В последние годы технология 3D-звука стремительно прогрессирует и завоевывает внимание все большего числа звуковых компаний.
Звук с эффектом погружения, иммерсивный звук, 360 аудио, 3D-звук — эта технология может называться по-разному, но неизменна ее крайняя привлекательность для рынка живого звука. Спрос на звук с эффектом погружения все больше растет. По мере роста спроса ведущие компании стремятся подготовиться к тому, что многие называют «будущим звукоусиления». Технологические инновации непрерывно эволюционируют, и звук с эффектом погружения появляется на самых разнообразных площадках — от небольших театров до огромных стадионов.
В компании d&b audiotechnik считают, что это самая большая ниша для будущего развития на рынке. И они верят, что новая система компании под названием Soundscape может стать первопроходцем в этой отрасли. «Иммерсивный звук — неотвратимое будущее живого звука, — говорит Ральф Зулиг (Ralf Zuleeg), глава отдела образования и поддержки. — Это логическое продолжение ориентированной на источник звука системы звукоусиления, дополненной оптимальными характеристиками. Компания d&b всегда искала лучшие звуковые решения — от Delta Stereophonie, через так называемый синтез волнового поля, до амбиофонии. Мы стремились получить настоящую систему со звуком на 360 градусов, которая бы работала с нашими существующими процессорами и громкоговорителями. И я рад объявить, что мы достигли своей цели. Мы назвали новую систему d&b Soundscape».
d&b Soundscape — акустическая среда, которая глубже переживается слушателем, в ней люди «чувствуют» выступления или представления, реальные или абстрактные. Это новое измерение в системном подходе d&b, соединяющее звуковое и визуальное восприятие. Реализация может отражать действительность (например, звук гитары будет исходить именно от гитары на сцене) или соответствовать некоему креативному замыслу (например, закружить звуковые эффекты вокруг аудитории).
Еще один важнейший игрок, работающий в этом направлении, — компания Sennheiser, которая в последние годы громко заявила о себе в секторе живого и инсталляционного звука. Sennheiser сделала иммерсивный звук своим стратегическим, ключевым приоритетом и в 2016-м создала программу и торговую марку AMBEO. «Мы разглядели огромный потенциал в таких технологиях звука с эффектом присутствия. Иммерсивный звук открывает блестящие возможности и предлагает абсолютно новые, эмоционально захватывающие звуковые ощущения для слушателей», — говорит Вероник Лашер (Veronique Larcher), директор AMBEO Immersive Audio, Sennheiser.
Это особенно актуально для живых выступлений, требующих мощного, эмоционального звука. В 2016 году компания Sennheiser предложила свою систему популярному диджею Робину Шульцу, когда он представлял премьеру своей песни в ночном клубе с настройкой эффекта погружения 9.1. Еще один пример использования технологии — выставка The Pink Floyd Exhibition: Their Mortal Remains в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Компания-гигант по производству акустических систем L-Acoustics также демонстрирует свою заинтересованность в данном вопросе и открыла отдел разработок, связанных с технологиями иммерсивного звука для своей системы звука L-ISA. С использованием этой системы компания организовала ряд успешных выступлений артистов классической и современной музыки. Команда разработчиков несколько лет трудилась над L-ISA, в итоге у них есть полная система для глубокого, суперреалистичного звука. По мере продвижения индустрии к многоканальному звуку компания чувствует себя очень уверенно.
Что дальше?
Во многих отношениях, передовые позиции — это ключ к процветанию для компаний, которые стремятся преуспеть в мире технологий звука с эффектом погружения. Требуются постоянные технологические инновации и/или способность быстро воспринять новшества в этом секторе.
Ральф Зулиг из d&b считает, что активизация работы компаний с иммерсивным звуком создает отличные возможности для дальнейшего развития промышленности и улучшения звукоусиления. «Сейчас настало время для этой технологии, — говорит он. — Мы не единственные, кто двигается в данном направлении; другие крупные компании — производители звуковых систем также работают над подобными концептами. Если мы все вместе будем продвигать эту идею, то велики шансы, что она вытеснит устаревшие понятия звукоусиления. Нас ждет блестящее будущее».
