“Выбрать подходящую модель студийных наушников — задача далеко не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Надеемся, что наш обзор студийных и мониторных наушников, выпускаемых ведущими производителями, поможет вам в этом.
Существующее разнообразие современных студийных наушников, казалось бы, предоставляет «все карты в руки» тем, кто задумывается о приобретении подходящей модели для использования в домашней или профессиональной студии звукозаписи. Действительно, что может быть проще? Ознакомься с техническими характеристиками, соотнеси цену понравившейся модели со своим бюджетом и оформляй заказ через Интернет-магазин.
Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается далеко не так просто. Если почитать спецификацию любой модели, то выясняется, что и модели за 100 долларов, и модели в пять-десять раз дороже обладают «исключительно чистым звуком», «великолепной детализацией», «мощным басом» и т.д. Чтобы принять решение, нужно слушать и сравнивать все понравившиеся модели. Чтобы предоставить нашим читателям максимально полную информацию, мы решили составить обзор ведущих моделей на основании мнений тех, кто с ними уже поработал. Для этого мы изучили отзывы, оставленные опытными звукоинженерами и музыкантами на профессиональных Интернет-форумах, как российских, так и зарубежных.
Выбор наушников
Студийные наушники следует выбирать в соответствии с теми задачами, которые вы собираетесь в них решать. Таких задач может быть несколько: запись (в студийных условиях, на концерте или репетиционной базе), сведение, мастеринг, аудиореставрация (восстановление старых фонограмм) и т.д. Помимо этого, студийная запись может происходить с использованием микрофона или без, и во втором случае неважно, сколько звука просачивается наружу из наушников. В первом случае, т.е. при записи с использованием микрофона, уровень «звукового выброса» из наушников приобретает первостепенное значение, так как микс, который подается музыканту во время записи, будет улавливаться микрофоном, что, как правило, нежелательно.
Удобство использования также имеет большое значение. Если вы собираетесь выполнять в наушниках сведение, то вам следует обратить особое внимание на примерку (как данная модель «сидит» на вашей голове, т.е. не сдавливает ли вам уши, комфортно ли вам в этих наушниках работать). Для записи вам нужны наушники, которые не соскальзывают с головы, когда вы отклоняетесь вправо или влево. Кроме того, модель, которая используется для записи, должна быть достаточно прочной, так как нередко музыкант, обеспокоенный тем, насколько удачно он сыграл в последнем дубле, спешит в аппаратную по команде звукоинженера и впопыхах роняет свои наушники на пол. Как известно, если наушники часто ронять или оставлять включенными впустую (т.е. подавать в них звук на большой громкости, когда они не надеты на голову), то они прослужат недолго.
Модели студийных наушников делятся на две основные категории: открытые и закрытые. Каждая категория имеет свои преимущества и недостатки. Выпускаются также и полуоткрытые модели. Исторически для записи использовались только закрытые модели, так как только такая конструкция обеспечивает и необходимую степень звукоизоляции от внешних шумов (чтобы музыкант мог без помех слушать микс и свою партию в частности), и отсутствие просачивания звука наружу. Сведение исторически выполнялось в открытых моделях, поскольку они звучат более открыто и натурально, особенно в области высоких частот. В настоящее время появились модели, которые могут в равной степени использоваться и для записи, и для сведения.
Итак, начнем с записи: в данной группе студийных моделей мы будем говорить исключительно о наушниках, имеющих закрытую конструкцию.
Запись
Бюджетная модель Audio-Technica ATH M35 является достаточно легкой и удобной в работе. Для закладки треков в домашней студии это подходящая модель, имеющая приятный теплый звук. Единственное ограничение — не следует применять ее в тех случаях, когда используется чувствительный микрофон либо в миксе для наушников присутствует громкий клик-трек: звукоизоляция ATH M35 в таких ситуациях может оказаться недостаточной.
Наушники Audio-Technica ATH M40 признаны многими профессионалами лучшими из числа малобюджетных для закладки треков. Модель удобно сидит на голове, является достаточно легкой, а кроме того, можно вращать «чашки» (как в диджейских наушниках). ATH M40 также хороши для прослушивания музыки: они звучат более мягко, чем M35, и имеют хороший тональный баланс.
