В феврале в Государственном Кремлёвском Дворце состоялась премьера уникальной этно-оперы «Князь Владимир» композитора Игоря Матвиенко. Этот проект рассказывает захватывающую историю о пути князя Владимира, изменившего ход истории нашей страны.
Масштабное шоу
Этно-опера стала настоящим синтезом различных видов искусства и современных технологий. В проекте участвуют такие звёзды, как Николай Расторгуев, певец SHAMAN, Soya и сам создатель оперы — Игорь Игоревич Матвиенко.

О своём участии в постановке рассказывает Мария Петрова — выпускающий звукорежиссёр «Князя Владимира»:
“Первые репетиции начались ещё в 2023 году. Тогда команда представила на сцене фестиваля „Таврида. Арт“ часть первого действия своей этно-оперы. На тот момент она была гораздо проще, чем на премьере в Кремлёвском Дворце”.
В ней участвовали всего 4 солиста с ручными микрофонами, вокальный ансамбль с общей подзвучкой на стереопару, небольшой бэнд (2 гитары, бас, гусли и перкуссия) и плейбэчные подклады. Я даже не просила отдельный микшерный пульт для нашего шоу, так как вполне хватало возможностей консоли, предложенной организаторами фестиваля.
К московской премьере постановки, приуроченной к 65-летию Игоря Матвиенко, опера разрослась до колоссальных масштабов: 14 солистов, перемещающийся хор, танцовщики, музыканты, оркестр. Количество каналов возросло многократно. Также добавилась сложная мультимедиа, плунжера, катающийся по всей сцене драккар — изюминка шоу. И всё это должно было дышать в такт опере».
Звуковое сопровождение
Часто в спектаклях используют термин «музыкальное сопровождение», так вот в данной постановке сопровождением для великолепной и не прерывающейся весь показ музыки И.И. Матвиенко являются все остальные спецэффекты, свет, видеоконтент, танцы и прочее.
Музыкальная палитра оперы очень разнообразна: фольклорные мотивы переплетаются с мощью рока и изяществом классики. Качественно провести такое шоу без современных звуковых технологий невозможно.
Для премьеры в Кремле Мария выбрала микшерный пульт DiGiCo Quantum 338 с прошивкой Pulse. Помимо того, что пульт идеально подошёл под все технические задачи, на её взгляд, DiGiCo — самая удобная консоль для программирования сложного шоу.

Под каждый номер в опере создавалась отдельная сцена, в которой прописывалась автоматизация, свои эффекты, тембральная и динамическая обработки. Также пульт отправлял midi-команды в программу воспроизведения фонограмм, клика, прекаунтов, таймкода и различных команд Qlab.
Особенности консоли
Одной из удобнейших функций консоли стала альтернативный вход на канал. В случае какой-либо проблемы с источником сигнала меняется вход канала, при этом сохраняются все настройки и посылы предыдущего input. Именно с помощью этой функции на постановке было организовано автоматическое переключение каналов, приходящих с Qlab, на резервный компьютер.

Также впечатлила и несколько раз пригодилась на выпуске функция, появившаяся именно в моделях Quantum: мониторинг с независимой эквализацией/динамикой на каждом посыле.
Синхронизация со светом, видео, спецэффектами осуществлялась по таймкоду и osc-командам.
Особенности больших залов
Стоит отметить, что эта постановка показывалась в довольно больших и нетипичных для театрализованных представлений залах. Пока это были Большой Кремлёвский Дворец и Ледовый дворец в Петербурге.

Такие площадки сами по себе представляют некоторую сложность для звука, особенно ледовые арены, где очень большое количество отражений. Поэтому важно правильно продумать и настроить систему звукоусиления. Борьба за читаемость становится приоритетной задачей в таких залах.
Осенью планируется тур оперы по городам России.