Лавалье-микрофоны, также известные как петличные микрофоны или “петлички” представляют собой небольшие проводные или радио трансдюсеры, широко используются в сферах кинопроизводства, телевидения и радиовещания. Петличный микрофон – лучший выбор для многих профессиональных и начинающих артистов, спикеров, ведущих телевизионных программ. Устройство подходит для записи диалогов, подкастов, аудиоряда к обучаюшим видео и обладает рядом серьезных преимуществ. Они незаметны в кадре и неприхотливы в обслуживании и могут быть расположены близко ко рту, как к источнику звука, оставаясь вне поля зрения зрителя. Это гарантирует, что вы получите чистый, прозрачный звук в целом ряде стандартных ситуациях записи, будь то видеоблог, репортаж на камеру или запись интервью. Конечно, как и любое другое техническое устройство, Лавалье-микрофон требует внимательности при использовании и навыков при эксплуатации. Закрепление микрофона на одежде, выбор положения трансдюсера относительно источника звука и, конечно, предварительная оценка шумности в записываемой обстановке, крайне важны для осуществления высококачественной записи и коммерческой успешности финального продукта. Аудиовизуальные искусства не прощают ошибок. Современный зритель превосходно отличает плохое от хорошего. Стандарты в индустрии определены многолетним опытом работы профессионалов. Именно поэтому низкокачественное аудио сопровождение видеопродукции часто сводит на нет все надежды продюсеров и режиссеров на успешный коммерческий релиз.
Выбор дистанции
При использовании петличного микрофона необходимо учитывать ряд аспектов. Расположение микрофона относительно источника звука – основной фактор для получения качественного аудио ряда. Большинство петличных микрофонов, использующихся в студиях, представляют собой конденсаторные модели с широкой кардиоидной диаграммой направленности. Это позволяет выделять и приоретизировать голос спикера по сравнению с окружающим шумом, гарантирует хороший акустический баланс, уменьшает влияние звуков, возникающих от движения рук спикера, на драматургию звука. Оптимальное расстояние между микрофоном и источником звука зависит от множества факторов, но чаше всего, дистанция между ртом спикера и микрофоном составляет 10-15 см.
При использовании ненаправленного или кругового микрофона необходимо располагать устройство на расстоянии 8-12 см от источника звука. Ненаправленные микрофоны менее подвержены «Эффекту близости», но воспринимают звуковые волны, поступающие на мембрану со всех направлений. Это может быть проблемой в случае присутствия в студии звукозаписи шумов вентиляторов, часто устанавливаемых в современное оборудование. Плазменные экраны, компьютеры, устройства маршрутизации и коммутации сигналов и динамические процессоры необходимо охлаждать. Звукозапись редко осуществляется в идеальных для микрофона условиях. Это просто невозможно на сегодняшнем уровне технологичности студий для записи и монтажа видеопрограмм. акустических волн, будь то рот говорящего человека или музыкальный инструмент даст ощущение прозрачности и полётности в звуке и придаст тембру голоса естественность и перспективу.
Природная естественность тембра особенно важна для записи голосов, широко известных аудитории, поскольку узнаваемость — это часть продвижения бренда на рынке. Способность аудитории распознавать знакомые голоса считается одним из важнейших факторов в процессе передачи информации от спикера к слушателю в рамках оценки восприятия аудиторией информационных потоков. Доверие между артистом и поклонниками, между профессором и студентами, между профессором и аудиторией часто строится на восприятии тембра голоса и особенностях воспроизведения звуков речевым аппаратом человека. Очевидно, что искаженный тембр плохо влияет на восприятие звукового ряда и мешает когнитивными процессам обработки информации. Аудитория прилагает дополнительные усилия для реализации процесса погружения в информационный поток, что, конечно, может привести к негативному послевкусию от просмотра телевизионной программы, обучающего видео или художественного фильма.
Выбор метода закрепления микрофона
Использование стандартного зажима, всегда поставляющегося в комплекте с микрофоном, может вызвать трудности у новичков. Практика поможет добиться совершенства в искусстве закрепления микрофона на одежде в течении короткого времени. Вероятнее всего Лавалье-микрофон называют «петличкой» именно из-за необходимости формировать небольшую петлю из кабеля при закреплении устройства. Круговая форма петли помогает уменьшать шумы и колебания, которые распространяются по кабелю микрофона к капсюлю.
Крепление микрофона — это отдельное искусство в кино и теле индустрии. Звукорежиссёры кино превосходно владеют искусством расположения устройства под одеждой, закрепляют микрофон на липкую ленту, подшивают трансдюсер внутрь сладок одежды. При записи стандартных телепрограмм и обучающих курсов необходимо просто закрепить Лавалье микрофон на край одежды. В большинстве случаев этого достаточно для достижения хороших, с точки зрения технического качества, результатов. Конечно, при этом микрофон виден в кадре, но быстрые условия съемок, лимитированные бюджеты и отсутствие свободного времени у спикеров и гостей студий не позволяют реализовать весь творческий потенциал использования скрытых от глаз зрителя микрофонов.
Именно из-за недостатка времени, профессиональные спикеры часто подбирают предметы гардероба, исключающие трудности при креплении микрофона. В плотном графике работы никто не хочет звучать ватно, не узнаваемо или искажённо. Важность качественного аудио ряда сегодня очевидна для всех. Лацкан пиджака, шов рубашки на пуговицах или край галстука – идеальные варианты. Убедитесь, что микрофон находится далеко от любых других предметов одежды, которые могут о него задевать. Такие шумы не эстетичны и вызывают неприятие у аудитории.
