В начале декабря 2010 года в московском «Президент-отеле» прошел форум «Инновационные технологии для оснащения спортивных объектов». В качестве модератора этого форума выступил руководитель группы компаний «Азия Мюзик» Борис Рожанский. По окончании форума мы задали ему несколько вопросов.
Light.Sound.News: Трудно представить, что для оснащения спортивных объектов могут использоваться театральные технологии и шоу-оборудование.
Борис Рожанский: Это только на первый взгляд, взгляд неискушенного человека. На самом деле такие технологии важны для объекта любого уровня. Ярчайший пример их использования — олимпиада в Пекине. Это крупнейшее спортивное событие одновременно стало самым грандиозным шоу, которое транслировалось на весь мир. Я полагаю, что по масштабу и зрелищности олимпиада в Пекине еще долго не покинет лидерских позиций. Теперь она закончилась, но остался заданный ею уровень, в том числе и технологический. В будущем в России планируется провести сразу несколько спортивных мероприятий международного масштаба, и мы должны придерживаться заданных стандартов качества, чтобы не ударить лицом в грязь,
LSN: Не думаю, что открытие, например, сочинской олимпиады может быть (да и вряд ли должно быть) сопоставимо с открытием пекинских игр…
Б. Р.: По масштабу, тут Вы правы, совершенно необязательно. Но по уровню технологий — почему нет? Тем более что сами они при этом не потеряют своего значения. Так, с помощью технологий, которые были разработаны для открытия олимпийских игр в Пекине, мы уже реализовали куда менее масштабные проекты.
LSN: Не могли бы Вы привести пример?
Б. Р.: Например, в Пекине использовались специально спроектированные полетные механизмы, состоящие из тросов и передвигающихся по ним подвесов. С помощью таких механизмов над стадионом одновременно парили десятки артистов. Несколько аналогичных устройств мы установили в Русском драматическом театре города Улан-Уде. Теперь актеры этого театра тоже могут парить над зрительным залом. Также мы сотрудничаем с компанией, изготовившей для открытия пекинской олимпиады сложнейшую механику сцены. Эти ультрасовременные разработки, многие из которых впервые были внедрены при создании космического оборудования, в настоящее время используются на сценических площадках любого уровня. И стоит ли говорить о массовом применении светодиодных панелей? Светодиодная технология является одной из самых перспективных на сегодня. В России она еще не так популярна, как на западе, но очевидно, что за этой технологией будущее. Все это можно применять в том числе и для оснащения спортивных сооружений.
LSN: Вы сказали, что многие наработки пришли в шоу-индустрию из космической промышленности. Какие именно? Материалы?
Б. Р.: Не только материалы. При использовании любых механизмов необходимо контролировать их согласованную работу. Сегодня всем управляют компьютеры, но для проведения шоу требуется специализированное программное обеспечение, созданное для прецизионного, очень точного управления техникой. Системы, управляющие таким грандиозным шоу, как олимпиада, должны быть не менее надежными, чем оборудование для исследования космоса, где цена любой ошибки так же высока.
LSN: Такое оборудование было бы вполне уместным на церемонии открытия игр. Но нужно ли использовать его для обычных спортивных сооружений?
Б. Р.: Не в таких масштабах, конечно, но совершенно точно нужно. Во-первых, любой зал должен быть рентабельным, а следовательно, универсальным, даже если мы говорим о помещении для проведения исключительно спортивных мероприятий. Например, соревнования по фигурному катанию вряд ли можно себе представить без современного светового оборудования. Да и многие другие спортивные мероприятия только выиграют от хорошего оснащения. А сколько существует постановочных спортивных программ? Скажем, те же танцы на льду? Еще раз подчеркну, что вопрос о том, нужны ли сегодня на спортивных объектах осветительные приборы, светодиодные экраны, акустические системы, не имеет смысла. Они безусловно необходимы.
LSN: Обязательно ли учитывать возможность установки подобной техники на стадии проектирования, то есть должно ли оборудование быть интегрированным в спортивное сооружение? Почему аппаратуру нельзя взять напрокат для конкретного шоу?
