Зальцбургский фестиваль, один из самых известных и престижных музыкальных фестивалей мира, вновь привлёк внимание публики и критиков к пьесе Гуго фон Гофмансталя «Имярек». В 2024 году на фестивале была представлена современная версия этой пьесы, созданная канадским режиссёром Робертом Карсеном. Особенностью постановки стало новаторское световое оформление, которое помогло разрушить стереотипы о том, как можно представить эту пьесу на сцене.

За световое оформление отвечал итальянец Джузеппе ди Иорио, который ранее уже сотрудничал с Робертом Карсеном. Он выбрал для этой постановки шестнадцать прожекторов iFORTE LTX от Robe, чтобы оживить сцену и создать кинематографическую атмосферу. Генеральный директор компании Lucidiscena Пино Локонсоле был рад выиграть тендер на поставку этих приборов для фестиваля.
Почему именно iFORTE LTX? Дело в том, что для этой постановки требовались прожекторы, которые давали бы яркий свет с высоким индексом цветопередачи (CRI). Это позволило бы добиться ожидаемого качества отображения цветов и передать насыщенные и естественные оттенки. Поскольку действие происходило летом на открытом воздухе, приборы с защитой от влаги и пыли стали очевидным выбором.

Ди Иорио встретился с дистрибьюторами Robe, чтобы изучить новейшие модели прожекторов, и пришёл к выводу, что iFORTE LTX — это именно то, что нужно для этой постановки. Он был впечатлён зумом и мощностью этих приборов при любом угле луча.
Сценография Роберта Карсена стала отправной точкой для светового оформления. Джузеппе разместил iFORTE по бокам сцены под крутым углом, чтобы максимально охватить её площадь, и сконцентрировал оставшееся количество приборов на верхних трибунах перед сценой. Это позволило создать кинематографическую атмосферу, которую и хотел достичь режиссёр.
Однако не все прожекторы Robe были использованы в этой постановке. Поскольку фестиваль совпал с летними Олимпийскими играми в Париже, некоторые модели прожекторов оказались недоступны. Джузеппе пришлось включить в спецификацию другие приборы, чтобы осветить фасад собора и другие элементы вокруг зрительской зоны. Большинство из примерно полусотни прожекторов поднимали на крышу с помощью крана.

Ди Иорио ранее использовал стандартные FORTE и ESPRITE от Robe, причём ESPRITE — одна из его любимых моделей. Ему нравится смешение цветов CMY, так как это позволяет добиться естественного отображения кожи и ярких цветов костюмов.
Ди Иорио предпочитает освещение с более минималистичным и продуманным дизайном, где приборы многофункциональны и есть возможность углубиться в детали и тонкости искусства. Он описывает такой стиль как «гибридный» — техники рок-н-рола в начале пьесы, постепенно переходящие к более театральному и оперному стилю в финальных сценах. Наличие стабильного качества света бесценно для создания подобного подхода.
Программирование освещения проходило на месте в течение десяти сессий, с неизбежными перерывами из-за дождя. В случае непогоды спектакль переносили в закрытый зал на 500 мест, что добавляло сложностей и давления на команду.

Пино Локонсоле также увлечён светом и тщательно подходит к инвестициям. Он был рад выиграть тендер на поставку прожекторов для «Имярека» и снова поработать с Джузеппе ди Иорио. Локонсоле заказал первые шестнадцать штук iFORTE LTX, а вскоре расширил парк этих приборов в Lucidiscena до сорока.
В итоге iFORTE LTX стал лучшим мощным профильным прожектором на рынке, и Пино Локонсоле уверен, что это не последняя покупка его компании. Запросы на эти прожекторы продолжают расти с каждым днём.
Таким образом, световое оформление стало важной частью современной версии пьесы «Имярек» на Зальцбургском фестивале. Оно помогло оживить сцену и создать кинематографическую атмосферу, которая запомнится зрителям надолго.