В мае 2011 года учрежден единственный в России негосударственный Театр мюзикла, который открыл свои двери для публики в ДК имени Горбунова 21 февраля 2012 года. Художественным руководителем театра стал известный деятель культуры Михаил Швыдкой.
Театральный зал Горбушки был акустически достаточно тяжелым из-за большого количества отражающих поверхностей в зале, что значительно усложняло работу. И 1 августа 2017 года Московский театр мюзикла переехал в здание кинотеатра «Россия» на Пушкинскую площадь.
Это здание, построенное в начале 1960-х годов, признано памятником архитектуры. Оно заслуженно считается культовым у московских киноманов: находившийся здесь кинотеатр «Россия» долгие годы был центральной площадкой Московского международного кинофестиваля, а его впечатляющая парадная лестница с красной дорожкой стала таким же символом ММКФ, как красная дорожка Дворца фестивалей и конгрессов для Каннского кинофестиваля.
Новый зал для Театра мюзикла был не совсем театральным: он достаточно большой для классического театра — 1662 места. Для новой площадки создали новую систему звукоусиления, отвечающую и нестандартным требованиям зала, и особенному репертуару Театра мюзикла.
Андрей Ахромеев, руководитель компании Stage Audio, которая начиная с сезона 2015/2016 предоставляет Театру мюзикла акустическое оборудование L-Acoustics, рассказывает об особенностях звукоусиления для этого театра: «Основные требования к системе, которые предъявляются для звуковых систем музыкального театра, — это, безусловно, музыкальность и динамический диапазон. Так как речь идет о театре, большое внимание уделяется разборчивости и детализации речевого материала. Помимо этого, большие требования в театре предъявляются и к визуальной составляющей: система звукоусиления не должна отвлекать внимание зрителей. Но самой сложной задачей для нас стала интеграция системы звукоусиления в конструкцию здания: необходимо было пройти по весу, требования по которому предъявляла служба эксплуатации здания, ведь кроме системы звукоусиления необходимо было обновить и инсталлировать также декорации и световое оборудование.
В результате мы разработали систему (фотография и скришот сверху) с учетом современных театральных требований и построили ее по принципу раздельных источников для музыкальной и вокальных составляющих. Главная идея такого разделения в том, чтобы разгрузить системы по динамике, что дает возможность использовать источники меньшего размера и мощности. Таким образом, системы KARA по краям используются для усиления оркестра, а три массива KIVA предназначены для усиления вокала. Иногда мы также используем KIVA для усиления отдельных музыкальных инструментов, для более точного их расположения в звуковом пространстве и для выполнения специальных художественных задач. Переход к новой системе и новому подходу к микшированию оказался не слишком сложным для звукорежиссеров театра, и со своей стороны они отметили высочайшую степень разборчивости и детализации в системе, что предъявляет повышенные требования к точности микширования».
Для того чтобы эта система работала и работала, и с прицелом на внедрение в будущем более сложных технологий, каждый кластер должен обеспечивать максимально возможное покрытие.
Ниже (в центарльной колонке) на скриншоте из программы Soundvision представлено покрытие центрального кластера KIVAII. Здесь видно, как центральный кластер закрывает практически весь зал, что дает возможность очень легко локализовать принципалов (основных героев) по центру для большинства зрительских мест.
На скриншоте показано покрытие боковых систем KIVAII, которые используются для хоров, а также для локализации принципалов, и на правом скриншоте — зона покрытия системы KARA (самые крайние системы), которые обеспечивают музыкальную составляющую.
Моделирование системы в среде Soundvision позволило решить многие проблемы.
Андрей Ахромеев: «Акустический проект, безусловно, начинается с моделирования, таким образом мы стараемся предусмотреть все возможные проблемы, запланировать какие-либо дополнительные вводные до того, как начинается монтаж и настройка. Естественно, мы моделируем проект в программе Soundvision, поскольку работаем с оборудованием L-Acoustics».
Для лучшего понимания рассмотрим пример, как моделирование в Soundvision помогло оптимизировать звуковые тени и не потерять звуковое покрытие. На модели ниже синие прямоугольники имитируют световые приборы, размещенные перед кластерами KIVA. В этом зале световую ферму можно было повесить только на этом месте, перед системами L-Acoustics.
Сама по себе ферма не представляет никакой проблемы для системы, но объемные световые приборы, размещенные в этом месте, обеспечивают так называемые звуковые тени. Моделирование в Soundvision позволило показать, в каком месте и на какой высоте можно разместить световые приборы, чтобы не потерять звуковое покрытие. В результате звуковая тень, созданная от светового прибора для центрального кластера, образовалась ровно на центральном входе в зал, где нет зрительских мест.
Андрей Ахромеев: «Еще одна проблема, с которой мы столкнулись, — это механика сцены. Служба эксплуатации зала очень сильно ограничивала нас по весу. Специалисты, которые работали до нас в этом зале, увидев фотографии с нашей системой, мягко говоря, удивились, что такое возможно и как это вообще можно было повесить там. В результате, после принятия моего предложения подвесить все системы звукоусиления на одну ферму и распределения нагрузки на несколько точек, нам удалось прорваться сквозь все ограничения. В этом нам снова очень сильно помог Soundvision с точки зрения моделирования тех нагрузок, которые окажутся на этой ферме. Полученные нагрузки были нанесены на чертежи фермы, переданы компании, которая обеспечивает риггинг, и благодаря этому взаимодействию и расчетам мы выполнили требования по весу». (см. чертеж 1, чертеж 2, чертеж 3)
Работа со множественными источниками: большая гибкость и возможность создавать многоплановые звуковые образы
Благодаря тому, что система имеет несколько источников, по сравнению с традиционной системой звукоусиления (лево-право) выросла степень локализации звуковых образов для большего количества зрителей. Также улучшилась детализация в системе. В связи с этим повысились требования как к звукорежиссерам (точность микса), так и к исполнителям, актерам и оркестру, ведь любое неверное действие, неаккуратно сыгранная нота, небрежная речь или пение стали хорошо и близко слышны.
Андрей Ахромеев: «Новая система дает нам очень большую гибкость и современный метод микширования, что приведет нас в дальнейшем к более интересным результатам, к большим зрительским эмоциям. В будущем мы планируем еще расширить эту систему, чтобы обеспечить эффект полного погружения зрителя в спектакли и создать звуковую сказку. Но это уже тема для другой статьи».
www.sonoruss.ru