Творческая организация сценического пространства при проведении публичных мероприятий немыслима без звукоусиления. Музыкальное и шумовое оформление играют важную роль при создании драматических образов и передаче эмоций. Качественное усовершенствование звуко-техники и удешевление акустических систем позволили оснастить линейными массивами большинство концертных залов и театров. Творческая звукорежиссура проделала долгий путь от тридцатых годов прошлого века до наших дней. Первые эксперименты со звукоусилением были неоднозначны. Режиссеры постановщики массовых мероприятий и театральные режиссеры с трудом воспринимали специфическую окраску и тембр, воспроизводимый громкоговорителями и микрофонами той эпохи. Качественные изменения последовали вслед за усовершенствованием элементной базы и развитием технологий схемо-техники. Звукоусиление позволило в полной мере реализовать творческие замыслы и задачи организаторов мероприятий. Предварительно записанные шумы, речь и музыка разнообразили звуковое сопровождение массовых перфомансов. Организаторы получили возможность избавиться от несовершенных аппаратов для получения сценических шумов и использовать главную по тем временам инновацию – предварительно записанную фонограмму и заранее смонтированную речь. Это открыло новую эру в методах организации технических мероприятий и охарактеризовало собой революцию в процессе постановки и проведения шоу. Современные звукорежиссеры в совершенстве владеют всеми аспектами настройки технических средств, обладают музыкальной культурой, профессиональным слухом и чувством ритма. Технологии звукоусиления плотно вошли в искусство, творчество и процесс организации мероприятий.
Оценка качества
Удовлетворенность публики качеством звучания часто описывается рядом параметров. Прежде всего – это адекватный уровень громкости, полностью соответствующий законам жанра исполняемой музыки. Исполнение треков в стиле Heavy Rock должно быть громче, чем звучание классического гитариста на сцене. Проблемой является как избыточная так и недостаточная громкость. Сценическое искусство воздействует не только на образ мыслей зрителя, но и на чувства. Эмоциональный градус шоу или спектакля напрямую зависит от работы инженера звукоусиления. Излишняя, ничем не обусловленная громкость, вызывает негативные эмоции и искажает идейную сторону замысла режиссера-постановщика. Недостаточная громкость ведет к потере разборчивости речи на сцене, усложняет контроль возникновения акустической обратной связи, приводит к неверному балансу музыки и акустических эффектов с речью. Драматическое влияние звуковой составляющей на сценическое действие уменьшается. Речевая часть аудио программы начинает доминировать над музыкальной.
Технологические аспекты улучшения качества звучания.
Повсеместное удешевление линейных массивов началось с 2000 годов. Производители акустических систем выработали технологические решения, позволяющие гарантировать высокий уровень качества при минимальных издержках. Всё что нужно профессиональному звукорежиссеру сегодня – это верные пропорции между предыдущим опытом проведения мероприятий, бюджетом и необходимым звуковым давлением на площадке. Еще одним фактором, гарантирующим успех при использовании линейного массива является отсутствие искажений и низкий уровень шума акустических систем. Производители звукового оборудования достигли больших успехов в решении проблемы наличии искажений. Современные усилители имеют хорошее соотношение сигнал-шум. В большинстве случаев это гарантирует прекрасный результат при профессиональной настройке системы.
Преимущества линейных массивов.
Линейный массив как устройство представляет собой группу элементов, излучающих сигнал с одинаковой амплитудой и фазой и размещенных на незначительном расстоянии друг от друга. Это объясняет высокую направленность всей системы в вертикальной плоскости. Благодаря равномерному распределению излучателей линейные массивы высокоэффективны для передачи звуковой энергии на значительные расстояния. Интерференционное сложение и вычитание звуковых волн обуславливают функцию направленности как главное преимущество устройства. Направленность обычного громкоговорителя зависит от частоты. В области низкочастотных составляющих спектра излучение практически ненаправленное. Это объясняет конструкцию акустических систем с использованием кроссоверов и раздельных излучателей, работающих на разных частотах. При установке таких систем друг над другом на одной линии, характеристика направленности всей системы будет существенным образом отличаться от характеристики каждого конкретного излучателя. Необходимым условием интерференционного сложения являются идентичность акустических сигналов, подаваемых на вход усилителя. При таком расположении, на оси симметрии системы, звуковое давление возрастает на величину равную 6 децибел в сравнении с характеристикой индивидуального громкоговорителя. При проведении замеров в пространственном соотношении, амплитудно-частотная характеристика демонстрирует провалы, вызванные фазовым вычитанием волн. Это вызывает существенное снижение звукового давления в точках, расположенных не на оси системы. Данный эффект обусловлен различиями в расстоянии между линейно расположенными громкоговорителями. Таким образом конструкция линейного массива основана на тщательном расчёте расстояния между динамиками, расположенными на одной оси. Конструктивная интерференция возникает во фронтальной зоне устройства, при этом деструктивная интерференция имеет место только в боковых зонах. Описанные выше физические процессы обуславливают главные преимущества линейных массивов при организации процесса звукоусиления.
Установка и использование линейного массива
Учет направления движения волн в пространстве должен приниматься во внимание при размещении громкоговорителей вне зависимости от их конструкции. Это обуславливает обязательный учет расположения зон с аудиторией в пространстве сета. На этапе предварительного согласования сценического пространства необходимо учитывать конструктивные особенности линейных массивов, напрямую связанные с законами интерференции. Идеальным принципом расположения служит «правило прямой видимости». Линейный массив должен быть направлен на аудиторию, a не на пространство вокруг. Классическим решением в этой ситуации служит метод использования большого количества громкоговорителей расположенных вокруг аудитории. Данная схема хорошо зарекомендовала себя при работе в залах малой вместимости. Организация звукоусиления происходит иначе в условиях проведения глобальных массовых мероприятии. При работе на больших концертных площадках не существует альтернативы линейному массиву. Компоновка сценического пространства подразумевает значительную площадь, выделенную для размещения технических средств на сцене. Мониторы, пиротехника, декорации и бэкстейдж располагаются перед аудиторией с учётом технических райдеров и документации на конструкции и приборы. Специфика использования эффектов, трюкового оборудования должна соответствовать планам развеса. Современные сцены – это сложная совокупность технических средств, для понимания принципов работы которых необходимы специфические компетенции и навыки. В этих условиях, расположение акустических систем непосредственно перед зрителями невозможно.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологические аспекты восприятия шоу аудиторией. Драматизм мероприятия способствует погружению зрителя в действие. При этом важно, чтобы звук распространялся со стороны исполнителей и соответственно, сцены. Расположение большого количества громкоговорителей вокруг аудитории разрывает связь между действием и звуковым сопровождением мероприятия. Линейный массив в этих условиях остаётся единственным выбором.
Заключение
Использование линейных массивов при проведении культурно-массовых мероприятий несет в себе ряд вызовов для специалистов из индустрии звукозаписи и звукоусиления. Тщательный анализ технического размещения оборудования на сцене с учётом особенностей и размеров помещения совместно с полным пониманием физических процессов распространения звуковых волн в пространстве поможет специалистам принять верное решение в вопросе выбора оборудования. Учет психологических особенностей аудитории также имеет ключевое значение при разработке схемы проведения шоу.