Цифровые технологии – это основа современного мира. Города, страны и цивилизации становится ближе к друг другу благодаря телевидению. В большинстве случаев не нужно покупать авиабилет, бронировать отель и планировать выходные с целью посещения публичного мероприятия. Качественно организованные телевизионные трансляции позволяет зрителю находиться в центре действия не покидая при этом комфортных условий обычной квартиры. Визуализация проникла во все сферы современного мира. Повсеместное использование интернета и цифрового телевидения привело к значительным изменениям в методах подготовки к проведению шоу.
Телевизионная трансляция — это совместный продукт, в создании которого принимают участие представители широкого круга профессий. В отличие от единовременно проведённого спектакля или концерта, цифровые системы хранения информации позволяют использовать единожды записанный для телевидения материал неограниченное количество раз без потери качества. Коммерческие отношения между телекомпаниями делают возможным продавать и перепродавать результаты труда операторов, режиссеров и звукорежиссеров спустя годы после первого показа. В этих условиях, дополнительное эмоциональное давление на персонал неизбежно, поскольку высококачественная телевизионная трансляция – это прежде всего коммерческий продукт, приносящий прибыль. Тем не менее, социальные аспекты также не могут быть отброшены без рассмотрения.
Трансляция шоу как правило представляет зрителю эмоциональный контент, который безусловно оказывает эффект на настроение и состояние аудитории. Телевизионный показ концерта, ток-шоу или балета способен генерировать не только положительные, но и отрицательные эмоции. Опыт получаемый зрителями в результате просмотра телевизора прямо влияет на восприятие жизненных ситуаций и имеет отношение к алгоритмам принятия решений. Исходя из этого, подготовка к проведению мероприятия – это ответственный этап требующий особой ответственности и структурированности.
Сценарий и подготовка к трансляции
Цели телевизионных трансляций и соответственно цели организаторов шоу напрямую зависят от жанра. Артисты находящиеся на сцене дарят зрителю радость, ностальгию, грусть. Спектр эмоций ничем не ограничен. В большинстве случаев, ощущение праздника и радости – это неотъемлемая часть большинства мероприятий. При этом переживания и воспоминания о давно минувших трагических событиях, так же могут быть основным лейтмотивом при организации шоу. Зритель любит разнообразие и выбор. Подготовленные под копирку концерты часто не способны давать зрителю ощущение присутствия, заставлять его сопереживать действию на сцене. Только предварительное планирование помогает исключить шаблонность из творческого процесса.
Сценарий – это обязательный документ. Это часть шоу. При наличии сценария, каждый сотрудник участвующий в процессе съемок получает представление о творческом замысле режиссера-постановщика и продюсеров. Тщательная разработка сценарного плана также имеет дополнительные преимущества. Потраченное на сценарий время существенным образом снижает влияние человеческого фактора в процессе съемок. Участники шоу, технический персонал, операторы, режиссеры, администраторы получают полное представление о визуальных, драматических, технических и художественных аспектах предстоящей трансляции. Это способствует укреплению дисциплины и демонстрируют профессионализм съёмочной команды. Главной отличительной особенностью прямых эфиров при сравнении со студийной работой является отсутствие возможностей по перезаписи неудачных дублей. В таких условиях звукорежиссер часто не имеет права на ошибку.
Принцип “снимаем то что движется по сцене” в большинстве случаев ведёт к низко качественному аудио-видео ряду, неправильной коммутации и организационным проблемам. Режиссеры и звукорежиссеры должны поднимать не только порядок сценического действия, но и общую структуру мероприятия. Телевидение относятся к аудиовизуальным искусствам. В мире звукозаписи, организация прямой трансляции шоу, балета, оперы или концерта требует большого количества технических средств. В большинстве случаев решения о размещении оборудования принимаются совместно с представителями других служб. Это означает, что звукорежиссер не может расположить микрофоны руководствуясь исключительно вопросами звукозаписи. Художники по свету, операторы постановщики, специалисты по созданию декораций являются полноправными участниками съемочного процесса. В таких условиях звукорежиссер часто не имеет права на ошибку.
Наличие профессионально подготовленного сценария также позволяет минимизировать расходы на проведение трансляции. Экономия на аренде осветительных приборов, микрофонов, динамических процессоров с лёгкостью окупает наличие сценаристов штате редакции. Рациональное использование технических средств позволяет упростить работу инженерно-технического состава телекомпании и минимизировать число коммутационных ошибок при проведении мероприятия. Количество микрофонов единовременно использующихся на сцене должно иметь рациональное обоснование. Инсталляция и подготовка к работе 10 и более устройств при наличии двух ведущих на сцене, даже принимая во внимание необходимость резервирования систем, является избыточным и нерациональным шагом.
