Закончилось первое полугодие 2009 года, и многие западные профессиональные издания решили подвести его итоги, «замерить текущую температуру» прокатного рынка и сделать прогнозы на будущее. Результаты этих исследований, безусловно, представляют интерес и для российских читателей.
Мировая экономическая рецессия влияет на все сферы жизни, и прокатный рынок — не исключение. На протяжении десяти лет, предшествовавших началу кризиса, в области обеспечения оборудованием живых концертов наблюдался стабильный рост. Какова же ситуация, которая сложилась сегодня? Попытаемся проанализировать данные опросов, проведенных зарубежными профессиональными изданиями, специализирующимися в области концертного звука. Респондентами в этих опросах выступили специалисты прокатных компаний из Великобритании, Германии, Нидерландов, Бельгии, Скандинавии и других стран Европы.
Ряд зарубежных опросов показывает, что потребительское доверие пока остается на хорошем уровне несмотря на то, что потребительские расходы находятся сейчас под гораздо более сильным давлением, чем когда-либо за последние двадцать лет. Уровень доверия подтверждается и тем фактом, что традиционно «хлебный» период гастролей и концертов, приходящийся на летние месяцы, в текущем году внушал оптимизм многим прокатным компаниям и специалистам в области концертного звука: общий объем заказов на лето 2009 года был высоким, в особенности в случае с теми турне, в которых принимали участие ведущие артисты мировой сцены. Тем не менее мнения представителей зарубежных прокатных компаний разделились: часть респондентов утверждает, что их бизнес продолжает стабильно развиваться, в то время как другие отмечают, что количество заказов заметно упало за последний год, в особенности в течение последних шести месяцев. В целом конкуренция на рынке проката оборудования для концертных мероприятий растет. Однако эта тенденция пока не настолько устрашающая, по крайней мере, по сравнению с заметным снижением доходов в студийном бизнесе — области, которая значительно больше пострадала от последствий мировой экономической рецессии.
Переходим теперь к детальному рассмотрению результатов опроса представителей зарубежный прокатных компаний из Великобритании, Германии, Нидерландов, Бельгии, Скандинавии и других стран Европы.
Стоимость работ
Первый вопрос, на который было предложено ответить респондентам, касался стоимости работ и тех прогнозов, которые можно сделать относительно следующего полугодия по сравнению с прошлым годом. Большинство европейцев высказали предположение, что увеличение стоимости работ в среднем составит порядка 4,8%. Британцы и скандинавы, однако, в данном вопросе были менее оптимистичны и предсказали тенденцию к снижению. Участникам опроса также было предложено оценить предполагаемое среднее количество оплаченных дней проката оборудования в целом за год. Почти 37% опрошенных не смогли высказать никакого предположения, так как прошла только первая половина года и какие-либо выводы им было делать затруднительно. Оставшиеся 63% участников назвали среднее количество оплаченных дней проката равным 112 дням (147,7 дня в Скандинавии, 90,3 дня — в Великобритании). Детали этого опроса представлены в графике 1.
График 1. Прогноз количества оплаченных дней проката оборудования
График 2. Прогноз изменения стоимости проката оборудования
Что касается прогнозов на следующий год, то результаты опроса показывают рост стоимости работ по сравнению с 2008 годом (скандинавы в данном пункте оказались наиболее оптимистичны, назвав цифру +6,7%). Средняя цена на прокат оборудования в первом полугодии 2009 года возросла на 7,5% в Германии и Бенилюксе; в остальных регионах Европы наблюдалась тенденция к снижению (см. график 2).
Масштабы мероприятий
График 3. Показатели масштабов мероприятий (доля общего количества заказов)
Текущие экономические реалии вызвали серьезные изменения в таком вопросе, как доля мероприятий разного масштаба в общем количестве заказов, полученных прокатными компаниями за последнее время. Респондентам было предложено оценить, какие именно концерты — крупные (аудитория более 2000 человек), средние (от 800 до 2000 зрителей) или мелкие (менее 800) — сыграли важную роль в развитии их бизнеса.
