Модульная конструкция и широкие возможности расширения Martin Audio OmniLine позволяют использовать этот линейный массив как для трансляции фоновой музыки в развлекательных заведениях небольшого масштаба (бары, рестораны и т.д.), так и для озвучивания крупномасштабных акустических пространств. Конфигурация массива осуществляется с исключительной точностью благодаря специализированному программному обеспечению: звук проецируется именно в те области помещения, где он нужен, и отсутствует в тех местах, где он не требуется. А отсутствие боковых лепестков дает OmniLine значительное преимущество по сравнению с звуковыми колоннами, управляемыми с помощью DSP. Массив идеально подходит для высококачественного воспроизведения музыки и речи, в том числе в огромных залах с большим количеством реверберации.
Принцип работы
Массив OmniLine создается путем подключения нескольких модулей (до 32 в случае, если требуется не только высокая выходная мощность, но и вертикальная фокусировка звука, в том числе на низких средних частотах). Меньшее количество модулей (например, четыре) используется в помещениях, где не требуется «забрасывать» звук на большие расстояния и где вертикальная фокусировка НЧ/ВЧ не так принципиальна. Такая масштабируемость, заложенная в системе OmniLine, гарантирует спрос на данный линейный массив как в храмах и барах, так и на спортивных аренах. В визуальном плане OmniLine выглядит ненавязчиво, т.е. не привлекает к себе излишнего внимания. Плавные контуры кабинетов сводят к минимуму визуальное присутствие массива в любом архитектурном окружении.
Точная вертикальная фокусировка OmniLine достигается не средствами DSP, а путем физического изменения положения отдельных модулей и тем самым общей кривизны массива. Конкретный вариант конфигурации в соответствии с параметрами зала можно вычислить с помощью программного обеспечения, которое способно принимать решение по поводу оптимальности звукового давления в основных точках помещения. Тем самым удается избежать излучения звука на те поверхности, которые вызывают отражения (например, потолок). И это значит, что вся звуковая энергия, излучаемая массивом, всегда используется по прямому назначению. Этот подход, реализованный инженерами Martin Audio, лежит в основе принципиального отличия конструкции OmniLine от традиционных звуковых колонн, параметры которых необходимо изменять в целях получения более широкого звукового охвата. Физическая конфигурация массива путем изменения сочленений отдельных модулей в соответствии с рекомендациями программного обеспечения гарантирует, что акустический «контур» OmniLine будет в точности соответствовать данному концертному залу, причем это будет происходить на всех частотах.
При разработке OmniLine использовалось математическое моделирование, которое позволяет определить акустическое поле в любой точке с помощью нескольких акустических элементов. Программа использует результаты физических измерений и теоретические модели BEM (Boundary Element Method). Как результат — OmniLine имеет практически совершенные акустические показатели и постоянную 100-градусную горизонтальную дисперсию на всем диапазоне от «низкой середины» до экстремально высоких частот.
SPL, создаваемое OmniLine, зависит от длины массива, что определяется количеством входящих в него модулей, а также от того, применяются ли субвуферы. Линейный массив, состоящий из четырех модулей OmniLine (без субвуфера), создает звуковое давление, сравнимое с тем, которое производится с помощью восьмидюймовой традиционной двухполосной акустической системы; массив, включающий в себя восемь модулей, по своим показателям равен 12-дюймовой двухполосной системе. Применение субвуфера увеличивает показатели SPL.
Акустика
Модуль OmniLine состоит из двух 3,5-дюймовых НЧ/СЧ излучателей типа «reflex-loaded», расположенных с каждой стороны от центрального стержня, который содержит пять 14-миллиметровых ВЧ драйверов, собранных в уникальную конфигурацию. Излучатели были разработаны «с нуля» специально для использования в конструкции модулей линейного массива.
Угол горизонтального охвата OmniLine составляет 100° (–6 дБ). Диаграмма направленности имеет постоянную направленность, что само по себе является эталоном для профессиональной акустической системы. Частотная характеристика вне оси направленности идеально соответствует параметрам осевой направленности.
Постоянная направленность свойственна не только высокочастотной секции, а распространяется вниз до средних частот благодаря тому, что НЧ/СЧ драйверы расположены очень близко друг к другу. Этого удалось достичь путем монтажа драйверов на стенках ВЧ волноводов. Обычно такой подход оказывает негативныйй эффект на горизонтальную дисперсию и частотную характеристику излучателя, однако в случае с OmniLine этого удалось избежать. Были применены уникальные «конусы», заранее смоделированные в 3D, которые полностью соответствуют профилю стенок волновода. Тем самым разработчики смогли получить наилучшие характеристики для НЧ/СЧ и ВЧ секций.
