Мир творческой звукозаписи очень разнообразен. Акустические гитары распространены как в России, так и в мире и составляют основу творческих коллективов, исполняющих музыку в самых различных жанрах. Поп, рок, фолк, кантри, и многие другие стили широко распространены во многих странах и дарят радость восприятия любителям мелодий и ритмов во всём мире, поэтому акустическая гитара является одним из самых популярных инструментов для записи в консерваториях, эстрадных залах и телевизионных студиях.
Разнообразие форм и размеров акустической гитары поражают воображение обывателя. История возникновения музыкального инструмента берёт своё начало в древней Месопотамии и Египте. Впоследствии, акустическая гитара получила широкое распространение в Андалусии, Кордобе и ряде других регионов Испании, многих провинциях Италии и многих других европейских странах. Предполагается, что современная шестиструнная гитара появилась в Российской Империи во второй половине XVIII века, но хотя и не сразу, получила широкое распространение среди дворян и знати того времени. Как и многие другие музыкальные инструменты, классическая гитара претерпевала изменения и усовершенствования.
Один из её вариантов, известный как семиструнная гитара считается русским народным инструментом. Своим становлением и развитием она обязана русской культуре, самобытности и традиционному укладу жизни того времени. Испанская шестиструнная и русская семиструнная гитара являются родственными по духу и конструкции музыкальными инструментами. Методы игры и записи этих инструментов практически одинаковы. Отличия главным образом заключаются в музыкальном строе и, соответственно, репертуаре.
Мастерство знаменитых инструменталистов, их техника игры поражают воображение. Искушенная аудитория поимённо знает всех величайших исполнителей и непревзойдённых виртуозов и исполнителей народной и академической музыки, романсов, фолка и бардовской песни. Конечно, при всех существующих различиях в мире много схожих музыкальных инструментов. Прежде всего, стоит выделить кубинский трес, банджо и добро. Строй всех этих инструментов называют гитарным.
К началу 70-х годов прошлого века семиструнная гитара стала уходить в тень её предшественницы, испанской шестиструнной гитары. Это прежде всего связано с культурным проникновением в страну музыки стилей рок, джаз и поп, но это не означает что об этом самобытном инструменте позабыли звукорежиссёры и музыкальные продюсеры. В XXI веке началась новая история семиструнной гитары. Она, вместе со своей сестрой, шестиструнной испанской гитарой, всё чаще применяется при записи блюза, джаза и бардовской песни в студиях по всему миру.
Акустическая гитара – конструкция и принципы звукоизвлечения
Классификация музыкальных инструментов зависит от многих факторов. Гитары не являются исключением. Их можно разделить по числу струн, по строю, по сфере использования, по элементам и материалам из которых изготовлены основные элементы конструкции гитары. Струны не являются исключением, их часто изготавливают из нейлона и металлов. Современные технологии получили широкое распространение по причинам удобства использования инструментов на сцене. Традиционные струны, изготавливающиеся, из кишок, сегодня редко применяются на эстраде.
Музыканты предпочитают богатство и разнообразие тембров, традициям и истории создания инструмента. Металлические струны дают сильный, звонкий звук, с большим количеством обертонов. Нейлоновый струны более мягкие, предназначены для записи музыки в жанрах поп и бардовской песни, дают мягкий, но несколько глухой звук, прекрасно сочетающийся с другими музыкальными инструментами.
Музыка – искусство звуков. Необходимо сказать несколько слов о технике игры. Классическая исполнительская техника – это щипок струн по отдельности, это следует из конструкции гитары. Акустическая гитара, так же как скрипка, альт и другие струнные инструменты, представляет собой сложную колебательную систему. Энергия волн, насыщающая тембр музыкального инструмента обертонами, проходит через струны и подставку и передаётся на верхнюю деку, изготавливающуюся из резонансной ели. Качество инструмента и струн имеет важнейшее значение для осуществления качественной звукозаписи.
От материалов, из которых изготавливается инструмент, зависит сила, тембр и характер звучности. Нижняя дека, изготавливаемая из твёрдых пород дерева, таких как ель или палисандр так же напрямую учувствует в создании неповторимого тембра музыкального инструмента. Он неё зависит тембр низкочастотных звуков и глубина акустического спектра. Гриф гитары имеет сложную структуру и склеивается из различных пород дерева. Часто применяется красное и чёрное дерево, палисандр, клён. Для увеличения жёсткости грифа иногда используется металлический стержень, вставляющийся внутрь конструкции.
Характер колебательного процесса, спектр частот и творческая уникальность инструмента в значительной степени зависят от манеры исполнения музыканта. Прежде чем приступись к творческому процессу звукозаписи надо правильно настроить гитару, сесть и придать инструменту верное положение. При щипке, палец кончиком ударяет по струне, защипывает её, при этом совершая движение внутрь ладони. Для более насыщенного тембра, направление удара должно быть перпендикулярно струнам. Важно учитывать, что зона контакта при щипке больше чем при игре медиатором, что отражается на тембре инструмента. При игре плектром звук более резкий и насыщенный высокими частотами.
