Современные технологии производства аудиопродукции идут в ногу с техническим прогрессом. Большинство музыкальных продюсеров и звукорежиссеров давно перешли с громоздких аналоговых консолей на компактные цифровые рабочие станции. Работа с потоковым аудио и использование аппаратно-программных комплексов для микширования и сведения музыки стали нормой даже в бюджетных домашних студиях. Сегодня каждый может создавать свои собственные шедевры, используя сигнальные процессоры, семплеры, секвенсоры и MIDI-клавиатуры. Повсеместное удешевление средств производства популяризировало музыку, сделав ее доступной для всех и каждого. Тем не менее в многоступенчатом процессе создания аудиотрека есть этап, который следует проводить только в профессиональных студиях: после завершения сведения каждому треку необходима стадия мастеринга.
В силу ответственности и важности данного этапа на пути улучшения качества финального продукта, следует привлечь независимых музыкальных продюсеров, поскольку для успешности релиза нужен объективный взгляд как на общий баланс инструментов в миксе, так и на совокупность ключевых параметров, определяющих качество звука в целом. Амплитудно-частотная характеристика, динамический диапазон, громкость, разборчивость и соответствие вещательным стандартам проверяются звукорежиссером мастеринга с особой тщательностью.
Важно помнить, что сведение музыки — это искусство сочетать индивидуальности в единое целое, в то время как мастеринг — это глобальный процесс изменения восприятия музыкального продукта. Не секрет, что именно качество обработки звука на финальном этапе имеет решающее значение для популярности и коммерческого успеха.
Современная музыкальная индустрия подчинена определенным стандартам. Следовательно, даже незначительное отклонение от требований радиостанций, телевизионных каналов и законодательства в области медиа ведет к ограничению распространения контента и, как итог, к уменьшению аудитории и снижению популярности. Поэтому звукорежиссер мастеринга часто следит не только за творческим звучанием и психоакустикой, но и за соответствием букве и духу технических требований, предъявляемых медиаиндустрией к аудиопродукции. Таким образом, один и тот же исходный трек может иметь несколько значительно различающихся версий для релизов на радиостанциях, телевизионных каналах и в интернете.
Есть много экспертов, которые считают, что процессы сведения и мастеринга можно объединить для скорейшего достижения результата. Однако, исходя из моего личного опыта, такие финальные релизы редко соответствуют высокому уровню качества из-за постоянно обновляющихся стандартов в медиаиндустрии и изменений в технологических решениях телеканалов и радиостанций, вызванных модернизацией оборудования.
Этапы
Поскольку мастеринг является структурно сложным процессом глобального изменения ключевых параметров аудиотрека, этот процесс делят на ряд этапов. Очередность этапов значительно влияет на конечный результат. Это объясняется взаимным влиянием друг на друга эквализации, динамической и пространственной обработки. В большинстве случаев процесс создания финального микса подразделяется на действия, направленные на снижение уровня шумов трека, эквализацию, добавление реверберации, контроль и изменение динамического диапазона, расширение или сужение стереобазы и регулирование громкости.
1. Контроль и снижение уровня мешающих восприятию музыки сигналов.
Несмотря на то что шумы, наводки и другие помехи должны быть удалены в процессе сведения, звукорежиссер мастеринга часто вынужден бороться со случайно попавшими в микс щелчками, подчеркнутыми в результате эффекта близости частотами и фоновым шумом. Наличие этих нежелательных элементов объясняется разностью акустических условий контроля аудиоматериала на этапе сведения музыки и при мастеринге. Известно, что расположение акустических систем и разное для каждой студии время реверберации в комнате прослушивания имеют огромное значение для восприятия аудиосигнала звукорежиссером. В условиях домашнего или бюджетного музыкального продюсирования контрольные агрегаты не всегда полностью передают частотный спектр — таким образом, нежелательные шумы, не замеченные в балансе трека, появляются в миксе, прослушиваемом на стандартизированных акустических системах в профессиональных студиях. На этом этапе звукорежиссер мастеринга принимает решение вернуть материал на пересведение или использует алгоритмы шумоподавления, если перезапись исходных треков невозможна.
2. Изменение амплитудно-частотной характеристики.