Б. Р.: Дело в масштабах. На прокатном оборудовании можно провести концерт. Однако чисто технически такое оборудование невозможно использовать для проведения спортивных мероприятий, где задействовано все пространство арены. На стадии проектирования спортивного объекта необходимо учитывать количество оборудования, создаваемую им нагрузку на точки подвеса и потребляемую энергию, характеристики систем управления и способы согласования аппаратуры с другими системами сооружения. К сожалению, у нас в стране многие руководители этого не понимают. Как правило, архитекторы определяют стандартные параметры, например снеговую нагрузку, и совершенно забывают о весе светового, звукового и мультимедийного оборудования. Сегодня это большая ошибка — строить «коробку» без расчета на дополнительную аппаратуру. В результате могут возникнуть большие проблемы. С одним таким случаем мы столкнулись на практике. Наша компания получила заказ на оснащение нового стадиона звуковым оборудованием. Мы занялись проектом и очень быстро выяснили, что потолочные перекрытия не рассчитаны на дополнительную нагрузку. В результате архитектор позволил установить лишь маленькие громкоговорители типа «колокольчик». И в этой ситуации ничего не получилось изменить. Современный стадион был оснащен крайне примитивной аппаратурой.
LSN: Насколько это распространенное явление?
Б. Р.: К сожалению, очень распространенное. У нас нет школы использования шоу-технологий. Уровень специалистов на местах в этом отношении часто не выдерживает никакой критики. Люди мыслят категориями пятнадцати-двадцатилетней давности и часто боятся всего нового. Просто потому, что не хотят учиться.
LSN: Но действительно ли наличие шоу-технологий так важно для, например, региональных и областных объектов?
Б. Р.: Сегодня уже никто не задает вопрос, для чего даже в небольшом городе нужен хотя бы один современный кинотеатр. С этим наконец-то разобрались. Куда более значимым сооружением для любого города является спортивный комплекс. Большие объекты, как правило, автоматически превращаются в культурные центры. Но публика сегодня очень требовательна. За билеты нужно платить деньги, и за эти деньги зритель хочет получить качественный продукт. На этот счет у нас уже имеется вполне четкая статистика. Например, в Иркутской области нам удалось задать высокие стандарты качества при оснащении объектов шоу-оборудованием. Мы работали над этим несколько лет, и в результате люди стали регулярно посещать концерты. Хорошие сборы в области способствуют улучшению культурной атмосферы. Культурная атмосфера — это не просто красивые слова. Она во многом определяет качество жизни в регионе и социальный климат в том числе, а это довольно важные вещи. Я мог бы привести противоположный пример и упомянуть города, нерадивая администрация которых, желая сэкономить на оборудовании, настолько уронила планку качества, что люди не идут даже на концерты звезд. Чтобы исправить такое положение, нужны годы. Поэтому тут все более чем серьезно.
LSN: Что ж, пришло время подытожить наш разговор. Итак, современные театральные и шоу-технологии в оснащении спортивных сооружений — это…
Б. Р.: Это качество мероприятий, уровень, от которого всецело зависит имидж принимающей стороны. Современные спортивные объекты должны иметь максимальную функциональность, а для этого их оснащение должно соответствовать самым последним стандартам. Здания необходимо проектировать с учетом параметров шоу-оборудования, потому что его масса может достигать нескольких десятков тонн, и если конструкция сооружения не рассчитана на такую нагрузку, то его уже нельзя будет оснастить необходимой техникой. Без современной начинки любое спортивное сооружение — это… бетонная коробка с весьма ограниченными функциональными возможностями и, скорее всего, очень низкой рентабельностью. Сложность новейших театральных и шоу-технологий подразумевает их глубокую интеграцию в концепцию сооружения. При выполнении этого требования заказчик получает действительно прогрессивное многофункциональное решение, которое будет играть важную роль в спортивной и культурной жизни региона. Значение шоу-технологий для олимпийских объектов и стадионов, которые планируется построить к чемпионату мира по футболу 2018 года, и в самом деле очень сложно переоценить.
Беседовал
Александр Хорев.