Последние 30 лет в инсталляционных проектах всегда считалось, что поставляемое оборудование должно быть абсолютно новым. Проект мог включать в себя взаимодействие с уже имеющимся оборудованием, принадлежащим клиенту, или предполагать его повторную установку, но в остальном все должно было приобретаться для проекта и поставляться в запечатанной коробке и с соответствующей гарантией.
В меняющемся мире есть ряд причин, по которым клиенту стоит рассматривать подержанное оборудование. Это вызвано сменой некоторыми игроками своих позиций в отрасли, то есть экономическими проблемами и, конечно, кризисом цепочки поставок.
Например, гипотетический клиент, который имеет объекты по всей стране и хочет получить стандартизированные системы на каждом своем объекте, чтобы облегчить себе их эксплуатацию и обслуживание. Он без проблем готов платить за оборудование, но по факту просто не может найти ряд критически важных элементов для инсталляции, поэтому интегратор начинает рыскать по рынку в поисках подержанного оборудования. Но одна из сложностей такого подхода заключается в том, что вы не знаете историю подержанного товара, поэтому гарантии на него являются проблемой.
Однако все большее число производителей начинает предлагать сертифицированные восстановленные или отремонтированные продукты. Существует несколько разновидностей этой бизнес-модели, но принципы схожи. Подержанное оборудование может быть отправлено производителю в обмен на товарный кредит или за деньги, затем старое оборудование обслуживается им и на него предоставляется новая гарантия. Такой подход позволяет существующим клиентам обновить оборудование, а использование кредита сохраняет их лояльность. Такой подход также позволяет привлечь к бренду новых клиентов, которые не в состоянии позволить себе последние модели производителя. Это также дает возможность производителям продолжать продажи своей продукции, в условиях различных ограничений поставок комплектующих.
Другими потенциальными поставщиками подержанного оборудования являются прокатные компании. Пандемия заставила некоторых из них пересмотреть свой бизнес: одни перешли на потоковое вещание и продакшн, другие стали заниматься инсталляцией оборудования. Наличие у них полного склада подержанного оборудования может раскрыть определенные возможности. Если клиент готов принять секонд-хенд оборудование, он может получить его мгновенно. Клиенты, которые не могут позволить себе крупные единовременные выплаты за покупку, могут вместо этого оплачивать оборудование на условиях аренды с обслуживанием. Прокатные компании могут поддержать эту идею, поскольку они уже заплатили за свое оборудование и готовы предложить его клиенту. Эта модель не совсем нова: многие шоу работают на такой основе уже много лет, и многие предлагают аренду или лизинг, но в настоящее время для этого есть больше возможностей. Арендный подход также устраняет опасения по поводу отсутствия гарантий на подержанное оборудование, поскольку ответственность остается за поставщиком.
Еще одно соображение в отношении подержанного оборудования – рациональное. Раньше мы считали, что если здание или помещение ремонтируется, то и вся техника заменяется в это же время. Теперь это можно считать чрезвычайно расточительным. Более серьезное отношение к повторному использованию некоторого оборудования по рациональным соображениям будет оценено по достоинству некоторыми клиентами. Потеря прибыли от продажи не нового оборудования может быть не такой большой, как вы думаете. Оборудование все равно нужно снимать, обслуживать и устанавливать заново, со всеми сопутствующими трудозатратами, которые необходимы для этих действий.
Для клиентов использование подержанного оборудования дает возможность выбора. Некоторые могут сэкономить деньги, для других – это может быть единственным вариантом, если они хотят завершить проект в срок. Использование подержанного оборудования может дать некоторую экономию, но есть примеры, когда подержанное оборудование продается дороже нового просто потому, что его невозможно достать.
Не все технологии производства могут рассматриваться одинаково, когда речь идет о повторном использовании. Можно утверждать, что качество производства звука значительно улучшилось, поэтому во многих случаях оправдано повторное использование усилителей, микрофонов, обработки сигнала и акустических систем.
С видео сложнее, поскольку производители все еще не достигли “идеального качества”, как в случае со звуком. Ожидания перемен все еще существуют, и пока неясно, замедлится ли прогресс, даже когда 8K станет повсеместным. Все осложняется тем, что не существует стандарта для распределения видео внутри зданий. Независимо от того, используете ли вы выделенные кабели или IP-сеть, существует проблема совместимости, в отличие от аудио, где существует всего пара сетевых стандартов, которые практически используют все.
Освещение также имеет множество аспектов, в зависимости от проекта и требуемых характеристик. В некоторых областях применения все еще осуществляется переход на светодиодные лампы там, где очевидны преимущества покупки новых ламп с точки зрения энергосбережения.
Прежде чем думать об использовании старого оборудования, технологические изменения заставляют нас переосмыслить, когда продукт считается старым и подлежащим замене. Все большее количество производственного оборудования основано на компьютерных технологиях. В то время как программное обеспечение и обновление прошивки обычно не оказывает никакого или же значительного влияния на физические или механические характеристики, они позволяют добавлять новые функции, продлевая срок службы изделий сверх того, что было возможно ранее.
Во время следующего проекта по переоборудованию стоит провести анализ каждого элемента, чтобы выяснить, есть ли реальное преимущество в замене этого элемента. Сравните сертифицированные программы восстановления от разных производителей. В настоящее время такую возможность предлагают в основном производители, занимающие более высокие позиции на рынке, поэтому вы можете приобрести продукт от лучшего производителя, который вы обычно не могли себе позволить. Но они также могут предложить тот же уровень поддержки, который вы могли бы ожидать при покупке нового товара у более дешевого поставщика.
Думая, что будущие инсталляции будут все чаще представлять собой сочетание нового и старого, и никто не будет чувствовать себя скрягой, работая таким образом.
Текст Дмитрия Романова