Есть ли у каждого художника по свету свой стиль, или подход меняется от проекта к проекту?
Безусловно, есть. Мне кажется, у каждого художника есть какие-то свои наработки, фишки, развесы, которые он любит и знает. Конечно, в проектах перед нами стоят разные задачи, но есть схожие приемы, которые я могу использовать в нескольких своих работах. Они уже проверены временем. При этом они все равно будут выглядеть немного по-другому.
В чем выражается ваш почерк?
Я очень люблю светодиодную ленту. (Смеется.) В частности, на фестивале Alfa Future People, на котором я уже 5 лет являюсь художником по свету, мы поставили своеобразный рекорд — использовали пять километров светодиодной ленты. Ею были окантованы практически все детали декораций. Мне она очень нравится, светодиодная лента прекрасно подчеркивает все сложные геометрические формы и придает особую изюминку шоу, поэтому я стараюсь, чтобы во всех моих проектах она присутствовала.
Художник по свету — это больше художник или технический специалист?
Пусть со мной многие не согласны, но я убеждена, что художник по свету должен быть техническим специалистом. Он должен уметь программировать пульт сам, должен знать особенности приборов, знать все нюансы по подвесу, нагрузкам, подключению и т.д. «Я вам нарисовал, а вы как-нибудь постройте» — это не моя история. Я очень благодарна компании Lightmaster, где я прошла эту серьезную школу, в которой приходилось и по фермам лазать, и лебедки вешать… Поэтому мне сейчас легче проектировать: я думаю об удобстве монтажа, потому что это влияет на скорость установки и саму технику. Эти вещи очень важны в нашей работе.
Продолжаете ли вы учиться и как вы это делаете?
Конечно, продолжаю. За годы работы я очень хорошо изучила продукцию компании High End System, но в этом году переступила через себя и прошла базовый тренинг и планирую в дальнейшем пойти на продвинутый курс по пультам Grand MA. Я считаю, надо знать хотя бы отличия оборудования, с которым приходится сталкиваться в своей работе. Речь не о том, на чем работать, — кому на чем удобнее, тот на том и работает. Например, я рисую всю свою техническую документацию для проектов в программах Lightconverse и Corel Draw, но недавно освоила Vectorworks, так как там некоторые вещи делать удобнее.
Еще одна важная часть обучения — я стараюсь ездить на выставки, знакомиться с новинками, общаться с коллегами. В нашей профессии все движется вперед и на месте стоять нельзя.
Раз уж затронули тему оборудования, какие у вас предпочтения?
Я уже 20 лет работаю на пультах HOG, меня в них все устраивает, я привыкла к этому пульту, мне удобно, я могу делать на нем все что угодно. Поэтому не вижу смысла его менять на что-то, тем более что меня устраивает техподдержка в России. Любые проблемы очень быстро решаются.
Что касается приборов, то сейчас даже китайцы научились делать хорошие приборы. В частности, компания Light Sky сделала отличный прибор — Aqua Beam IP3000. Эти приборы прекрасно зарекомендовали себя на Alfa Future People. Они работали на фестивале под открытым небом, их две недели поливал дождь, и всего один прибор вышел из строя, но его быстро заменили.
Мои основные требования к технике — чтобы она была надежная и в хорошем состоянии, так как с самым надежным прибором и хорошо зарекомендовавшим себя прибором, если за ним не следить и не чистить его, нормально не отъюстировать лампу, — с ним могут быть большие проблемы. Сейчас продукция многих производителей примерно равна. Мне, например, нравятся новые разработки из парка компании Clay Paky. Они сделали новый прибор — Sharpy Plus, мне он очень приглянулся. Другая их новинка, Xtylos, тоже меня заинтересовала. Очень хорошую продукцию выпускают GLP, JB Lighting.
Как организована ваша работа над проектом?
Если мы говорим о серьезных проектах, таких как Alfa Future People или масштабный концертный тур, то эта работа требует много согласований. Вначале я получаю макеты декораций, при этом я стараюсь участвовать в их разработке вместе с художниками, так как мне нужно, чтобы были учтены места, куда можно интегрировать световые приборы, различные крепежи и другие детали. Я постоянно нахожусь с художниками в тесном взаимодействии, чтобы в дальнейшем не возникло каких-то проблем на площадке.
После согласования на этом этапе я получаю 3D-модель декораций, конвертирую ее и в программе Lightconverse расставляю приборы и начинаю их программировать. Затем делаю технические чертежи с подробным DMX-патчем и расстановкой приборов во всех ракурсах для техников. Чтобы им было удобно собирать и монтировать и, главное, чтобы потом у меня в пульте все совпало, я прописываю для них DMX-адрес и линию каждого прибора.
Следующий этап — на площадке: подправляю позиции приборов, делаю необходимый предпрограмминг, записываю с режиссером во время репетиций партитуру шоу. И потом — работа на самом мероприятии.
Расскажите о наиболее интересных проектах, в которых удалось поработать в прошлом году. Какие были сложности и как с ними справлялись?
