“С Игорем Левицким, разработчиком планарного излучателя, работающим сейчас в американской компании SLS Audio, мы познакомились на выставке «Музыка Москва». Это настоящий инженер, с блестящим советским образованием, полностью реализовавший себя на Западе. Говорить о будущем с Игорем интересно и познавательно, особенно в части анализа новых изобретений. В разговоре не обошлось и без развенчивания некоторых популярных мифов и легенд, но об этом — чуть позже…
LSN: Игорь, на выставке так интересно поразмышлять о том, что будет востребовано звуковым рынком лет через пять. Рынок обязательно захватят беспроводные технологии, IP-оборудование: например, микрофоны с передатчиком WiFi, которые просто включаются и регистрируются на консоли по своему IP. В Европе уже сейчас есть очень большой интерес к системам энергосбережения: в компании Powersoft, например, мне показывали «зеленые» усилители, которые тратят на порядок меньше энергии и якобы спасают этим планету. Говорили, что разрабатывают трансляционные активные акустические системы, работающие от солнца, есть даже первый заказчик — европейский Диснейленд. Есть даже туровые солнечные энергетические установки: на крышу сцены кладется солнечная батарея, которая, пока идет монтаж, собирает энергию в аккумуляторы, а когда начинается концерт, то эта энергия расходуется вместе с энергией сети, снижая потребление. В этом же ключе хотелось бы узнать, о чем на ближайшее будущее болит голова у разработчиков акустических систем. Какие вопросы не дают спать по ночам и чего нужно добиться в ближайшее время? Я так понимаю, что будущее — за связкой «обычный динамик плюс динамическая (нелинейная) цифровая коррекция»: уж очень многие фирмы стали заострять на этом внимание.
Игорь Левицкий: Направление нелинейной коррекции — сейчас действительно одно из самых животрепещущих. Недавно я был на двухдневном семинаре авторитетнейшего специалиста по нелинейной коррекции Вольфганга Клиппеля, который проходил на территории фирмы Adamson. Они базируются прямо в поле, в часе езды от нас. В буквальном смысле слова построили здание в поле, где еще недавно кукурузу выращивали. Нам еще Брок Адамсон экскурсию по фирме устроил. Приличная канадская фирма, небольшая, но люди работают с огромной энергией. Так вот, Вольфганг сейчас преподает в Дрездене, но для нашего рынка изобрел и построил целую систему измерений и анализа параметров звукоизлучающих головок в нелинейном диапазоне. Так что, похоже, что в будущем на это направление будут брошены значительные силы.
Но пока даже при многократно возросшей вычислительной мощности и доступности процессоров сам алгоритм работы с нелинейной коррекцией еще никем не создан. Все понимают, что за этим будущее, но прорыва еще никто не задекларировал.
LSN: Как не задекларировал? Я лично видел несколько пресс-релизов!
И.Л.: Если интересно, могу порекомендовать вам пару книг на эту тему: «Sound Reproduction: The Acoustics and Psychoacoustics of Loudspeakers and Rooms», автор Флойд Туле, и «Active Control of Sound» Нельсона и Элиота. Это авторитетнейшие мировые специалисты, собравшие самые современные знания на эту тему. Сама тема изложена очень доступно. Эти книги мне посоветовал мой давний знакомый по ВНИИ РПА им. Попова Александр Войшвилло, который сейчас разрабатывает компрессионные драйверы в JBL. С ним мы тоже обсуждали эту тему, так что вопрос нелинейных искажений весьма и весьма перспективный. Но его решение в обозримом будущем пока не предвидится, хотя многие фирмы уже сейчас стараются убедить всех через свои пресс-релизы, что у них уже есть готовый рецепт. Я полагаю, что все это лишь рекламная мишура.
LSN: И все же давайте немного поразмышляем о будущем. Возможно ли в акустике появление систем с динамической нестабильностью — по тому же, например, принципу, что используется сегодня в самолетостроении, когда без постоянного компьютерного подруливания самолет в принципе не летит, зато все эти компьютерные алгоритмы позволяют значительно раздвинуть границы критических режимов?
И.Л.: Вопрос коррекции нелинейных процессов слишком сложный, и практически его реализовать трудно, а часто и неоправданно дорого. Проблема тут, в отличие от самолетов, в том, что на практике критерием должно быть субъективное восприятие, а не просто какие-то нелинейные модели и пределы уровня искажений. Да и практический аспект такого решения мне, например, представляется весьма неочевидным. Лично я уже давно отошел от чисто инженерного подхода к проектированию изделий. Инженеры очень часто заблуждаются в потенциальных рыночных возможностях своих изобретений, полагая, что если их штуковина делает что-то лучше других, то она просто обречена на успех. Это типичная ошибка многих изобретателей, особенно выходцев с территории бывшего СССР. На самом деле на все лучше смотреть с точки зрения бизнеса, рынка, потребителя. Всегда нужно оценивать соотношение «стоимость/положительный эффект», востребованный потребителем.
