Сведение и запись музыки – это искусство компромисса. Прорывные технологии цифровой эры прекрасно уживаются с лучшими аналоговыми разработками предыдущих лет. Сотни микрофонов, десятки устройств динамической обработки и ревербераторов. Классические компрессоры занимают в этом ряду особое место. Teletronix LA-2A и Tube-Tech CL1B давно признаны легендарными, их звучание широко узнаваемо, алгоритмы работы детально изучены профессионалами. Empirical Labs Distressor и Manley MU Limiter Compressor незаменимы при работе с музыкальными инструментами. Устройства прекрасно сжимают динамический диапазон, позволяя музыкантам звучать ярче и насыщенней. Современные, коммерчески успешные студии оснащены самым лучшим оборудованием и проходят постоянную модернизацию. Использование новинок дает дополнительные средства выразительности инженерам звукозаписи и музыкальным продюсерам. В этих реалиях большинство ведущих студий предпочитают возможности технологий многополосной компрессии легендарному звучанию классических устройств.
Вокал и многополосная компрессия
Запись и последующая обработка вокальных партий – это сложная задача для музыкального продюсера. Успех на сцене напрямую завит от харизмы артиста, его энергетики, подачи и умения владеть собственным голосом в не простых условиях концертной деятельности. Само существование ряда музыкальных жанров может быть поставлено под сомнение без насыщенного, яркого, образного и эмоционального вокала. В популярной музыке и роке, вокалисты часто выполняют функции фронтмэнoв, соответственно, главной задачей музыкального продюсера является поиск пространства в миксе для “главной звезды”. Организация аудио-трека подразумевает не только продуманное и осознанное расположение источников средствами панорамирования, но и минимизацию частотных конфликтов между инструментами. При этом важно помнить, что каждый голос уникален, следовательно, коррекцию спектра и многополосное компрессирование необходимо проводить с большой осторожностью. Слишком сильные изменения тембра приводят к потере аутентичности. Обработка должна проводиться с настройками, позволяющими публике ассоциировать личность звезды с его предыдущими релизами. Во многом, это вопрос маркетинга. С коммерческой точки зрения важно создание мгновенной узнаваемости голоса артиста при публичном воспроизведении трека на радиостанциях и телевидении.
Многополосная компрессия представляет собой прекрасный инструмент для достижения многих творческих целей, и особенно незаменима при работе с начинающими вокалистами. Профессиональные звукорежиссеры знают, как тяжело приходит чувство контроля дистанции перед микрофоном. Студийные условия сильно отличаются от концертных. Артисты испытывают стресс, поскольку, каждая ошибка при исполнении внимательно рассматривается и анализируется музыкальными продюсерами и инженерами звукозаписи. При этом, отклонение от трансдьюсерa на несколько сантиметров часто приводит к смазанности тембра. Голос начинает звучать слишком слабо. Данная проблема может быть частично решена методами эквализации, но эта обработка редко приводит к созданию коммерчески успешных релизов. Это объясняется прежде всего невозможностью установить единые параметры частотной коррекции на весь трек. Улучшая одни части аудиозаписи звукорежиссер ухудшает другие. Единое усиление низкочастотных формант приведет к новым аспектам в звучании проблемных партий, но, одновременно, вызовет искажения и артефакты в тех местах трека, где обработка не требовалось. Единые параметры эквализации также не помогут при периодическом приближении вокалиста на слишком близкую дистанцию к микрофону. В этом случае, при работе с конденсаторным, направленным микрофоном, будет происходить неконтролируемое усиление низких частот в моменты исполнения вокальных партий. Ослабление низкочастотных составляющих спектра будет половинчатым решением. Конечно, это поможет улучшить части трека, где дистанция не соблюдалось, но существенно ухудшит тембр оставшейся части аудио-сигнала. В голосе потеряется полнота, мощь и база. С точки зрения частотного спектра, разница в микшировании мужских и женских голосов очевидна. Глубина и сила вокала напрямую зависят от множества факторов. Характер мужских тембров часто связывают с частотами в диапазоне 100-300 Гц, в то время как женские голоса раскрываются при обработке немного более высоких значений в 220-330 Гц. Чрезмерное уменьшение низкочастотных составляющих спектра существенным образом преобразует вокал, делает его легковесным и не окрашенным. Использование многополосного компрессора вместо эквалайзера позволит получить более приемлемый, с точки зрения творческого качества, результат. При профессиональной настройке, прибор будет взаимодействовать только с требующими коррекции составляющими аудио-сигнала. При этом остальная часть трека будет не затронута.
Настройка параметров
Главный плюс многополосной компрессии – возможность адресного изменения периодически проявляющихся проблем частотного спектра без затрагивания хорошо звучащих элементов. Конечно, при этом важно установить ширину полосы обрабатываемых частот. Главный критерий – чем точнее выставлена полоса срабатывания устройства «Width», тем меньше полезной информации будет затронуто работой компрессора. При наличии в студии спектроанализатора, использование многополосного компрессора существенно упрощается. Визуализация частот позволяет точно определить спектр, нуждающийся в коррекции.