Beyerdynamic DT150 отличаются хорошей звукоизоляцией и отсутствием просачивания звука наружу. Они тяжеловаты, и вам потребуется их примерить, чтобы принять решение, удобно ли вам в них работать. DT150 имеют теплый тембр, что хорошо для закладки треков, в том числе на высоких уровнях громкости.
Beyerdynamic DT250 — удобные, стабильные и очень прочные наушники, обеспечивающие хорошую изоляцию от внешних звуков. Наушники достаточно хорошо передают детали и могут применяться для проверки микса. Они легче, чем DT100, имеют более чистый и теплый звук. Некоторые пользователи отмечают, что на высоких уровнях громкости ВЧ диапазон начинает звучать резко, что составляет потенциальную опасность для слуха.
Sennheiser HD25-1 II Pro — прочная и надежная модель, которая обеспечивает очень хорошую изоляцию. Эти наушники очень удобны при использовании в течение коротких сессий записи. Разделенное оголовье обеспечивает устойчивость их «посадки» на голове. «Чашки» можно вращать. Звук достаточно хорошо сбалансирован: четкий, глубокий бас, открытые средние и высокие частоты, точная динамика и высокий уровень звукового давления, хорошая стереокартинка. Джек особой формы позволяет снизить натяжение кабеля. Пожалуй, можно с уверенностью сказать, что эта модель — лучший вариант для работы в шумном окружении или на выезде. Может успешно применяться для быстрого (приблизительного) сведения.
Sennheiser HD280 Pro считаются лучшими из бюджетных закрытых моделей. Они имеют столь же высокую чувствительность, что и HD251 II, и хорошую изоляцию. HD280 Pro удобны в работе, дают хорошую динамику. Достаточно гладкая АЧХ в области СЧ и ВЧ. Баса меньше, чем в других моделях студийных наушников Sennheiser. Верхняя середина подчеркнута, что может вызвать неприятные ощущения при длительной работе. Наушники хорошо передают детали и могут применяться для сведения, если нет других вариантов.
Запись и сведение
Полуоткрытые AKG K240 могут использоваться и для закладки треков, и для сведения. Просачивание звука наружу достаточно низкое, что позволяет использовать эту модель для записи в тех случаях, когда в миксе для наушников нет громкого клик-трека. Тон равномерно сбалансирован, деталей почти столь же много, как у Sony MDR7509. Хороший бас, низкая середина свободна от «мути», что позволяет принимать адекватные решения по поводу базового микса.
Модель Audio-Technica ATH M50 имеет закрытую конструкцию и обеспечивает хорошую звукоизоляцию, что в том числе позволяет использовать ее для работы со звуком на переносном компьютере, редактирования музыки, создания аранжировок, композиции. Это надежные наушники, более чувствительные, чем любые другие студийные модели Audio-Technica. Звуковой спектр хорошо сбалансирован, бас четкий, высокие частоты — воздушные, открытые; точная динамика даже при прослушивании на высоких уровнях громкости. Наушники подходят для записи и сведения. Миксы, выполненные в ATH M50, адекватно звучат и в студийных мониторах. Совет: поскольку пространство для ушей ограничено и оголовье жестковато, обязательно примерьте эти наушники перед покупкой.
Закрытые Beyerdynamic DT770 Pro можно считать лучшим выбором в среднем ценовом классе. Наушники удобные, надежные, в них можно работать долгое время. Хорошая изоляция от внешних звуков. Та же чувствительность, что и у DT250, сбалансированный звуковой спектр и расширенный бас. Высокие частоты звучат не настолько открыто, как у других моделей. Наушники подходят для записи и сведения (нужно только иметь в виду, что «верх» приглушен, и не добавлять его с помощью эквалайзера). На больших уровнях громкости верхняя середина начинает звучать жестковато, поэтому, если вы собираетесь сводить в этих наушниках, важно следить за уровнем мониторинга.
