Cначала марта 2020 года практически во всех странах мира учреждения культуры приостановили свою работу на неопределенный срок, переносились концерты и спектакли, отменялись фестивали, а двери выставок и музеев остались закрытыми для посетителей. Несмотря на то, что мероприятия в онлайн-режиме, смогли в некоторой мере заполнить культурный вакуум, их можно рассматривать, скорее, как дополнение к культурной жизни, в традиционном смысле этого слова, нежели как альтернативу. На данный момент многие страны уже приступили к проведению пробных мероприятий с целью возобновить работу культурных учреждений в контексте пандемии короновируса. Чтобы настроить любителей музыки на предстоящий сезон, мы хотели бы посвятить эту статью одному из самых современных и красивых концертных залов, расположенному в весьма живописном месте.
Андерматт, что в самом сердце Швейцарии, преображается буквально на глазах: из традиционной швейцарской деревни он стал круглогодичным туристическим направлением, предлагающим широкий спектр спортивных и культурных мероприятий. Его центр украшает настоящая жемчужина – концертный зал мирового уровня. Летом 2019 года на его торжественном открытии выступил Берлинский филармонический оркестр. В зале, рассчитанном на 650 зрительских мест, восторженные посетители наслаждались произведениями известных композиторов.
Перед создателями проекта этого импозантного концертного зала стояла непростая задача: спроектировать его интерьер таким образом, чтобы естественная акустика была оптимально сбалансирована. Такого эффекта помогла добиться форма зала, напоминающая оригами. Разнообразие проводимых мероприятий, таких как презентации, выступления и концерты, предъявляет различные требования к времени реверберации и акустическим параметрам помещения. Решением для этого комплекса задач стала переменная акустика.

В проекте была использована система Amadeus Active Acoustics, предоставляющая возможность оркестрам выступать с оптимальной акустикой, не выходя за пределы громкости. Увеличенное время реверберации создает сбалансированную естественную акустику, не оказывая отвлекающего воздействия на публику.
Торстерн Роде, специалист по акустике, исследователь, эксперт, разработчик Amadeus Active Acoustics:
Amadeus является регенеративной акустической системой, добавляющей акустическую энергию и реверберацию, если таковые отсутвуют в конкретном мероприятии определенного типа. Для этого сигналы над сценой и в зале записываются многочисленными микрофонами. Используя информацию об источнике сигналов и их интенсивности, процессор AmadeusCoreвычисляет отражения, которые бы создавались в помещении, если бы оно было построено непосредственно под этот тип мероприятий. Затем эти сигналы подаются через множество динамиков, незаметно интегрированных в потолок и стены”.
Оптимальное моделирование с использованием переменной акустики позволяет максимально точно подобрать оборудование в соответствии с особенностями обьекта.

В частности, в проекте концертного зала Андерматт было использовано следующее оборудование:
- 64 настенных и потолочных динамиков (линейные колонки Atlas ALA5TB и 10TB, а также компактные колонки Renkus-Heinz CX41).
- 8 сабвуферов (6 x Renkus-Heinz CX18S, 2 x Renkus-Heinz CFX15S)
- 32 микрофона (DPA d:sign 4098)
- 4 АЦП и ЦАП (Atterotech Synapse D16Mio и Atterotech unD32)
- гигабитные переключатели (Cisco SG 300)
- 10 усилителей (8 xBittner 8X400 Вт; 2 x 4X2000 Вт)
- Amadeus Core
Многофункциональная концепция концертного зала позволяет использовать его не только для проведения концертов, но и, например, для конгрессов, лекций или иных мероприятий, связанных с прилегающим к залу отелем.
Важной частью концепции эксплуатации зала является мобильная сцена. При необходимости первые девять зрительских рядов можно убрать, и пространство перед сценой превращается в выставочную площадь или зону для проведения гала-ужина.
Казалось бы, вариантов использования зала не так уж много, однако благодаря системе переменной акустики, они становятся практически безграничны, к тому же без потери качества.
Конечный заказчик и генеральный подрядчик искали компанию-исполнителя, способную не только выполнить требования по переменной акустике, но и взять на себя реализацию раздела по мультимедийному техническому оборудованию для многофункционального использования объекта. Кроме того, такая компания должна была выполнить полный спектр работ от управления проектом до электротехнического проектирования, электромонтажных и монтажных работ вплоть до готовности объекта к сдаче. Требовался комплексныйпакетуслуг”подключ”.
На роль такого партнера идеально подошла компания PKE Electronics. Ее специалистам удалось обеспечить бесшовную интеграцию зала для мероприятий как в систему управления зданием, так и непосредственно в общую концепцию обьекта. Все вышеперечисленные работы были выполнены в полном соответствии со строгими стандартами и нормами, действующими на территории Швейцарии
В дополнение к cистеме переменной акустики было использовано следущее медиатехническое оснащение:
- аудиосистем аd&b audiotechnik Yi12;
- микрофонные системы Shure;
- проекционная система – лазерные проекторы Panasonic серии RZ.
Распределение видеосигнала осуществляется на основе STI. Кроме того, с помощью компонентов AMX SVSI, была реализована система AVoverIP, обеспечивающая максимальную гибкость для различных типов мероприятий при подключении входных и выходных видеосигналов в различных точках.
Управление также было реализовано на базе системы управления мультимедиа AMX. Для штатных мероприятий небольшого масштаба управление может осуществляться с планшета, для более крупных мероприятий предусмотрены микшерные пульты для аудио, видео- и осветительных устройств.
При этом возникает особый синергетический эффект: поскольку компания PKE спроектировала и внедрила все электротехническое оборудование здания, мультимедийные технологии были полностью интегрированы. Таким образом, появляется возможность использовать синергизм интерфейсов. Так, пользовательские интерфейсы мультимедиа оборудования могут управляться из диспетчерских через управление технологическими системами помещения, включая обычное освещение.
Для эффектного освещения (showlight) и освещения сцены на мероприятиях используются прожекторы ETC Profile Spots и Par Spots, а также более 20 вращающихся голов, установленных над сценой и первыми рядами партера.
Кроме того, компания PKE осуществила поставку системы управления цепными подъемниками в специальной комплектации. В общей сложности для установки и точного позиционирования звуковых отражателей (т.н. «облаков»), понадобилось смонтировать 9 цепных лебедок Chain Master Rigging Lift D8 plus 320 кг, 4 м/мин, 13 м. Впоследствии, при вводе в эксплуатацию и калибровке переменной акустической системы, в соответствии с расчётами геометрии и углов наклона, проведенными экспертами-акустиками при моделировании системы, положение звуковых отражателей было точно отрегулировано.
Специалисты PKE выразили уверенность в том, что именно идеальное взаимодействие различных дисциплин станет залогом успеха нового концертного зала, который продолжит регулярно радовать посетителей со всего мира богатым репертуаром концертов и мероприятий.
Фото: © PKE Electronics GmbH