Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» знакома всем без исключения. Кто из нас не видел на экранах телевизоров знаменитую заставку киностудии «Мосфильм», когда в кадре появляются две фигуры? Мужчина и женщина устремлены вперед и держат над головами серп и молот. Скульптурная группа, созданная для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года, превратилась в настоящий символ советской эпохи.
2019-й — год для этого памятника в нескольких отношениях юбилейный: 130 лет со дня рождения скульптора Веры Мухиной, 80 лет «дому» монумента — ВДНХ. Неудивительно, что именно 2019-й был выбран для премьеры спектакля, в основе сюжета которого лежит история создания скульптуры.
19 октября на сцене КЗ «Зарядье» Рабочий и Колхозница ожили, чтобы поехать представлять свою страну на Всемирную выставку в Париж, где их ждало знакомство с великими современниками — Марлен Дитрих и Пабло Пикассо… В блестящем актерском составе спектакля отдельного упоминания заслуживает Сергей Мазаев, исполнивший роль Сталина, и легендарная Илзе Лиепа, воплотившая образ Марлен-Пикассо.
Световое оформление для «Рабочего и Колхозницы» придумал и реализовал художник по свету Александр Краснолуцкий. Он добавил к стандартным световым инструментам и светодиодным экранам трубки astera, которые превратились в центральный элемент сценического пространства.
КЗ «Зарядье» не самая простая площадка для работы. Сам зал очень светлый, а кроме того, здесь запрещено использовать дым, из-за чего художники по свету лишены возможности работать с таким популярным приемом, как геометрия лучей. Но Александр Краснолуцкий увидел в данных условиях новые возможности.
«Раз с лучами работать было нельзя, я решил пойти по альтернативному пути — максимально использовать фон и цвет, — рассказывает Александр. — Для спектакля я выбрал задник из 60 трубок titan от Astera. С их помощью я мог передать настроение момента и усилить образ того или иного героя».
Специально для инсталляции из трубок был сооружен черный кабинет, обеспечивающий максимальную контрастность. В нем на равном расстоянии друг от друга разместили точки подвеса, и в итоге образовалась широкая полоса, состоящая из симметричных ярких цветных линий. Геометрия нашла свою дорогу на сцену, пусть и в другом формате.
«В этом спектакле работу по созданию настроения практически полностью взял на себя художник по видео. Он создавал образы, задавал тон. Я же должен был доработать пространство и усилить погружение зрителя в атмосферу, — комментирует художник по свету. — Трубки Astera блестяще помогли мне справиться с задачей. Они очень яркие и абсолютно не теряются на фоне больших экранов. Скажу больше, моментами я их даже „поджимал“».
До оперы «Рабочий и Колхозница» Александр уже не раз испытал Titan в разных проектах и остался очень доволен характеристиками этого решения: «Они интересные в плане различных возможностей и реализации идей. Высокий индекс CRI и хорошая цветовая температура позволяют спокойно использовать трубки Titan для заполнения в телевизионной картинке».
Красивая палитра оттенков, которую дает комбинация диодов rgb плюс «янтарь» и «мята», подошла для обеспечения правильного фона во время определенных поворотов сюжета оперы. Яркое синее небо праздничного Парижа продолжали линии светло-голубого оттенка, а монохромную мрачность эпохи Гитлера и Второй мировой войны дополнили белые полосы. Символичный красный цвет Кремлевских стен и даже оранжево-золотистое сияние рубиновых звезд трубки Titan поддержали без проблем.
Отдельно художник отмечает продуманные функции и работу от аккумулятора. Создатели Astera, избавляя пользователей от необходимости подключения к сети и использования проводов, не принесли в жертву яркость и качество света. «Даже если мероприятие идет несколько часов и батарейка уже израсходовала часть заряда, трубки не „просаживаются“. И в нашем спектакле все прошло и реализовалось так, как и было задумано», — подытоживает Александр Краснолуцкий.
Фото: Ирина Полярная