Sony MDR7509 HD имеют закрытую конструкцию. Чувствительность этих наушников аналогична моделям Sennheiser. Многие пользователи отмечают удобство и устойчивость Sony MDR7509 HD при длительной работе. Хорошая звукоизоляция, сбалансированный аудиоспектр, точная динамика и хорошая стереокартинка. Поскольку наушники не слишком яркие по тембру, в них можно слушать музыку много часов, не уставая. Сильная сторона — исключительная слышимость внутренних деталей микса. В этих наушниках можно создать на 95 процентов готовый микс (при наличии опыта работы с ними), после чего микс необходимо проверить на студийных мониторах и сделать оставшиеся 5 процентов работы.
Сведение
Полуоткрытые AKG K702 могут показаться слишком легкими: их обязательно надо примерить, чтобы убедиться, что они плотно «сидят» на вашей голове. Бас, по мнению многих пользователей, не столь насыщен, как у других моделей, но он имеет глубину и хорошо различим. Высокие частоты — открытые, воздушные (более прозрачные, чем, например, у закрытых моделей AKG). Средние частоты имеют хорошую детализацию. Динамика звучит натурально. Модель достаточно точная, чтобы ее можно было использовать для сведения. Звук сравним с качественными студийными мониторами. В этих наушниках не столь приятно слушать современные коммерческие стили музыки, зато в них очень хорошо работать с акустической музыкой, где они обеспечивают необходимую фокусировку на высокочастотных деталях и подчеркивают достоинства акустических инструментов.
Beyerdynamic DT880 Pro — фаворит многих профессионалов. Несмотря на то, что они имеют полуоткрытую конструкцию, они очень неплохо изолируют от внешних сигналов. Отличный выбор для студийного сведения: решения, принятые в этих наушниках относительно частотной коррекции, хорошо переносятся на мониторы. Бас не подчеркнут, поэтому по сравнению с другими наушниками можно считать, что его мало — однако на практике выясняется, что это больше соответствует действительности и к тому же звучит более нейтрально. Очень удобная модель, которая прочно «сидит» на голове. В DT880 Pro можно комфортно работать на протяжении долгого времени. Рекомендуется использовать эти наушники с хорошим усилителем.
Sennheiser HD600 и HD650 — открытые наушники, относящиеся к одному ценовому классу и имеющие во многом сходные характеристики. Обе модели заслужили положительные отзывы как по части удобства работы в них, так и по части сбалансированности и естественности тембра, детализации звука и хорошей динамики. Очень приятный, не «раздутый», не вызывающий болезненных ощущений (и тем самым неопасный для слуха) звук, с которым можно работать часами. Тембральная разница между этими моделями невелика, но она все же есть. Подобрать пару студийных мониторов, столь же точных, как HD650, будет не так-то просто: в случае с этой моделью излучатели подбираются вручную, разница не превышает ±1 дБ. Многие звукоинженеры предпочитают HD650 любым активным мониторам, которые можно приобрести примерно за ту же цену. Эта модель хорошо работает с любым типом музыкального материала. Некоторые пользователи отмечали, что с непривычки у них получались миксы с малым количеством баса и слишком большим количеством ВЧ, но научиться это компенсировать не составило проблем, после чего они стали вполне уверенно работать в HD650 с частотной коррекцией.
Наш обзор был бы неполным, если бы мы не упомянули Sennheiser HD800 — новую модель, появившуюся в результате двухлетних разработок и оснащенную излучателем совершенно новой конструкции. Эта модель имеет открытую конструкцию и поднимает планку качества для студийных наушников на новый уровень. Беспрецедентно низкий уровень искажений, почти такое же максимальное звуковое давление, как у HD650, заметные (по крайней мере, на слух профессионала) улучшения детализации звука и рабочего диапазона. Это дорогая модель, которую «потянет» только человек, работающий с крупнобюджетными заказами: цена HD800 в три раза превышает сумму, за которую можно приобрести HD650. HD800 звучат очень мягко и естественно; Sennheiser рекомендует использовать с ними определенную модель усилителя.
Материал подготовил
Артем Михайлов”