По сюжету противопоставляются условия жизни богатых и бедных в странах, различающихся уровнем экономического развития. Это многослойное, глубокое и наполненное иронией послание зрителю об общемировом неравенстве передается через захватывающее искусство движений, музыки и света.
В комплект оборудования, предоставленного в распоряжение художника по свету, входило 40 пиксельных трубок Astera AX1.
Ярон Абулафия, несмотря на активную деятельность в театральном мире, а также участие в танцевальных и экспериментальных постановках, впервые столкнулся с брендом Astera именно на сцене базельского театра.
Задолго до постановки художник приступил к изучению имеющегося в театре оборудования и стал думать, как включить AX1 в общую концепцию. В результате Theater Basel приобрел еще 24 прибора Astera AX3 Lightdrop специально для «Комедии ошибок».
Ярону сразу же понравилась многофункциональность этих приборов Astera и их надежная работа в беспроводном режиме — на аккумуляторах и с управлением по DMX.
Кроме того, мощные магниты на нижней стороне прожекторов Astera позволяли с легкостью закрепить их прямо на огромной металлической клетке — части индустриальных декораций, разработанных художником-постановщиком Брюсом Френчем. Эта конструкция также использовалась в других постановках, которые шли в оперном театре в то же время. Поэтому магнитные крепления оказались очень полезны: они дали возможность быстро и удобно монтировать нужное освещение для «Комедии ошибок» каждый день непосредственно перед спектаклем.
Не менее творчески Ярон подошел к оформлению двух контрастирующих сцен. Он использовал освещение для создания нужного настроения. И основным источником света в его концепции стали как раз светодиодные трубки Astera.
Первая сцена изображала полный опасностей мир временного лагеря для беженцев, в ней AX1 воспроизводили мерцание тусклых ламп дневного света, подчеркивая безрадостную обстановку, а белый свет разной цветовой температуры обыгрывал понижение и повышение уровня угрозы.
Изменяя интенсивность освещения, Ярон добавлял сцене объем. Он также зрительно увеличивал сценическое пространство благодаря оптической иллюзии, создаваемой за счет того, что некоторые приборы были размещены позади и на расстоянии.
Далее по ходу спектакля эти же трубки давали ярко-красный свет для изображения подпольного мира, где процветали проституция и торговля людьми, — ужасного места, в котором оказались некоторые беженцы, пытаясь выжить.
Одурманивающий красный свет, полученный благодаря бесперебойной работе источника света и плавному смешению цветов в исполнении трубок Astera, идеально подошел для создания нужной атмосферы в особо тяжелые и неприятные моменты пьесы.
32 трубки AX1 были установлены с помощью магнитных креплений по внутренней стороне клеток, что позволило Ярону использовать весьма интересные сочетания, которых было бы просто невозможно добиться обычными способами монтажа светового оборудования.
24 компактных прибора AX3, закрепленных на верхних ступеньках декораций, рядом со стеной вокруг сценического пространства, также работали полностью в беспроводном режиме. Они создавали вертикальные линии заливающего света в направлении сверху вниз на задней части сцены. «Эти приборы очень удачно подчеркивали форму и архитектуру сценического пространства», — рассказывал Ярон, который в очередной раз был впечатлен насыщенными цветами в исполнении AX3.
В целом художник использовал осветительные приборы, чтобы обратить внимание зрителя на заборы, клетки и различные преграды, существующие в мире бедных — холодном, мрачном, пугающем, разобщенном и полном ограничений. В мире богатых трубки AX3 подсвечивали установленную металлическую конструкцию золотым сиянием, что создавало ощущение уверенности в собственной силе, власти и избранности.
«Необычное освещение сцены, трансформирующее пространство, имело ключевое значение для всей пьесы, поскольку нам нужно было воспроизвести в одной точке множество различных эпизодов и мест, — объясняет Ярон. — И наша цель заключалась в создании иллюзии и использовании различных образов так, чтобы зрители могли свободно перемещаться между разными мирами в своем воображении… а не просто смотреть на набор разнообразных декораций».
«Оборудование Astera показало себя крайне надежным, мощным и очень ярким, при этом я даже не включал их на полную мощность», — делится художник по свету, добавляя, что он собирается использовать эти трубки и в своих будущих проектах.
«Комедия ошибок» — это сложная и требовательная к освещению работа. Темп постановки был довольно быстрым, поэтому Ярон провел тщательную подготовку, чтобы убедиться в бесперебойной и плавной работе светового оборудования на сцене.
AX1 и AX3 вместе с остальными световыми приборами программировались с консоли EOS, в результате чего для 90-минутного представления было прописано более 200 кью, многие из которых были медленные, плавные и постоянно меняющиеся, что подчеркивало идею непрерывного движения — незаметного, но наполненного глубоким смыслом перехода от одной обстановки к другой.
«Перед нами была поставлена творческая и крайне сложная технически задача, но я считаю, что мы все вместе справились с ней, создав выразительную картину, которую каждый зритель может толковать по-своему», — говорит Ярон. И надо отметить, что критикам пьеса понравилась так же сильно, как и публике.
Ярон Абулафия работал с талантливой командой профессионалов, включавшей в себя художника-постановщика Брюса Френча, дизайнера костюмов Кэтрин Брикхилл, драматурга Грегора Акуна-Похла и композиторов Энтони Дженна и Мартина Слэттери, которые создали мощное и трогательное музыкальное сопровождение пьесы. Музыку исполнял Симфонический оркестр Базеля под руководством дирижера Томаса Герцога.
Заведующий постановочной частью Театра Базеля Иоаким Шольц и режиссеры по свету Роланд Эдрих и Гидо Хольцер также обеспечили «техническую поддержку и вдохновение», и они те люди, которые с самого начала были уверены в необходимости закупки новых AX3.
Ярон относится к освещению как к мощному драматическому инструменту: «Правильно подобранное освещение помогает нам лучше показать то, что мы уже знаем, и позволяет управлять вниманием зрителя, представляя собой своего рода объектив, сквозь который он смотрит спектакль. Освещение заново перестраивает визуальное восприятие реальности и влияет на то, чему мы уделяем внимание в первую очередь. Оно способно по-настоящему открыть вам глаза… и убедить вас воспринимать что-либо и думать об этом определенным образом. Поэтому освещение само по себе — это аргумент, и это не просто слова!»