Ещё одной особенностью устройства гитар может быть конструкция грифа. При использовании стальных струн, конструкция грифа более узкая, поэтому при исполнении, шестая струна может быть прижата пальцем с противоположной стороны.
Акустическая гитара: запись на динамические микрофоны
Многие профессиональные мюзикмейкеры считают, что запись акустической гитары на динамические микрофоны – это не лучший выбор для работы с профессиональным звуком. Динамический трансдюсер не может передать всё богатство тембра музыкального инструмента, игру обертонов и яркость спектра при различных манерах исполнения. При этом, расположение микрофона близко к розетке является оптимальным вариантом при концертной работе, но ограничения конструкции капсюля сильно лимитирует творческие возможности звукорежиссёров.
Более того, корпус микрофона, близко расположенный к инструменту в процессе записи, часто мешает исполнителям демонстрировать все нюансы их творческого мастерства. При технике игры скользящим ударом или япояндо, палец соскальзывает со струны в сторону соседней, более толстой и после удара не возвращается внутрь. Это приводит к непоправимым последствиям при несоблюдении дистанции между рукой артиста и капсюлем. Задевание микрофона рукой приводит к безвозвратной потере дубля и, соответственно, увеличению расходов продюсера на студийное время.
Проблема слишком большой дистанции между микрофоном и рукой исполнителя так же стоит очень остро в концертных залах. Артисты часто отступают от микрофона на несколько шагов, освобождая себе место для игры на музыкальном инструменте, не понимая особенностей звукозаписи на динамический трансдюсер. Тембр инструмента при этом обедняется, становится расплывчатым, ватным, пропадает яркость и теряется ощущение присутствия в концертном зале для слушателя. Дистанция в 25 сантиметров является оптимальной, при этом нужно направлять микрофон на резонаторное отверстие инструмента, как наиболее сильный источник обертонов и гармоник.
Основой особенностью творческого использования динамических микрофонов может быть многомикрофонная смешанная запись с использованием трансдюсеров различных типов.
Многие звукорежиссёры используют динамические микрофоны для поиска их уникального тембра, их «изюминки», профессионального почерка. При многомикрофонной записи гитары, динамические микрофоны используются совместно с конденсаторными, создавая неповторимость и уникальность звукового решения каждой музыкальной композиции.
Использование конденсаторных микрофонов
Конденсаторные микрофоны приоритетны для звукорежиссёров при записи акустической гитары в филармонических и эстрадно-концертных залах с хорошей акустикой. Баланс будет сильно зависеть от того, как происходит восприятие средних, высоких и низких частот микрофоном, поэтому рекомендуется устанавливать несколько трансдюсеров на разном расстоянии от музыкального инструмента. При установке микрофона в верхней части грифа звук будет более похожим на концертный, с обилием высоких частот и искрящимися обертонами. В нижней части корпуса гитары, напротив, зона более густого тембра с обилием низкочастотных составляющих.
Каждый зал уникален не только по форме, расположению архитектурных элементов и числу посадочных мест, но и по своим акустическим параметрам. Большинство залов, имея свой уникальный оттенок в звучании, погружают зрителя в неповторимую атмосферу звуковых отражений, важную для каждого специалиста и эксперта в звукозаписи. Конденсаторные микрофоны прекрасно справляются с задачей звукозаписи классической гитары, но требуют чуткости и знаний при расположении, выборе диаграммы направленности и настройке параметров чувствительности. Универсального решения не существует, поскольку различные концертные залы проектируются под исполнение музыки в различных музыкальных жанрах.
Звучание акустической гитары в оперном театре, существенно отличается от сцены Дома Музыки или Кремлёвского Дворца. Даже один ненаправленный конденсаторный микрофон, установленный на стойке в 50-60 см от исполнителя передаст не только разнообразие обертонов музыкального инструмента и нюансировку игры, но и реакцию публики на происходящее на сцене. Широкий частотный диапазон конденсаторных микрофонов, их высокая чувствительность позволяют добиваться великолепного качества звукопередачи.
Использование двух конденсаторных микрофонов, расположенных на разной высоте и дистанции, дает звукорежиссёру больше творческих возможностей при работе с палитрой тембров. Эта техника записи позволяет минимизировать возможную ошибку при выборе дистанции, даёт больше контроля при микшировании, но, к сожалению, вносит непоправимые изменения в акустическое восприятие творчества артистов зрителями. Для придания звучанию большей естественности необходимо осуществлять профессиональное микширование тембров, полученных с двух источников. Искушённый слушатель может услышать изменения в акустической картине происходящего на сцене и потерять ощущение присутствия в атмосфере концертного зала.
Заключение
Акустическая гитара имеет не только богатую историю, но и блестящее будущее в мире искусства и звукозаписи. Великолепная игра музыкантов, разнообразие тембров инструментов, палитра музыкальных решений звукорежиссёров позволяют не только дарить радость восприятия музыки слушателю, но и создавать шедевры для фондов и профессиональных студий. Разнообразие акустических гитар, струн и материалов из которых изготавливается инструмент даёт огромные возможности для творческой реализации не только музыкантам, но и звукорежиссёрам.