“2011 год выдался жарким для производителя звукозаписывающей продукции roland. Выход SONAR X1, презентация DUO-CAPTURE, TRI-CAPTURE, UM-ONE и появление на прилавках octa-capture — произошло полное обновление всего модельного ряда аудиоинтерфейсов, производимых компанией. Финальным аккордом в этой смене поколений стал выход QUAD-CAPTURE, представленный на Frankfurt Musicmesse 2011. Рассмотрим подробно этот интерфейс, воплотивший все достижения компании в данном направлении.
Читать сухие характеристики бессмысленно — они не говорят главного. АЦП/ЦАП 24/192, 4 входа/4 выхода, MIDI вход/выход — эта информация не сообщает нам ничего о том, чем этот интерфейс отличается от своих собратьев на полках магазинов и какие сюрпризы он таит в себе.
Самое важное для понимания инструмента (а аудиоинтерфейс — это именно рабочий инструмент звукозаписи) — концепция и основополагающие идеи, заложенные в него инженерами. Просто качеством звука сегодня уже мало кого можно удивить, поэтому, кроме обязательных требований, таких как габариты и частота дискретизации, разработчики компании сосредоточились на удобстве рабочего процесса. Интерфейс должен как можно меньше отвлекать музыканта от самого главного — творчества и как бы угадывать намерения хозяина. Звучит немного фантастично, но попробуем разобраться, что именно удалось создать японским инженерам.
В первую очередь, говоря о любом аудиоинтерфейсе, нельзя обойти стороной вопрос качества звука, которое характеризуют, к слову, не только пресловутые АЦП/ЦАП. Звук — это целая цепочка элементов, каждый из которых способен в корне изменить итоговый результат. Не будем копать слишком глубоко, рассмотрим основные звенья.
Своеобразными воротами, принимающими аналоговый сигнал в интерфейсе, всегда были предусилители. В QUAD-CAPTURE это фирменные VS Preamp. Те же самые, что использованы в концертной консоли M-400 и студийной системе V-Studio 700. Говоря простыми словами, предусилители премиум-класса, лучшие, которые Roland может сегодня предложить.
После предусилителя и аппаратного компрессора (управляемого программно) звук попадает на АЦП. На этом этапе звук наиболее уязвим: на плате есть вероятность взаимного проникновения сигналов и возникновения искажений. Поэтому в QUAD-CAPTURE аналоговая и цифровая части разнесены на разные платы. Пусть этот шаг и удорожает интерфейс, но он оправдан с точки зрения звука. АЦП, использованный в интерфейсе, обладает высокими характеристиками, он позволяет работать с частотой дискретизации до 192 кГц.
Завершая разговор о физической цепочке, важно упомянуть и о шине передачи данных — USB. В устройстве нет отдельного разъема для блока питания от сети. Возникает резонный вопрос: технология USB не позволяет обеспечить даже постоянные цифры питания, необходимые для стабильной работы интерфейса, как же тогда QUAD-CAPTURE при потреблении 5 В от шины щеголяет фантомным питанием на оба аналоговых входа в 48 В? Ответ прост: в устройство встроена система регенерации питания, обеспечивающая равномерное и постоянное питание, гарантирующая стабильную работу.
Финальным аккордом в вопросе качества и надежности интерфейса всегда остается драйвер. Говоря о том пакете, что идет с QUAD-CAPTURE, можно сразу отметить крохотный размер самих файлов, задержку всего от 1,2 мс и высокую устойчивость к экстремальным условиям эксплуатации. К примеру, при случайном выдергивании USB-кабеля, соединяющего интерфейс с компьютером, программа-редактор никогда не зависнет, будет достаточно лишь заново подключить карту. На самом деле это тот же самый драйвер, что прекрасно зарекомендовал себя на старшей OCTA-CAPTURE, — VS Streaming. На сегодняшний день он стал стандартом для всех интерфейсов Roland.
Но качество и надежность, как мы уже говорили, не основное, к чему стремились инженеры Roland. Главное — простота, удобство в работе и свободные руки. Именно для этих целей была разработана технология AUTO-SENS — автоматическое определение уровня сигнала на входе каждого канала. Это решение здорово экономит время пользователя, позволяя сразу начать запись, не останавливаясь подолгу на подготовке. Достаточно нажать кнопку AUTO-SENS на корпусе, подать сигнал и вход — и карта сама определит оптимальный уровень. При этом, если вам понадобится вручную откорректировать уровень, ручки не собьют предыдущей настройки. Индикация на корпусе в процессе работы будет отображать и уровень, определенный автоматически, и реальный сигнал. AUTO-SENS мы могли видеть еще на OCTA-CAPTURE, но в QUAD-CAPTURE она заметно эволюционировала. На корпусе интерфейса появились оригинальные индикаторы на каждый из двух аналоговых каналов, расположенные вокруг ручек чувствительности каналов, значительно изменилась подача данных и управление функцией на компьютере. Графический редактор, идущий в комплекте, — еще один этап в эволюции. Он позволяет не только управлять функцией AUTO-SENS, но и визуально отстраивать компрессор, управлять фильтром нижних частот и инвертировать фазу. Максимум информативности, приятный дизайн и наглядность информации позволяют экономить время и делают рабочий процесс интуитивным. Кроме того, в комплекте с QUAD-CAPTURE поставляется новейший редактор SONAR X1 LE. Таким образом, пользователь избавлен от необходимости приобретения дополнительного ПО. На сегодняшний день SONAR X1 — наиболее технически развитая система под Windows с самым простым и удобным интерфейсом.
Делать выводы о QUAD-CAPTURE предоставим пользователям, но одно ясно уже сейчас: с точки зрения работы, надежности и звука редко выходят подобные интерфейсы, в которых качество так органично сочетается с удобством.
Текст Сергея Борзова
Материалы предоставлены компанией «Роланд Мьюзик» —
эксклюзивным представителем торговых марок Roland, Cakewalk, boss, Edirol, Rodgers и rss в России.
www.rolandmusic.ru”