В 2008 году крупные мероприятия составляли 23,6% от общего числа заказов; эта цифра возросла до 42,2% в нынешнем году. Аналогичная ситуация и с концертами среднего масштаба: в 2008 году они составляли 22,3%, в 2009 — 39,8%. Мелких концертов стало заметно меньше: их число сократилось ровно в три раза (18% в 2009 году против 54,1% в 2008-м).
При этом мероприятия среднего масштаба стали самым важным источником работы для прокатных компаний из Скандинавии (41,9%), Германии, Нидерландов и Бельгии (60%). Доли доходов от крупных и мелких концертов распределились следующим образом: крупные — 31,3% в Скандинавии и 30% в Германии, Нидерландах и Бельгии; мелкие — 26,8% в Скандинавии и 10% в Германии, Нидерландах и Бельгии. Ситуация в Великобритании и других европейских странах совершенно иная: здесь максимальное значение для прокатчиков имели крупные концерты и турне (45,8% в Великобритании и 61,7% в остальных странах Европы).
Инвестиции в
новое оборудование
График 4. Инвестиции в новое оборудование
Респондентам было предложено оценить, как по сравнению с 2008 годом они собираются вкладывать деньги в следующие категории продукции: цифровые консоли, аналоговые консоли, микрофоны, внешние приборы обработки, кабели и коммутация, акустические системы, сетевые технологии (см. график 4). По результатам опроса можно сделать вывод, что прирост в области инвестиций в цифровые консоли составляет 6,1% (с одновременным спадом инвестиций на 16,3% в случае с аналоговыми микшерными пультами). Инвестиции в микрофонный парк остались практически на прежнем уровне (+0,9% в целом по Европе). Внешние приборы обработки перестали пользоваться значительным спросом прокатчиков (–13,3%). Аналогичная ситуация сложилась и с инвестициями в акустические системы (–6,3%). Сетевые технологии, а также кабели и коммутация, напротив, пользуются популярностью (+2,5% и +4,8% соответственно).
Распределение по странам дополняет эту картину: в Великобритании отмечается еще больший спад инвестиций в аналоговые консоли и процессоры эффектов, чем в целом по Европе, причем это происходит одновременно с ростом инвестиций в цифровые консоли, снабженные встроенной обработкой сигнала; чуть меньшее падение инвестиций у англичан отмечается в коммутацию и микрофоны. Половина британских респондентов высказала мнение, что до конца 2009 года они вряд ли вообще будут вкладывать средства в новое оборудование. Однако это вызвано не только экономическим кризисом и шаткостью текущей ситуации: многие представители прокатных компаний сообщили, что в предыдущие годы они инвестировали значительные средства в оборудование, поэтому в данный момент им просто не требуется ничего нового.
В Скандинавии, как и по всей Европе, отмечен рост инвестиций в цифровые консоли, кабели и сетевые технологии. В Германии и Бенилюксе ситуация следующая: именно эти европейские страны создают максимальный спрос на цифровые консоли и сетевые технологии, но здесь, в отличие от Великобритании и Скандинавии, прокатчики собираются инвестировать средства также и в аналоговые консоли (прирост 7,5%). То же самое относится к микрофонам и акустическим системам.
В остальных странах Европы, представители которых участвовали в опросе, также зафиксирован значительный спад интереса к аналоговым консолям и, соответственно, к внешним приборам обработки. Разумеется, такая ситуация не может не беспокоить производителей данных категорий оборудования. В этих странах, кроме того, отмечено увеличение инвестиций в микрофоны и сетевые технологии.
График 4. Расширение или обновление парка оборудования
Сохраняется тенденция к снижению темпов расширения прокатного парка у европейских фирм, которая наблюдается с 2007 года. Инвестиции в расширение составят не более 46%, и это значит, что 54% пойдут на обновление парка оборудования (см. график 5).
В заключение следует отметить, что спрос европейских зрителей на крупные концерты и фестивали отличается стабильностью, и это дает основания высказать уверенность, что прокатный рынок будет в числе первых, кто сумеет преодолеть последствия мировой экономической рецессии, восстановиться до предкризисных объемов и начать дальнейшее развитие. Многие респонденты говорили о том, что подъема конъюнктуры следует ожидать уже во второй половине 2009 года.
Материал подготовил
Олег Самаркин”