“Предлагаем вашему вниманию первую часть обзора современных студийных мониторов ближнего и среднего поля. В данной статье речь пойдет о продукции компаний ADAM, Klein + Hummel и KRK.
Студийный монитор должен быть объективным, т.е. передавать звук именно таким, каким он является на самом деле, ничего не прибавляя в него и ничего не убирая. Его задача — дать звукоинженеру возможность проанализировать фонограмму и услышать тончайшие нюансы. Это залог эффективной работы в области кино- и видеопроизводства, создания саундтреков для компьютерных игр, а также в вещании и музыкальном производстве. На страницах нашего журнала мы начинаем публикацию обзора современных студийных мониторов ближнего и среднего поля, который, как мы надеемся, поможет нашим читателям выбрать идеальный вариант для своей студии.
Берлинская компания ADAM выпускает одни из лучших моделей эталонных мониторов, которые используются в студиях «Эбби Роуд», «20th Century Fox Digital», «Paramount» и многих других престижных комплексах, где происходит работа со звуком в соответствии с самыми высокими стандартами. В конструкции мониторов ADAM используются излучатели ART (Accelerated Ribbon Technology) — собственная разработка компании, позволяющая избавиться от большей части проблем, типичных для студийной акустики, выполненной по традиционным технологиям (низкий импеданс, недостаточная дисперсия, низкая эффективность).
Традиционные драйверы действуют как поршень, проталкивая воздух в соотношении 1:1. Излучатели ART используют совершенно новый подход к кинематике движения воздуха. Мембрана излучателя представляет собой гофрированную диафрагму, складки которой сжимаются или расширяются в зависимости от звукового сигнала, приложенного к ним. Воздух просачивается наружу точно так же, как это происходит в аккордеоне. Эффективность излучателя ART в четыре раза выше, что положительно сказывается на четкости и чистоте воспроизведения переходных процессов в звуковом сигнале. Новый ВЧ излучатель X-ART, представленный компанией ADAM в серии SX, имеет еще более высокую эффективность, а его рабочий диапазон расширен до 50 кГц. Разборчивость, воздушность, точность звука на высоких частотах является по-настоящему эталонной.
В серии SX используются НЧ излучатели HexaCone, выполненные из материала, имеющего более высокую жесткость, чем бумага, полипропилен или алюминий. На конусе такого излучателя отсутствуют резонансы. Кроме того, во всех моделях серии используется метод широтно-импульсной модуляции — как в усилителе, так и в секции источника питания вуферов и субвуферов. В комбинации с современной входной секцией и секцией фильтров это дает максимум возможностей в области активного многоканального студийного мониторинга.
Активный двухполосный монитор ближнего поля ADAM A7 основан на твиттере ART и подобранном к нему 6,5-дюймовом вуфере. В конструкции используется два 50-ваттных усилителя (по одному на драйвер). На передней панели расположена кнопка питания и регулятор уровня, на задней — регулятор уровня ВЧ и двух НЧ и ВЧ фильтров типа «полка». Симметричные/несимметричные входы выполнены на разъемах XLR и RCA.
Эталонный монитор S7A MkII представляет собой уникальную комбинацию патентованной технологии излучателей, современного PWM-усилителя и расширенной схемы расположения динамиков d”Appolito. Мощность акустической системы составляет 1500 Вт (RMS). В конструкции используется два 15-дюймовых субвуфера, два 9-дюймовых СЧ динамика HexaCone, два СЧ излучателя ART и один твиттер ART.
Компания Klein + Hummel специализируется на разработке трехполосных акустических систем с 1945 года. Ее студийные мониторы используются в процессе записи треков, сведения и мастеринга в музыкальных студиях, а также в пост-продакшн и вещании, пользуясь популярностью у профессионалов благодаря абсолютно неокрашенному звуку и точной локализации источников сигнала в пространстве. Акустические системы Klein + Hummel свободно комбинируются между собой для организации surround-мониторинга.
Компактный активный эталонный монитор O 300 создан с использованием компьютерных технологий имитации режимов работы акустической системы и прошел многочисленные тесты. В его конструкции используется технология LRIM (плотный материал с низким собственным резонансом): волноводы вплавлены непосредственно в переднюю панель корпуса, что гарантирует оптимальную дисперсию. Эллиптическая форма излучателей снижает первые отражения от поверхности микшерной консоли, которые в противном случае создавали бы интерференцию с прямым звуком, излучаемым из динамиков. Одновременно эффективная горизонтальная область прослушивания становится шире, предоставляя звукоинженеру большую свободу в движениях при работе за консолью. Технология LRIM также позволила расположить акустические центры обоих драйверов точно на одной плоскости, обеспечивая временную и фазовую когерентность на частотах кроссовера и создавая детализированную звуковую картину.