Еще одним важнейшим плюсом наличия сценарного плана во время проведения мероприятия является возможность адекватной оценки результатов труда всех участников съемочного процесса. Полностью реализованный сценарий, c заранее прописанным текстом ведущих, использующимися техническими средствами, таймингом и комментариями режиссера постановщика, говорит о высоком профессионализме и мастерстве организаторов, технических служб и творческих подразделений компании. В условиях прямого эфира ошибки недопустимы. Нарушение порядка выхода артистов на сцену и отсутствие заранее подготовленного текста может быть причиной глобального сбоя в проведении шоу.
Наличие каналов связи между службами
Информация правит миром. Проведение шоу – это динамичный процесс и наличие каналов указаний является обязательным условием, гарантирующим высокое качество и коммерческий успех телевизионной трансляции. В случае экстренных изменений сценарного плана или форс-мажорных обстоятельств только общение между профессионалами может исправить ситуацию. Организация каналов связи между режиссерским группами обеспечивающими проведение трансляции и шоу, между звукорежиссером звукоусиления и звукорежиссером ПТС, между микрофонными операторами и звукорежиссёрами, между редакторами и сценаристами критически важно в профессиональной работе.
Распространённой ошибкой является использование мобильных телефонов вместо специализированных устройств для служебной связи, поскольку возможности использования GSM сетей могут быть ограничены на мероприятиях с повышенным уровнем ответственности. В этих условиях нужно использовать локальные защищённые цифровые каналы для передачи важной технической информации. В настоящее время на рынке есть ряд компаний производящих оборудование для беспроводной служебной связи. Система должна быть мобильной, высоко защищенной от помех и неблагоприятных погодных условий. Размер переносных модулей имеет существенное значение. Широкое распространение получили системы в форм-факторе “беспроводной бeлтпак”. Связь должна быть двусторонней, и устойчивой к внешним помехам. Не лицензируемые частотные диапазоны обеспечивают доступность и простоту в применении. Использование технологий шифрования, например AES-256, исключают случаи несанкционированного перехвата сигнала.
Недопонимание в процессе решения сложных технических вопросов является недопустимым. В большинстве современных систем используется высокопроизводительные голосовые кодеки обеспечивающие удовлетворительную слоговую разборчивость речи и минимальную задержку. Функции роуминга и возможности расширения добавляют таким системам гибкости. Ряд моделей на рынке поддерживают стандарты производственных спецификаций беспроводных персональных сетей. Это позволяет дополнительно подключить гарнитуру или смартфон.
Особенности проведения телевизионных трансляций
Создание процесса вовлечения с целью сопереживания происходящему на сцене является приоритетной задачей творческой команды и артистов. Приобретая билет, зрители становятся участниками мероприятия. Атмосфера шоу или концерта отражает социально-исторические, общекультурные, художественные и даже климатические аспекты жизни и общества, и воспринимается аудиторией через призму опыта и ситуаций. Телевизионный зритель находится в десятках, а иногда и сотнях километров от локации проведения шоу. Это подразумевает, необходимость создания атмосферы действия, в соответствии с жанром. Сам процесс шоу, обстановка вокруг, пиротехнические и визуальные эффекты и даже в какой-то степени погода, определяют эмоциональность и художественность действия.
Окружающая нас акустическая действительность часто используется дизайнерами и художниками для описания локаций и создания временных или культурных контекстов. Человек проживает жизнь через звук. Каждую секунду наши уши воспринимают разные частотные колебания. Звук играет важнейшую роль в восприятии аудиовизуального продукта, и синергетически, совместно с другими элементами перформанса помогает создавать художественную реальность для аудитории. На этом этапе проявляется различие между телевизионной площадкой и реальным мероприятием.
Звукорежиссер телевидения и звукорежиссер звукоусиления используют разные средства выразительности для достижения профессиональных целей. Это объясняется различными исходными условиями. Звукорежиссёрам звукоусиления нет необходимости уделять большое внимание записи реакции аудитории и акустических эффектов окружающих сцену. Зрители естественным образом погружены в атмосферу происходящего. Телевизионный звукорежиссер в отличие от своего концертного коллеги обязан конкретизировать локацию и интегрировать акустические элементы расположенные рядом со сценой в звуковой баланс. На самом базовом уровне, звуковая атмосфера трансляции с Поклонной горы, с многочисленными фонтанами, пространством, шумом Кутузовского проспекта, должна отличаться от атмосферы мероприятия с Красной площади, с брусчаткой, звуковыми отражениями от ГУМа и боем курантов на Спасской башне.
