально. Когда человек слышит разные участки частотного диапазона своего же вокала с разной задержкой — это сильно ухудшает контроль. Вокалисты с хорошей классической школой это, как правило, слышат. В этом плане система MIPRO на данный момент является однозначно лидером. Что в студийном, что в сценическом мониторинге, ФЧХ даже поважнее АЧХ. Потому что к любой тембровой окраске ухо достаточно быстро привыкает. А вот если групповое время задержки в разных частотных диапазонах разное, к этому привыкнуть невозможно».
Спектральное измерение показало лёгкий спад выше 3,5 кГц и ещё более лёгкий спад ниже 100 Гц.
Нелинейные искажения
Для проверки нелинейных искажений на вход системы подавались синусоидальные тона, чтобы проверить гармонические искажения.
Итак, подача 200 Гц на MIPRO MI909R показало присутствие малого количества гармонических искажений, которыми можно пренебречь. На 1 кГц уже появились гармоники, а на 4 кГц четко появилась третья гармоника. И на пределе диапазона 12 кГЦ генерились гармоники за пределом диапазона.
При этом у самой популярной системы Shure PSM1000 гармонические искажения оказались в разы больше, если сравнивать с MIPRO MI909R, причем это не перегрузка системы и искажения происходят даже за пределами рабочего диапазона.
Сравнение на 200 Гц с системой Shure PSM900 снова показало абсолютную идентичность с небольшой разницей в нюансах, с многочисленными искажениями.
Sennheiser EW300 G3 дал более «чистые» показатели, по крайней мере, соотношение гармоник к основному сигналу, но по сравнению с MIPRO MI909R все равно показал существенное отставание.
«То, что все воспринимают на слух как более широкую стереобазу, воздух и динамику по факту, оказывается искажениями, — удивляется Юрий Астафьев. – И это плохо, потому что искажение — это то, что ухудшает контроль. Это не то, что ты поёшь или играешь, это то, что устройство дорисовывает за тебя. На этом принципе построен эффект distortion или overdrive у гитаристов: чем сильнее гитара искажается, тем интереснее. Но если мы говорим о системе мониторинга, то её задача — донести сигнал как можно точнее. Я и не подозревал, что у популярных райдерных систем такие огромные искажения».
Громкость системы
Многие исполнители, привыкшие работать с напольными мониторами и находиться в большом звуковом давлении, жалуются, что им не хватает громкости. В персональном мониторинге это не нужно, но сила привычки такова, что многие начинают увеличивать громкость в наушниках. Это даже вредно, артисты «сажают уши» таким образом за 2-3 года. Но доказывать это артисту смысла нет, хотя предупредить возможно, а решение уже за ним.
После уборки искажений, громкость подняли на максимум. Shure PSM1000 показал результат почти на 10 дБ тише Sennheiser EW300 G3 и Shure PSM900. MIPRO MI909R показал одинаковые показатели громкости с Shure.
Резюме
Итоги измерений
По результатам измерений в системах Shure PSM1000 и Shure PSM900 присутствует искажений гораздо больше, чем в Sennheiser EW300 G3, а в Sennheiser EW300 G3 соответственно, больше, чем в MIPRO MI909R. По амплитудно-частотной характеристике все системы показывают примерно одинаковые показатели. Небольшой завал MIPRO MI909R при желании легко скомпенсировать эквалайзером, добавив плюс три децибела от 4 кГц. По громкости максимальные показатели у Shure PSM900, а система MIPRO MI909R звучит чуть тише современного Shure.