Технологии звука с эффектом погружения наверняка укрепят свои позиции в долгосрочной перспективе, и ведущие компании ожидают существенных изменений уже в ближайшем будущем.
Вероятно, что в этом году некоторые звезды, организующие турне, объявят об использовании одной из форм звука с эффектом присутствия, чтобы сделать звук на своих выступлениях более четким, глубоким и естественным. Не исключено, что в ближайшие годы произойдет переход на многоканальный звук, после чего он станет стандартом для больших и важных мероприятий.
Вызовы
Как и в любом растущем секторе, наряду с большими возможностями существуют также определенные проблемы и вызовы — освоение новой технологии, понимание или прогнозирование направления ее развития.
Как и для любого важного изменения, требуется комбинация из правильных технических решений и убежденности разных людей, принимающих решения на разных уровнях. L-Acoustics уже получила воодушевляющие положительные отзывы от людей, посетивших их центр разработок и/или увидевших многоканальные системы в работе, поэтому компании осталось только претворить этот энтузиазм в действие.
В d&b полагают, что самая большая из стоящих перед звуковыми компаниями трудность связана с физической стороной вопроса и изучением максимально эффективного использования технологии. «3D-системы работают до определенного размера, — говорит Ральф Зулиг. — Наш враг — скорость звука и время его перемещения: расстояние в 30 метров преодолевается за 90 миллисекунд, 60 метров — за 180 миллисекунд, в этой точке разрушается любой звук! Продукты должны соответствовать размеру системы. Особенно если музыканты перемещаются по сцене — это обязательно нужно учитывать и принимать соответствующие решения. Еще одна проблема — необходимость применять дополнительные громкоговорители в месте мероприятия. Как правило, площадки не рассчитаны на поддержку большого количества громкоговорителей вокруг аудитории. В туре Kraftwerk мы сталкивались с разными типами площадок; установить и настроить все вовремя — непростая креативная задача! Для положительного результата требуется включенность в процесс всех сторон концерта: артиста, представителей площадки, звукорежиссера и бухгалтера. И это вполне достижимо — мы доказали это!»
Еще один большой вызов — обучение. Не только объяснение устройства системы и обучение работе с технологией, но и привлечение на свою сторону производителей, артистов, звукорежиссеров, инженеров и других специалистов.
Проблемы связаны также с бюджетом и логистикой, особенно когда речь идет о крупных мероприятиях.
«Синхронизация музыки, бюджет и логистика — все это наши вызовы, — добавляет директор и совладелец компании Out Board Дейв Хейдон (Dave Haydon). — Мы рассматривали проекты для некоторых крупнейших арен и стадионов, но обычно планы не осуществлялись из-за расходов, связанных с увеличением числа каналов для дополнительных акустических систем, временных затрат и затрат на оснащение. Иногда сам масштаб площадки или природа музыки исключают положительный результат. Например, хотя эта технология может отлично работать для музыкального фона и эффектов задержки в музыке Pink Floyd, в типичном концерте тяжелого рока в общем-то нечего распределять вокруг открытой площадки, иначе композиция станет похожа на оглушительную аварию поездов».
Будущее
Несмотря на имеющиеся трудности, перспектива иммерсивного звука, несомненно, блестяща. По мере развития технологии звука с эффектом погружения организаторы живых выступлений научатся использовать ее для своих целей.
«Мы думаем, что популярность и значимость выступлений с эффектом погружения будут расти, и мы чувствуем, что необходимое направление задано, — говорит Бьорн ван Мюнстер (Bjorn Van Munster), управляющий директор компании AstroSpatial Audio — изготовителя оборудования SARA II. — Но, как и в любой новой технологии, люди сейчас только начинают понимать, что работает, а что нет. Более традиционные решения, требующие очень жесткой установки акустических систем и ограничивающие выбор пользователя в аппаратуре и технологиях, просто не были созданы с учетом запросов живых выступлений и турне. Такие решения требуют больших инвестиций, большого количества дополнительной работы и больших накладных расходов».
Исполнители хотят создать уникальный и незабываемый опыт для своих фанов, увлечь их и заставить соцсети еще долго гудеть после выступления. иммерсивный звук дает дополнительные возможности, с которыми артисты и продюсеры могут экспериментировать, чтобы создать новые формы эмоциональной связи с аудиторией.