Из прошлогодних это банкет директоров компании Oriflame, фестиваль «Усадьба Джаз», Fashion-шоу компании Mercury, частные мероприятия, смета которых составляла бюджет небольшого концерта в «Олимпийском», на них было все: и 400 кинетических лебедок, и трансформирующиеся декорации, и масштабные сцены, и много чего еще. Интересный был проект на открытии логистического центра, где мы светом расчертили стеллажи склада в сетку, создали своеобразный световой тоннель. И безусловно фестиваль электронной музыки и технологий Alfa Future People.
На прошлом фестивале Alfa Future People нас поливало дождем все две недели. Все ходили в резиновых сапогах по колено в воде. И ничего с этим не сделаешь: стихия разбушевалась. За два дня до начала фестиваля у нас залило 70 из 90 приборов Sharpy, которые были основой всего светового шоу. Я безумно благодарна компании Laser Kinetics и Light Logic, которые без лишнего звука сняли эти 70 приборов и привезли другие, я даже не знала, где они их взяли. Сложность была еще и в том, что часть приборов была смонтирована на крыше сцены шириной 120 метров, верхняя точка которой была на высоте семиэтажного дома. А при таком горизонтальном ливне никакие навесы, колпаки не спасали и было очевидно, что если мы смонтируем новые приборы, то их также зальет. Поэтому я приняла сложное решение перевесить на это место только что смонтированные на другой сцене новые приборы Aqua Beam с защитой IP65, которые успешно справились со своей задачей. Еще одной сложностью была транспортировка этих 50-килограммовых приборов, так как тяжелую технику нельзя было запускать на поле, чтобы не разворотить его полностью. Благо я всегда беру с собой на фестиваль квадроцикл с прицепом, которыми мы и воспользовались. Не знаю, почему меня не убили техники из Laser Kinetics и Light Logic, но я им действительно очень благодарна. Перепрограммировать приборы пришлось уже днем, в день открытия, но мы успели все сделать.
Есть ли у вас пожелания к производителям оборудования?
У меня есть пожелание. Хочу попросить делать все приборы с защитой IP65, потому что я очень мучаюсь. (Смеется.) На фестивале Alfa Future People отсутствие защиты приборов превращается в километры тентов, оседание конденсата и прочие прелести открытой площадки. Больше у меня никаких пожеланий нет!
Еще, пожалуй, хочется, чтобы у светодиодных профильных приборов, которыми мы подсвечиваем лица, был более высокий CRI, чтобы не нужно было использовать фильтры.
Насколько видеоэкраны технически усложняют работу художника по свету?
Технически никак не усложняют. Как правило, люди, которые ставят на сцену много экранов, не понимают, что экран — это декорация. Люди пришли не в кинотеатр смотреть кино. Они пришли на шоу, и оно должно быть гармонично скомпилировано из многих деталей, включая хороший, качественный видеоконтент, свет и звук. Я лично очень люблю контент на черном фоне. Тогда у зрителя возникает ощущение, что видео висит в воздухе, и это придает объем композиции. Для меня видео — это часть декорации. Но к сожалению, большинство шоу-программ с экранами превращается в «субботний вечер у голубых экранов». Все должно быть гармонично.
Что интересного удалось увидеть на выставке в этом году?
Мне было интересно посмотреть на шоу микро-дронов компании Verity, понравились лазерные приборы IVL tm. Из оборудования я бы отметила продукцию компании Astera — это беспроводные светодиодные приборы. На мой взгляд, они будут сейчас очень популярны. Во-первых, они влагозащищенные (IP65), обеспечивают приём W-DMX сигнала на больших расстояниях, имеют достаточно емкий аккумулятор, который держит заряд до 20 часов, они яркие, у них достаточно высокий CRI.
У Clay Paky и GLP вышли интересные новые светодиодные приборы. Из старого -мне нравятся набирающие популярность светодиодные «палки» с возможностью вращения. Это определенный тренд, хотя не без изъянов. К сожалению, например Shar-Bar, пока имеют малую мощность светодиодов, поэтому подходят для работы в относительно небольших помещениях.
Что недопустимо в работе художника по свету?
В первую очередь, недопустимо публично обсуждать (читай “хаять”)в социальных сетях работу коллег.
Второе, хотя здесь со мной многие не согласятся, недопустимо художнику по свету не уметь программировать пульт.
Что посоветуете начинающим художникам по свету?
Учиться, учиться и еще раз учиться. А если серьезно, то не идти в художники по свету, закончив двухдневные курсы по пульту, а для начала пойти работать, например, техником в прокат и на себе испытать все трудности, с которыми сталкиваются люди. Тогда появится опыт и взаимопонимание. Также нужно смотреть на работы коллег и учиться на них. Причем необязательно западных художников, но и наших, многие из которых сейчас работают на очень высоком уровне. Другое дело, что у западных другие возможности: бюджеты, репетиции и еще много всего.