Длинные волосы так же нужно контролировать. Необходимо заранее договориться о положении прически со спикерами и проверить расстояние между краем волос и микрофоном. Останавливать запись из-за технических проблем не только не профессионально, но и неверно с точки зрения сохранения драматургии съёмочного момента. Технические остановки и перерывы ведут к потере внутренней структуры диалогов, разрушают атмосферу съёмки и оставляют негативное впечатление о работе съёмочной бригады. После каждого незапланированной паузы спикеру, ведущему и гостям студии нужно снова войти в процесс диалога, структурировать речь, подобрать интонацию и темп, что бывает очень не просто при обсуждении эмоциональных вопросов.
Выбор метода закрепления микрофона при нестандартных ситуациях
Трудности могут возникнуть при записи гостей, которые носят одежду без прочного шва для крепления, например майку или футболку. Край футболки чаще всего располагается высоко под подбородком, и контроль расстояния между ртом и микрофоном становится непростой задачей. В этом случае рекомендуется убирать микрофон с центра шва футболки и закреплять трансдюсер справа или слева по отношению ко рту спикера. Это позволит избежать окрашенного, гулкого звучания голоса и придаст тембру больше свободы и прозрачности. При расположении микрофона прямого под подбородком, на расстоянии 5-6 см от источника звука, тембр голоса спикера будет резким и гулким, с преобладанием низких частот. В случае отсутствия на госте предметов верхней одежды, например при записи спортивных репортажей и видеосюжетов о светских вечеринках, ремни сумок и плечевые ремешки вечерних платьев и прекрасно подходят для закрепления микрофонов.
Работа с кабелем так же имеет значение. Видео выглядит профессионально, если не обязательные в пространстве кадра технические устройства, такие как кабели и коммутация, не отвлекают внимание зрителя от драматической линии. Микрофонный кабель нужно спрятать под куртку или положить под рубашку. Проблемы начинаются если спикер предпочитает полупрозрачную блузку и кабель виден через неё на просвет. В этом случае придётся использовать ленту телесного цвета или закреплять кабель на спине спикера, проводя его справа или слева от шеи спикера или ведущего. Профессиональные звукорежиссёры часто используют драпировочную ленту телесного цвета, для маскировки и закрепления кабеля на внутренней стороне одежды.
Закрепление микрофона под одеждой
Работа с микрофоном — это особое искусство при съёмках художественных и документальных фильмов. Присутствие технических устройств в кадре не всегда оправдано с точки зрения режиссёрского видения конечного продукта и драматургии произведения. Современные микрофоны плохо смотрятся в интерьерах прошлых веков. Положение устройства на виду у зрителя разрушает целостность художественного решения фильма и атмосферу кадра.
Микрофон необходимо маскировать в складках одежды, подшивать внутрь костюма или закреплять на клейкой ленте под каким-либо предметом одежды. Эффект близости, в этом случае, не является серьёзной проблемой, поскольку микрофон, расположенный под одеждой, располагается на достаточном расстоянии от речевого аппарата говорящего. Кардиоидная петличка, закрепленная на грудной клетке актера, прекрасно формирует баланс между голосом и окружающей акустической обстановкой при съёмках в не зашумлённых помещениям и локациях без сильного ветра. При осуществлении таких работ важно выбирать микрофоны с предустановленным производителем усилением высоких частот в спектре 3-5 КГц. Это позволит сохранить слоговую разборчивость речи и минимизирует последующую коррекцию частотного диапазона на этапе пост-продакшн.
Использование липкой ленты при скрытом расположении микрофона
После того, как положение микрофона примерно определено, необходимо приступить к его установке на липкую ленту. Начнём с формирования небольшой петли из кабеля размером 1-1,5 см рядом с капсюлем микрофона. Это контур защиты от шума. Он необходим нам для минимизации акустических эффектов от вибрации кабеля, которые часто попадают на капсюль микрофона. Обвяжем сформированную петлю небольшим кусочком нити или клейкой ленты, при этом осторожно обернем ленту чистой стороной к кабелю и липкой стороной наружу. Завяжем петлю так, чтобы она не была слишком тугой. Это позволит регулировать размер петли и исключит натяжение кабеля под одеждой. Так же, при размещении микрофона под одеждой необходимо принять меры для предотвращения шума от одежды. Классический способ защиты микрофонного капсюля от шума заключается в использовании двух треугольников, сформированных из липкой ленты. Треугольники предотвращают соприкосновение микрофона с одеждой и обеспечивают изоляцию от ненужных вибраций. Чтобы прикрепить микрофон к спикеру, нужно разместить треугольники под воротником или рядом с пуговицами, с внутренней стороны рубашки и разместить микрофон между ними, капсюлем наружу. Важно закрепить провод, под сформированной нами с петлей, липкой лентой. Это гарантирует стабильность всей системы под одеждой и обеспечит снятие напряжения с кабеля микрофона. Для укрепления конструкции от пота и влаги под рубашкой, систему можно укрепить безопасной английской булавкой.
Заключение
Профессиональное использование «петличных» микрофонов – это сложное искусство, требующее понимания творческих и технических аспектов записи. Открытое размещение оборудования не всегда доступно звукорежиссерам в силу законов различных жанров, тенденций моды и стиля, фасонов и типов одежды ведущих и гостей студий. Профессиональный выбор способа размещения микрофона, оценка дистанции между капсюлем и источником звука и знание дополнительных техник расположения устройства под одеждой спикеров дадут любому специалисту в индустрии необходимый набор компетенций для осуществления качественной записи файлов для телевидения, кино и образовательных платформ LMS, предназначенных для школ, колледжей, ВУЗов и корпоративных университетов.