Текущее повсеместное удешевление технических средств для производства и записи музыки позволило большинству продюсеров создавать достойные треки без постоянной оглядки на тикающие студийные часы. Тем не менее, недостаток времени на сведение и первичную запись часто остаётся одной из главных проблем для профессионалов, работающих в больших студиях. Изменение технологических процедур является серьезным вызовом современному искусству. Музыканты и художественные руководители коллективов стараются отложить важные решения, определяющие общий баланс альбома, на стадию сведения. Характер, общее звучание и стиль релиза больше не определяются на предварительной записи. Технологическая гибкость позволяет разделять этапы творческой работы над проектом.
Современное искусство создает новые рамки. Первичный этап работы в студии не предполагает четко определенного, конечного результата. Предварительное планирование не осуществляется. Этапы сведения и мастеринга могут проводиться в специализированных компаниях, не имеющих отношения к первичной записи звука. Данный тренд приводит к наиболее популярному запросу современных артистов – многодорожечной записи с использованием максимально универсального подхода.
Планирование записи
Расстановка микрофонов и использование сигнальных процессоров напрямую зависят от жанра исполняемой музыки. Разница между джазом, блюзом и роком очевидна любому профессиональному звукорежиссеру. Существующие под-жанры предполагают большой выбор творческих решений в методах сведения предварительно записанного, универсального материала. Важным творческим аспектом является ограничение по использованию процессоров эффектов и устройств динамической обработки на первым этапе. Акустическая окрашенность студии не должна оказывать серьезного влияния на последующие стадии производства музыки.
Это предполагает значительное уменьшение расстояния между микрофонами и музыкальными инструментами. Универсальность процесса накладывает отпечаток на любые творческие действия. Барабанная установка должна записываться с учетом последующей пространственной обработки. Записи басовых инструментов должны осуществляться с нескольких микрофонов, расположенных на разном расстоянии друг от друга. Также необходима инсталляция нескольких независимых пар микрофонов, отвечающих за запись общего звучания. Последующее смешение сигналов с этих трансдьюсеров с индивидуальными микрофонами, установленными на небольшом расстоянии от инструментов, позволит управлять перспективой звучания всего коллектива, не потеряв при этом уникальность тембров музыкальных инструментов.
Установка общих микрофонов
Начало работы с барабанной установкой предполагает определение позиций индивидуальных микрофонов. Это правильный путь, но далеко не единственный. Альтернативным вариантом является поиск наилучшего места для пары общих микрофонов. Этот метод позволяет критически оценить как общее звучание всей совокупности барабанов, так и взаимодействие барабанной установки с акустикой помещения. Этап предварительного прослушивания очень важен при работе с ударными инструментами. Музыкальный продюсер может профессионально оценить разницу в естественном акустическом звучании в сравнении c балансом в аппаратной.
Первая пара общих микрофонов является основной и должна передавать естественный тембр всего сета. Традиционным выбором часто является микрофон Neumann U87 AI. Звукорежиссеры старой школы также часто предпочитают AKG 414. Эти микрофоны с широкой диафрагмой великолепно передают тембр и гарантирует отсутствие искажений в спектре высоких частот. Расположение общих микрофонов над головой барабанщика является традиционной точкой для создания высококачественных записей. Прекрасно, если трансдьюсер обладает возможностью смены характеристики направленности. Это позволяет использовать преимущества кардиоиднoй характеристики при работе в акустически неидеальных студиях. При этом позиционирование микрофонов в пространстве играет ключевую роль и позволяет избежать таких проблем как доминирование тарелок и малого барабана в миксе.
В процессе записи нельзя забывать про естественность звучания и перспективу. Традиционный баланс рок-музыки предполагает хорошо детализированный и частотно насыщенный тембр барабанного сета. Поэтому исходя из задачи универсальности также важно установить два дополнительных общих микрофона перед барабанной установкой. Оптимальным является расстояние полтора-два метра. Использование звука с этих микрофонов позволит звукорежиссеру сведения получить принципиально иную окраску общего звучания барабанного сета.
Установка микрофонов на барабаны
Рок-музыка требует детализации, драйва, энергии и насыщенности. Установка трансдьюсерoв на индивидуальные инструменты – это определяющий этап на пути к коммерческому успеху релиза. Для обеспечения качественной записи необходимо установить индивидуальные микрофоны на цимбалы и xай-хэт. Принимая во внимание специфику звукоизвлечения данных инструментов, лучше использовать конденсаторные трансдьюсеры. При этом нет необходимости использовать микрофоны с большой диафрагмой. Shure SM-81 будет прекрасным выбором исходя из размеров трансдьюсерa, линейной частотной характеристики и встроенного аттенюатора. Компактный корпус микрофона позволяет размещать несколько устройств на разных расстояниях от музыкального инструмента. Яркость, насыщенность звучания с обилием обертонов одна из главных целей при производстве музыки в рок стилях.