Этап внесения частотных изменений в трек предполагает отсутствие нежелательных шумов и помех в миксе. Несмотря на то что большинство студийных звукорежиссеров решает проблемы частотных конфликтов на этапе микширования, удаление сибилянтов и не воспроизводимых акустическими системами низких частот часто выполняется на стадии мастеринга. Поскольку использование компрессоров значительно влияет не только на динамический диапазон, но и на спектр сигнала, звукорежиссер ослабляет или удаляет частоты от 0 до 30 Гц перед следующим за эквализацией этапом компрессирования.
Также нужно помнить, что множество концертных залов не имеет акустических систем, способных воспроизводить частоты ниже 60 Гц. Это вносит существенные ограничения в процесс эквализации треков, предназначенных для воспроизведения в подобных залах. Одновременно с этим незначительное усиление частот в диапазоне 100…150 Гц позволяет усилить восприятие ритм-секции слушателем.
В среднечастотном спектре изменениям подвергается певческая форманта (3000 Гц). Это позволяет улучшить разборчивость вокала.
Анализ высокочастотной части трека также является важной задачей для звукорежиссера мастеринга. Применение высококачественных аналоговых параметрических эквалайзеров позволяет увеличить/уменьшить яркость высокочастотных инструментов даже при эквализировании на 0,3…0,7 дБ. Для придания треку полетности и воздушности изменения вносятся в диапазон между 12 и 16 кГц.
3. Реверберация и отражения.
В большинстве случаев выбор алгоритма реверберации находится в зоне ответственности звукорежиссера сведения. Вмешательство на этапе мастеринга требуется лишь при отсутствии баланса между музыкальными инструментами и общей атмосферой микса. Безусловно, количество добавляемых отражений зависит от качества исходного аудиотрека. Универсального алгоритма не существует. При этом звукорежиссер мастеринга должен осознавать, что излишне добавленная реверберация может непоправимым образом разрушить восприятие, характер и стиль подвергающегося изменению трека.
4. Расширение стереобазы.
Данная стадия обычно не представляет большой сложности для звукорежиссера. Тем не менее изменения, вносимые музыкальным продюсером в расположение музыкальных инструментов между каналами на этапе мастеринга, существенно влияют на восприятие всего микса. Слишком широкая стереобаза может привести к появлению нежелательных артефактов и придать звучанию гротескный оттенок.
5. Контроль динамического диапазона.
Применение сигнальных процессоров, безусловно, ключевой этап мастеринга. Сокращая разницу между самыми тихими и самыми громкими звуками в треке, звукорежиссер коренным образом изменяет восприятие музыки слушателем. Совершенно очевидно, что процесс финальной компрессии сигнала не может быть осуществлен методом коммутации одного сигнального процессора на весь микс. Разные части трека могут иметь разную динамику, следовательно, на стадии финального мастеринга нужно использовать несколько независимых спектральных компрессоров.
Понимая специфику и особенности жанров, звукорежиссер обязан обеспечить максимальную передачу энергии от музыкантов к слушателю, сокращая динамический диапазон без потери атмосферы и настроения трека. В случае использования многополосного компрессирования, к частотам от приблизительно 30 Гц до 400 Гц применяется большая степень сжатия. Высокочастотные составляющие в диапазоне от 10 до 16 кГц должны компрессироваться мягче, поскольку излишнее сжатие может привести к искажениям и появлению сибилянтов, особенно в женском вокале.
Согласно нормам законодательства в области медиа, компрессирование треков, предназначенных для воспроизведения через телевизионные сети, регулируется рекомендациями Европейского вещательного союза. Это вносит ограничения в принципы использования сигнальных процессоров, поскольку излишнее компрессирование недопустимо.
Общие советы и рекомендации
Процесс мастеринга многоступенчатый и технически сложный, поэтому для контроля вносимых изменений необходимо использовать высококачественные студийные мониторы.
Каждый трек индивидуален и уникален, соответственно, применение стандартных установок сигнальных процессоров и эквалайзеров может привести к безвозвратной потере особого характера и атмосферы микса.
Использование единственного компрессора для контроля динамического диапазона недопустимо.
Важно помнить, что мастеринг трека не может заменить собой сведение. Несмотря на то что звукорежиссер мастеринга вносит значительные изменения в процесс восприятия музыки слушателем, возврат треков на этап перезаписи музыкальных инструментов является верным решением для улучшения качества звучания.
Автор: Методист и старший преподаватель мастерской «Звукорежиссер» Техноград, Александр Потапов