Вертикальный звуковой охват устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае в зависимости от параметров помещения. В звуковом плане линейный массив OmniLine звучит очень чисто и музыкально, его частотная характеристика является очень ровной, а нижняя граница воспроизводимого диапазона составляет 70 Гц.
Конструкция массива
После того, как с помощью программного обеспечения определена оптимальная конфигурация массива для конкретного зала, начинается процесс сборки. Это происходит с использованием специальных скоб, которые обеспечивают точное положение каждого модуля относительно соседних. Как уже было сказано выше, массив может состоять из минимум четырех и максимум 32 модулей.
Использование специальных скоб и соединительных пластин позволяет изменять положение излучателя в пределах 0…5° с шагом 1°. При сборке массива сперва устанавливается угол поворота с помощью двух штырей, которые вставляются в соответствующие отверстия кабинета. Затем сверху на них надевается защитная пластина оранжевого цвета, которая гарантирует, что штыри будут надежно держаться на своих местах. После этого ставится на место задняя крышка корпуса. На сайте www.omniline-ma.com есть видеоклип, демонстрирующий, как легко выполняется вышеописанная процедура.
В целях обеспечения точного суммирования высоких частот в конструкции модуля OmniLine точка вращения между кабинетами располагается на той же плоскости, что и ВЧ излучатели.
В целях минимизации боковых «лепестков» и поддержания оптимального суммирования частот ВЧ излучатели соседних кабинетов также должны располагаться максимально близко друг к другу. Эффективная дистанция между соседними устройствами составляет всего на 5 мм больше, чем между излучателями, расположенными внутри кабинета.
Импеданс задается простым способом — путем последовательной или параллельной коммутации блоков по четыре модуля. Каждый модуль имеет импеданс 16 Ом, а блок из четырех модулей, подключенных параллельно друг другу — 4 Ом. Комбинации из 8, 16 или 32 модулей подключаются параллельно или последовательно, чтобы получить системный импеданс 4 или 8 Ом.
Массив может работать от одного канала усилителя. Каждый блок, состоящий из четырех модулей, имеет номинальную мощность 200 Вт AES (800 Вт в пиках). Чтобы полностью использовать потенциал массива, усилитель должен выдавать минимум в два раза больше мощности, чем номинальное значение мощности акустической системы.
Массивы, состоящие из 12 или 24 модулей OmniLine, оптимально питать от двух каналов усилителя. Это гарантирует постоянный уровень мощности по всей длине массива. Если в массиве используется 16 или 32 модуля, то то они также могут работать в двухканальном режиме.
Взаимная коммутация кабинетов выполняется благодаря 4-контактному разъему. Блок из четырех модулей поставляется с встроенным коммутационным кабелем, с помощью которого все модули подключаются параллельно. Блоки модулей можно подключать последовательно с помощью коммутационной платы, которая входит в комплект каждого блока. Эта плата устанавливается внутри корпуса на задней стенке модуля.
Массив OmniLine монтируется на стену либо подвешивается с использованием дополнительных скоб. Конструкция скоб выполнена таким образом, чтобы массив минимально привлекал к себе внимание и максимально сливался с окружающим пространством.
На стену может монтироваться до 16 кабинетов, при этом сохраняется возможность изменения угла поворота и наклона. Угол наклона можно изменять путем регулировки монтажного троса или цепи, прикрепленной к верхнему краю массива. До 32 модулей могут надежно и безопасно подвешиваться к потолку или несущим конструкциям. Разработчики предусмотрели три точки подвеса, две из которых располагаются в верхней части массива.
Европейские инсталляции OmniLine
«Kingly Club» (Лондон)
Одна из первых инсталляций OmniLine состоялась в престижном лондонском ночном клубе «Kingly Club», расположенном в районе Ковент-Гарден. Это новое развлекательное заведение занимает три этажа, фронтальная часть здания целиком отделана стеклом. Инсталляцию звуковой системы на основе линейного массива OmniLine выполняли специалисты британской компании Systems Etc во главе с ее директором Бернардом Мани (Bernard Mani). Идея клуба принадлежит Деззи Маккаусланду (Dezzi Mc Causland), который в свое время основал «Kingly Club» в лондонском районе Сохо.