Большой барабан всегда играет особую роль в жанре рок. На рынке существуют огромное количество микрофонов для решения задачи записи с высочайшим качеством. Звукорежиссеры старой школы предпочитали Electro‑Voice RE20. Tрансдьюсер давал глубокий, насыщенный тембр, полный драматизма и мощи. Современные решения также гарантируют беспрецедентный уровень качества при правильной установке. Shure Beta 52A великолепно работает в условиях высоких уровней звукового давления. Расположение микрофона внутри большого барабана будет идеальным выбором.
Для записи малого барабана и томов чаще всего используются динамические микрофоны. Важно понимать, что выбор микрофона при записи данных инструментов во многом обуславливается творческим вкусом звукорежиссера. Классический вариант – это Shure SM-57. Миллионы записей сделаны с использованием этого трансдьюсера. Устройство даёт узнаваемый звук и абсолютно надежно. Инструментальные микрофоны, дающие четкое и точное звучание не редкость на рынке. Среди прочих можно выделить AUDIX i-5, Shure PGA56, Sennheiser MD 421.
Ключевым аспектом при проведении универсальной записи является соблюдение дистанции между микрофоном и барабанами. Расположение устройства над малым барабаном на расстоянии 7-9 см – классическое, взвешенное решение. Микрофон не будет мешать звукoизвлечению, и риск, что музыкант заденет палочками трансдьюсер, минимален. Микрофоны над томами нужно ставить на расстоянии 8-12 см. Это позволит получить насыщенный тембр и минимизировать взаимодействие трансдьюсерoв с другими инструментами, входящими в барабанной сет. Также рекомендуется поставить дополнительный динамический микрофон под малый барабан. Два микрофона на инструмент – это необходимость при организации проведения универсальных записей.
Запись баса и гитары
Лучшее решение для одновременной записи музыкантов – большая студия. Такое решение не является бюджетным, но гарантирует особую эмоциональную окраску записанных треков. Коммерческий успех превыше всего. Необходимо создать условия для естественной коммуникации артистов без использования наушников, гарнитур и других средств связи. Отсутствие физических барьеров таких как стёкла и стены часто помогает создать атмосферу, гарантирующую великолепный творческий результат, недостижимый при записи гитаристов и басистов по отдельности. Также как и с барабанами, мульти микрофонный метод работы является универсальным для электрических гитар и баса. Главная цель звукорежиссера – сохранение баланса между различными регистрами басовых линий. На каждый комбик может быть установлено по одному динамическому и одному конденсаторному микрофону. Использование трансдьюсерoв с линейной амплитудно-частотной характеристикой в области 30-200 Гц является обязательным для передачи глубины и насыщенности.
В дополнение к микрофонам важно не забыть оцифровать чистый сигнал электрогитар с использованием устройств DiBox. Прямой звук придаст релизу глубину и окраску.
Запись вокала
Фронтмен в рок-музыкe часто вокалист. Человеческий голос – это уникальный инструмент, раскрывающий и передающий эмоции от сцены к аудитории, и именно поэтому необходимо уделить отдельное внимание записи вокальных партий. Задача звукорежиссера заключается в поиске трансдьюсера, который наилучшим образом отразит талант вокалиста. Рок исполнители часто экспрессивны и энергичны в работе. Изменившее артисту “чувство дистанции” между эмоциями и микрофоном не может быть поводом для испорченного дубля. Записи с “эффектом близости” не поддаются исправлению на этапе сведения. Следовательно, поп-фильтр является обязательным условием. Каждый дубль должен быть записан. Подача артиста, настроение, эмоций, общее ощущение записи играют ключевую роль в коммерческом успехе альбома.
На свете нет двух одинаковых голосов. Это значит, что не существует микрофона, который бы идеально подходил к любому тембру. Классическим выбором для передачи эмоций и характера исполнителя является конденсаторный трансдьюсер с большой диафрагмой. Для универсальной записи часто требуется несколько десятков дублей, осуществлённых на разные микрофоны. Магия не может ждать, весь сет необходимо подготовить заранее. Студийный инженер заранее должен подготовить достаточное количество стоек и коммутационных линий.
Заключение
Универсальная запись – это сложная задача. Музыкальный продюсер должен учитывать большое количество факторов для успешного завершения процесса передачи исходного материала на следующие этапы продюсирования. Mногожанровость и универсальность предполагает установку дополнительных микрофонов для создания нескольких десятков дополнительных треков. Это накладывает особую ответственность на процессы планирования рабочего процесса и подготовки технических устройств.