LSN: Хорошо, о чем тогда болит голова инженера сегодня?
И.Л.: Мне сложно говорить за всех инженеров мира, поэтому скажу лишь о некоторых направлениях, которые наметились уже достаточно очевидно. Прежде всего, это дальнейшее совершенствование активных цифровых систем на базе ЦАП. Во-вторых, Ethernet-sound — вот еще одно быстро развивающееся направление. Современные технологии позволяют очень многое. Могу сказать, что у нас в разработке находится идея «интеллектуальной системы», которая будет распознавать, какие модули включены, в какой последовательности и какую коррекцию им нужно выбрать. Система настраивается сама, при этом практически исключая ошибки. Кроме того, возможен полный мониторинг каждого динамика: очень важная функция, особенно для больших массивов, в которых работает много излучателей и где протестировать каждый по отдельности невозможно физически. Такая разработка, конечно же, требует времени и ресурсов, но это наше главное направление развития на ближайшие несколько лет. Некоторые фирмы уже внедрили подобные системы, но они проще.
Третье перспективное направление — дальнейшее развитие линейных массивов. По большому счету, зачем в данный момент биться с нелинейными искажениями, если даже то, что сегодня уже есть на рынке, далеко от пределов существующих технологий? Современные массивы, мягко говоря, далеки от совершенства, и каждый массив содержит в себе кучу компромиссов. Для нас в этом направлении приоритетом является увеличение отдачи за счет использования уникальных характеристик планарных (ленточных) излучателей. Благодаря небольшой толщине эти излучатели позволяют создавать конфигурации, которые были бы невозможны при использовании обычных компрессионных головок. Над этим я как раз сейчас и работаю.
А еще есть идеи создания небольших одиночных систем в одном ящике, которые сами по себе имели бы свойства линейного массива. Проблема в том, что механизмы для подвеса модулей очень сложны и дороги в производстве. Работа по сборке и настройке тоже отнимает немало времени. Для многих задач было бы выгодно использовать системы с четкой диаграммой линейного источника, строго заданным вертикальным раскрытием, но в одном корпусе. Такие системы, например, были бы очень востребованными в инсталляциях и на небольших мероприятиях.
LSN: А нет ли каких-то принципиально новых разработок непосредственно в области излучения? Неужели за сто с лишним лет ничего лучше обычного динамика так и не придумали? Я, например, слышал о разработке одной итальянской компании — так называемом цифровом громкоговорителе. Очень жесткий и большой диффузор, закрепленный на механически точном подвесе, катушка работает как шаговый двигатель очень большой частоты (192 кГц), а на выходе стоит измерительный микрофон, который снимает сигнал, передает его на DSP, а тот корректирует работу усилителя. По задумке авторов, такой излучатель должен генерировать математически точную волну, без всяких линейных и нелинейных призвуков. Без хвостов. Может быть, прорыва стоит ожидать в этом направлении?
И.Л.: Цифровой громкоговоритель — интересная тема. Еще в начале девяностых я видел пару таких патентов, но, как показала практика, не все так просто. Сейчас это направление практически заглохло. В профессиональных кругах о нем говорят очень редко. И если кто-то что-то высказывает, то исключительно на уровне гипотез, в лучшем случае на уровне лабораторных экспериментов.
Касательно того, о чем говорите вы, могу предположить, что информация эта идет от инженеров, а не от бизнесменов и менеджеров. Предположу даже, что это инженеры-электронщики, а не акустики — а в данном случае здесь имеется большая разница во взглядах. Потому что именно с точки зрения электроники такое очень даже возможно. А вот с точки зрения механики и акустики… Проблема в том, что если мы хотим обеспечить частоту движения диффузора хотя бы на уровне 44 кГц (192 кГц даже не нужно), диффузор должен быть очень легким и жестким одновременно. Но даже такой преобразователь не сможет отрабатывать импульсы с необходимой частотой. Это физика.
Любой преобразователь (диффузор динамика) обладает инерцией, поэтому, когда кто-то заявляет, что звук может быть лишен «хвостов», это говорит лишь о том, что человек не понимает основ акустики. Из этого я и сделал вывод, что это — электронщики.
Кроме того, любой преобразователь имеет КПД на уровне 1…2%, и я предполагаю, что изобретателям будет весьма проблематично выжать хотя бы 50 Вт из этой конструкции. Такой преобразователь вряд ли сможет достичь хоть сколько-нибудь значимых величин звукового давления, поскольку будет обладать очень ограниченным объемным смещением: как известно, закон излучения требует значительной объемной скорости — значит, либо большого смещения, либо большой площади НЧ излучателя. Все это означает, что такой преобразователь будет просто неэффективен на НЧ.
В общем, возникает целая куча инженерных вопросов. Я не говорю, что сделать такую игрушку невозможно. Но мне кажется, что это будет именно игрушка либо образец, демонстрирующий техническую реализацию идеи.
Беседовал Алекс Кей”