На новом месте «Kingly Club» включает в себя современный японский ресторан, lounge-бар, VIP-зону плюс отдельную зону под открытым небом, где так приятно сидеть в летние месяцы. На нижнем этаже находится частный бар и танцевальная зона, в которой установлены самые большие экраны в Европе. Из VIP-зоны, расположенной на верхнем этаже, открывается потрясающий вид на lounge-бар и улицу St Martin’s Lane, на которой находится «Kingly Club». Ресторан состоит из трех залов — «The Blue Room», «The White Room» и «Chef’s Table».
Перед Бернардом Мани стояла задача обеспечить равномерный звуковой охват, и поначалу это выглядело для него серьезной проблемой, несмотря на то, что у него был опыт озвучивания данного здания («Kingly Club» открылся на месте бывшего ресторана «Denim»). «На этот раз мы не только должны были создать равномерный звук на всех трех этажах здания, — рассказывает Мани, — но и должны были подобрать такую звуковую систему, которая была бы практически «невидимой». Было необходимо, чтобы звукоусилительный комплекс совершенно идеально сочетался с исключительно «гламурным» интерьером клуба, разработанным владельцем «Kingly Club» вместе с архитектором Филиппом Уотсом (Phillip Watts). Бернард Мани тщательно изучил каталоги всех производителей звуковых систем, но только после того, как он получил возможность посетить штаб-квартиру Martin Audio вместе с владельцем клуба, Деззи, решение было найдено: визуальные характеристики вкупе с исключительными звуковыми качествами OmniLine произвели на них самое серьезное впечатление.
Основная звуковая система клуба состоит из семи кластеров по четыре кабинета OmniLine. Часть кластеров подвешена к потолку, часть смонтирована на стенах. В качестве полнодиапазонных систем «infill» работают Martin Audio C115, имеющие «архитектурную» отделку белого цвета: 11 таких кабинетов смонтировано на стенах. Кроме того, в состав звуковой системы входит 17 кабинетов C4.8T и два потолочных громкоговорителя C6.8T.
Субвуферы, которые в соответствии с планом также должны были быть «практически невидимыми», насчитывают восемь кабинетов CS265, расположенных на нижнем этаже здания, и три AQ210 в VIP-зоне. Все субвуферы скрыты под каркасами мебели. Единственное исключение из правила «невидимости» было сделано для акустических систем Martin Audio Blackline F10, которые служат в качестве систем мониторинга в диджейской «будке»: владелец клуба согласился, что тот факт, что эти колонки имеют определенный визуальный «вес», будет в данном месте служить только на пользу, прекрасно сочетаясь с общим оформлением рабочего места диджея.
Приходская церковь (Северная Ирландия)
Деревушка Magheralin, расположенная в Северной Ирландии в 20 милях к югу от Белфаста, славится зданием своей приходской церкви, основанном еще в раннем Средневековье и перестроенном в конце XIX века. И именно здесь в 2008 году состоялась ирландская премьера линейного микромассива OmniLine (кстати, заодно и вообще самая первая инсталляция этого массива в религиозном заведении в Европе).
Администрация церкви в декабре 2007 года обратилась в компанию Rea Sound, чтобы обсудить возможность инсталляции новых звуковой и визуальной систем в храме. Исходная спецификация включала серию акустических систем Martin Audio Blackline, но потом было решено, что новый линейный массив OmniLine гораздо лучше подходит для данной задачи. Важным фактором было то, что инсталляция звуковой системы не должна была никоим образом повредить изысканно украшенные стены храма и другие элементы отделки интерьера.
Оптимальное положение линейного массива было вычислено с помощью программного обеспечения, входящего в комплект поставки OmniLine. Вся оснастка была разработана специально под этот проект, и в августе 2008 года специалисты Rea Sound приступили к инсталляции. В случае с любыми другими акустическими системами монтаж в таком сложном интерьере, каким отличается приходская церковь Magheralin, был бы поистине непосильной задачей. Но благодаря гибкости OmniLine его удалось подвесить абсолютно точно и добиться именно той кривизны массива, какая требовалась.
Линейный массив питается от одного усилителя мощности Martin Audio MA1400 и управляется с помощью системного контроллера DX1. По всей площади церкви звук отличается исключительной чистотой. В алтарной части храма установлены два кабинета AQ5, служащие в качестве систем «infill».