Таким образом, звуковой баланс для телевидения состоит из информационной составляющей или текста, музыкального действия, происходящего на сцене и какого-то количества реалистичного пространства, вручную создаваемого звукорежиссером. Главное преимущество телевидения – трансляция не заканчивается тем что происходит на сцене. Погружение зрителя и слушателя в пространство окружающее сцену крайне важно с художественной точки зрения. Разность звуков воспринимается как разность состояний и эмоций. Благодаря телевидению ощущение присутствия может быть усилено многократно. Художники по свету и режиссеры стремятся показать глобальность, ширину и красоту мероприятия используя окружающие сцену элементы как часть самого действия. Использование дальних планов и планов «деталь» в телевидении стало нормой в XX веке. Эра цифровизации внесла новые коррективы. Камеры установленные на крышах домов, герметичные боксы для подводной съемки и дроны стали обыденностью в последние годы. Всё это дает возможность режиссёрам и звукорежиссёрам использовать дополнительные средства выразительности, расширять и изменять пространство.
Современная архитектура, парки, городские пространства позволяют использовать возможности пиротехнических и световых устройств с целью повышения эмоциональности мероприятия, но для человека купившего билет на шоу и находящегося рядом со сценой многие из этих элементов являются потерянными. Фокус зрителей перед сценой всегда направлен на сценическое действие. Световые и пиротехнические элементы часто находятся в зоне ограниченного восприятия. Профессиональная телевизионная режиссура и звукорежиссура помогают решить эту проблему.
Принципы формирования акустического баланса
В большинстве случаев, звуковая атмосфера состоит из 3x уровней, каждый из которых имеет свою собственную функцию. Для решения задачи формирования этой части звуковой программы звукорежиссер использует совокупность динамических и конденсаторных микрофонов с разными характеристиками направленности и чувствительностью.
Первый слой содержит не локализованные, акустически однородные элементы. Главной задачей является формирование у зрителя ощущения пространства при передаче размеров помещения или площадки. Звуки входящие в 1й слой не должны иметь фиксированный направленности для передачи движения. Как пример базовой составляющей первого слоя можно привести реверберацию концертного зала. Этот элемент в большинстве случаев характеризует помещение в котором проводятся мероприятие. Для шоу проводящийся на открытом воздухе, основной слой формируется из шума ветра или листвы, шума фонтанов и дорожного трафика, шума протекающей рядом воды, если в локации присутствует водопад.
Второй слой содержит компоненты, которые зритель может конкретизировать с точки зрения направления движения. Это не означает что оригинальность движения должна соблюдаться с документальной точностью. Звукорежиссеру позволительно проявить гибкость для художественного размещения элементов составляющих второй слой. При работе в условиях открытых локаций, звуки пиротехнических эффектов, шум горелок, пение птиц и шум реки отражают движение с использованием акустических средств выразительности. При осуществлении трансляции из концертного зала, первичные отражения и реакция публики должны составлять второй слой. Отражения важны для ощущения глубины пространства и дистанции. При работе над вторым слоем корректное панорамирование является важным условием формирования правильного восприятия глубины и масштабности шоу для телезрителя.
Третий слой отвечает за части звуковой атмосферы с ключевыми элементами для демонстрации локализации. Взаимодействие звукорежиссёра и режиссера трансляции позволяет заранее установить микрофоны для создания драматически глубокого и акустически верного пространственного баланса. В этом слое находится ключевые, с драматической точки зрения, звуковые и акустические эффекты, элементы речи и шумы демонстрирующие направление движения объектов в кадре. В качестве примера можно привести звуковые эффекты от генераторов искр и пламени, реакция людей на хорошо известные хиты, скандирование лозунгов, находящейся рядом со сценой частью аудитории.
Заключение
Телевизионная трансляция – это сложный, многоуровневый процесс требующий особых методов использования технических средств для передачи эмоций. Коммутационные или творческие ошибки допущенные телевизионной бригадой быстро становятся достоянием общественности. Аудитория телевизионных каналов в значительной степени превышает количество зрителей любого шоу, мероприятия или балета. Вместимость концертных залов ограничена объемами помещения. В то время как аудитория телевизионных каналов ограничена лишь возможностями распространения сигнала. Исходя из этого, вопросы планирования и организации предстоящего мероприятия часто играют ключевую роль в творческой и коммерческой успешности будущей трансляции. Телевизионные звукорежиссеры используют особые средства выразительности для передачи многоуровневой атмосферы события. Расстановка оборудования и наличие устойчиво работающих каналов связи между различными службами часто предопределяет конечный результат.