На следующем этапе необходимо установить значение рабочей точки «Threshold». Данный параметр является определяющим при оценке эффективности всей технологической операции. При наличии эффекта близости и необходимости понижения взрывных низких частот, раздражающих слух, нужно установить рабочую точку на уровень, при котором количество низкочастотных составляющих на обработанном участке трека приблизиться к звучанию необработанной части. При установке слишком высокой рабочей точки – характер трека не изменится, компрессия будет недостаточной, изменения – мало заметными. При установке слишком низкой рабочей точки, устройство начнет перекомпрессировать исходный материал, при этом изменения могут быть существенными. Произойдет потеря глубины, появится артефакты, тембр потеряет мощь.
Во многом, многополосные компрессоры имеют похожие, на их классических родственников, управляющие элементы. Точно также, как и в случае традиционного компрессирования, звукорежиссер имеет возможность установить степень сжатия, компенсацию уровня, и настроить динамические параметры компрессии. Конечно, нет необходимости увеличивать параметр компенсации уровня «Gain» при проведении частотной коррекции.
Из новых управляющих регуляторов важно отметить элемент, называющийся «Range Compress Mode». Это нововведение часто встречается в современных моделях многополосных устройств динамической обработки. Основная функция этого регулятора-ограничивать максимально возможное влияние компрессора на сигнал. Положительное значение параметра используется в режиме повышающей компрессии, когда громкость звуков находящихся ниже определённого порога увеличивается, в то время, как звуки превышающие этот порог остаются неизменными. При этом классическая, понижающая компрессия уменьшает громкость звуков, которые находятся выше определённого порога, а звуки находящиеся ниже порога «Threshold», остаются неизменными.
Минимизация сибилянтов
Проблема гулкого, ватного звучания остро стояла в аналоговую эру. Производители микрофонов внедряли инновационные схемотехнические решения для усиления высокочастотных составляющих аудио-спектра при осуществлении процесса звукозаписи. Эти нововведения привели к появлению огромного количества вокальных микрофонов, многие из которых стали классическими. Сегодня, в эру потокового аудио и цифровых методов обработки данных, существует обратная проблема излишней яркости звучания. Трудности при минимизации раздражающих, высокочастотных звуков хорошо знакомы профессионалам в индустрии. Сибилянты – согласные звуки, при произношении которых необходимо пропускать воздух между зубами, присутствуют в большинстве языков мира. По классификации все они относятся корональным согласным. Это означает, что в процессе произношения, активную роль играет передняя часть языка. Снижение яркости сибилянтов важно при записи вокальных женских партий, осуществлении телетрансляций и при проведении работ, связанных с мастерингом. На предварительных этапах проблема может быть решена методами подбора микрофона или корректировки положения артиста перед трансдьюсерoм. На этапах последующего сведения и мастеринга необходимы качественно иные решения. Применение многополосной компрессии позволяет осуществлять полный контроль над аудио-спектром без потери слоговой разборчивости. Установка динамических параметров компрессии важна при выполнении коррекции высокочастотных составляющих спектра. Устройство должно реагировать на каждый пик, поэтому необходимо установить минимальное время атаки и восстановления. При этом ширина полосы, на которой допускаются воздействие компрессора на аудио-сигнал должна быть минимальной. Высокие частоты обеспечивают легкость и полётность вокала, поэтому, осуществлять корректирование необходимо с учётом разумных ограничений достаточности. Большинство проблемных частот располагаются в пределах от 4,5 до 11,2 килогерц. Совершенно очевидно, что при проведении данного вида работ не требуется увеличение значения параметра «Gain».
Возможные проблемы
Великолепные результаты гарантированы только при имплементации профессиональных решений. Одной из проблем использования многополосного компрессора в качестве финалaйзeра может быть неестественность звучания и наличие фазовых искажений в релизе. Данный тип обработки фундаментально меняет саму структуру аудио материала, что часто приводит к нарушению характера взаимодействия между инструментами в миксe. Попытки решить частотные конфликты методами глобального исправления мастер-трека обречены на провал. Вместо этого необходимо вернуться на стадию сведения, и используя спектроанализатор, добиться правильного баланса всех составляющих аудио-программы. При этом, конечно, подобный тип компрессирования является инструментом выбора при проведении процесса мастеринга. С той лишь разницей, что на финальном этапе, мастеринг-инженер не имеет доступа к индивидуальным аудио трекам, и не участвует в процессе предварительной записи.
Заключение
Классические компрессоры, такие как Teletronix LA-2A, Tube-Tech CL1B, Empirical Labs Distressor и Manley MU LimiterCompressor помогли создать миллионы супер успешных, коммерчески-востребованных записей. Эти легендарные приборы создали себе имя в индустрии медиа, но время не стоит на месте. Многополосная компрессия дает больше возможностей, расширяет спектр творческих приемов в студийной работе, помогает минимизировать издержки при проведении процесса мастеринга. Разделение аудио-сигнала на несколько составляющих позволяет минимизировать эффекты, возникающие в процессе обработки исходных звуковых файлов, что особенно важно как при работе с вокалом, так и при проведении микширования в условиях наличия большого количества инструментов. Многополосная компрессия является одним из инструментов точечного, изолированного воздействия на отдельные аудио составляющие, что помогает бороться с частотными конфликтами при практически полном отсутствии искажений и артефактов. При этом важно помнить, что многополосная компрессия – это инструмент и средство выразительности в руках звукорежиссёра и музыкального продюсера. Использование подобного типа обработки на мастер-шине существенным образом влияет на восприятие финального релиза слушателем. Любое внесение изменений должно осуществляться осознанно, при этом важно сохранять оригинальность тембров сигналов, подачу и общий характер трека.