Как и в большинстве современных европейских церквей, в приходской церкви Magheralin все чаще используются живые инструменты во время богослужения, поэтому в ней установлен 32-канальный микшерный пульт Allen & Heath GL2400, на котором выполняется сведение аудиосигналов, подающихся на основную звуковую систему. Визуальная часть инсталляции, выполненной в храме, включает в себя проекционный экран шириной 8 футов, расположенный над кафедрой проповедника, три дополнительных 42-дюймовых ЖК экрана, видеопроектор, компьютер и видеокамеру. Весь видеоконтент обрабатывается с разрешением HD и управляется с помощью оборудования Kramer.
Российские инсталляции OmniLine
Инсталляция в Лужниках
В преддверии Финала Лиги Чемпионов УЕФА 2008 по футболу в Лужниках проходила масштабная модернизация комплекса Большой Спортивной Арены. Специально для столь ответственного мероприятия существенному обновлению подверглась и вся инфраструктура для СМИ. Также провели реконструкцию в пресс-центре, широком закругленном зале на 120 человек. В этом зале проводятся пресс-конференции с участием тренеров и руководителей команд-участников матчей, а также различные заседания футбольных и спортивных организаций.
Руководством «Лужников» был объявлен конкурс на поставку и монтаж звукоусилительного оборудования для пресс-центра. К звукоусилительной системе были предъявлены высочайшие требования. Необходимо было предложить минимально заметные, но подходящие к дизайнерской концепции акустические системы, при этом в зале должна быть четкая локализация на трибуну. Соответственно, распределенные потолочные системы были сразу отметены. Требования к линейности частотной характеристике и звуковому давлению в зале были предельно жесткими: на основных частотах разница в звуковом давлении могла составлять максимум 3 дБ. Всем требованиям заказчика соответствовал только совсем новый на тот момент линейный микромассив Martin Audio OmniLine. Специалистами компании AT Trade было принято решение предложить заказчику систему звукоусиления, основанную на микромассивах OmniLine, но самое сложное было убедить заказчика остановить свой выбор на никому не известном и еще нигде в мире на тот момент не установленном оборудовании. И здесь решающую роль сыграла репутация Martin Audio как одного из ведущих производителей линейных массивов, известного своими инновационными решениями.
Заказчику были предложены три концепции размещения массивов OmniLine — распределенная по длине из шести кластеров по четыре элемента, распределенная из четырех кластеров по восемь элементов и портальная система из двух массивов по 12 элементов OmniLine в каждом. Все три концепции соответствовали всем требованиям, но выбрана была самая сбалансированная — распределенная система из четырех массивов по восемь элементов в каждом. Общая номинальная мощность системы звукоусиления составила 1600 Вт, мощность усиления равна 3600 Вт, максимальное звуковое давление в полнодиапазонном режиме равно 112 дБ и разница звукового давления в зале составляет не более 2 дБ.
На стадии монтажа использовалось оригинальное ПО Martin Audio, которое позволяет смоделировать помещение в двумерном пространстве и рассчитать углы подвеса, направленность, частотную характеристику, а также давление и получить всю необходимую информацию по подвесу и креплению. Вертикальная дисперсия OmniLine равна всего 5°, поэтому нет необходимости управлять частотной характеристикой и давлением в зоне покрытия с помощью дорогих и сложных процессоров управления звукоусилительными системами. ПО OmniLine Software рассчитывает эти параметры исходя из углов расположения элементов относительно друг друга и показывает, как правильно задать углы между элементами для получения необходимого результата.
Текст Игоря Демидова
Резюме
OmniLine
Модульная конструкция и широкие возможности расширения Martin Audio OmniLine позволяют использовать этот линейный массив как для трансляции фоновой музыки в развлекательных заведениях небольшого масштаба (бары, рестораны и т.д.), так и для озвучивания крупномасштабных акустических пространств. Конфигурация массива осуществляется с исключительной точностью благодаря специализированному программному обеспечению: звук проецируется именно в те области помещения, где он нужен, и отсутствует в тех местах, где он не требуется. А отсутствие боковых лепестков дает OmniLine значительное преимущество по сравнению с звуковыми колоннами, управляемыми с помощью DSP. Массив идеально подходит для высококачественного воспроизведения музыки и речи, в том числе в огромных залах с большим количеством реверберации.