Три магнитных экранированных драйвера, созданные с использованием новейших материалов и технологий акустического дизайна, точно воспроизводят входной сигнал на высоких уровнях громкости и при этом отличаются низким уровнем искажений. Монитор O 300 качественно воспроизводит человеческий голос и не теряет своих преимуществ даже в помещениях с недостаточно хорошей акустикой. Каждый драйвер питается от высокоэффективного усилителя, точно подобранного к его характеристикам. Монитор снабжен сложной схемой защиты драйвера от термальной перегрузки.
В модели O 410 используется волновод, созданный на основе технологии MMD (Mathematically Modelled Dispersion). Предусмотрены гибкие возможности регулировки акустических параметров, различные варианты подачи сигнала на вход монитора, широкий набор аксессуаров для монтажа. Все это позволяет использовать O 410 в самых разных акустических условиях. Модель имеет более высокую мощность, чем O 300, и может применяться в качестве монитора среднего поля (или основного монитора). O 410 может устанавливаться свободно или встраиваться в стену, использоваться в многоканальных системах мониторинга совместно с другими мониторами Klein + Hummel.
KRK
Продукция компании KRK хорошо известна владельцам домашних, проектных и коммерческих студий звукозаписи. Бестселлер линейки студийных мониторов, серия Rokit, ценится за очень эффективное соотношение «цена/качество», благодаря которому даже в малобюджетной студии можно получить высококачественный результат. Мониторы этой серии, Rokit 5 и Rokit 6, без проблем вписываются в небольшие аппаратные, их также можно встретить в многочисленных домашних и проектных студиях. Монитор Rokit 8 имеет более высокую мощность и вполне может использоваться в качестве монитора среднего плана. Модель G2 имеет ярко выраженное сходство с мониторами VXT и E8B. Конфигурация кабинета эффективно снижает дифракцию и расширяет зону наилучшего восприятия аудиосигнала. Линейка Rokit построена на 1-дюймовом неодимовом купольном твиттере, что дает более натуральное звучание ВЧ.
Серия профессиональных мониторов VXT используется в проектных и вещательных студиях, в пост-продакшн и саунд-дизайне. Специалисты в области звука отмечают ультраровную частотную характеристику этих акустических систем и качественную стереокартинку. Корпуса мониторов выполнены из структурного пенопласта, обеспечивающего большую плотность и степень демпфирования, чем дерево.
Кроме того, использование структурного пенопласта увеличивает внутренний объем корпуса, поэтому неудивительно, что VXT отличаются более упругим басом, чем другие мониторы того же размера, а резонанс при этом минимален. В конструкции используются изготовленные на заказ драйверы Kevlar и 1-дюймовый купольный ВЧ излучатель. Тороидальный силовой трансформатор гарантирует минимум наводок и шумов. Мониторы VXT могут монтироваться на стену или в угол. Предусмотрена схема заземления Ground lift, опциональная передняя защитная решетка, лимитер и регуляторы Auto Mute. В моделях VXT6 и VXT8 имеются переключатели настроек ВЧ и НЧ, что позволяет использовать эти мониторы в инсталляциях. Компактный монитор VXT4 с успехом работает в небольших помещениях, а VXT6 и VXT8 широко используются как мониторы ближнего и среднего поля в студиях среднего размера.
Флагман мониторной линейки для профессиональных студий, модель Expose E8B, имеет характерную изогнутую переднюю панель. Широкий радиус кривизны эффективно подавляет дифракцию, а отсутствие параллельных внутренних стенок снижает шанс возникновения стоячей волны внутри кабинета. Корпус в самом узком месте имеет толщину 1 дюйм. Общее впечатление от монитора — монолитность и солидность, что подтверждается не только его габаритами и весом, но и высококачественным звуком. В конструкции Expose E8B используются два 120-ваттных усилителя класса A/AB. ВЧ излучатель выполнен из композитного материала, содержащего берилл и алюминий — отсюда исключительно открытый, воздушный звук, которым славится эта модель.
Материал подготовил
Артем Михайлов”