Хотя за последние 15-20 лет большинство элементов студийного тракта скрылись под крышкой системного блока компьютера, есть класс приборов, которых процесс бегства в виртуальное пространство вряд ли коснётся. Например, контрольные мониторы. Любой согласится, что и трекинг, и миксинг, и мастеринг – это в первую очередь мониторинг!
Поэтому выбор подходящих мониторов – важнейшая задача, хотя и нетривиальная: брендов и моделей на рынке такое множество, что переслушать их все невозможно, полагаться на отзывы коллег рискованно – «на звук и свет товарищей нет». К тому же, в отличие от компьютерных программ, к колонкам не выпускают обновлений, поэтому если обнаружатся какие-то недостатки, исправлять их вам никто не будет. Слабым утешением может служить то обстоятельство, что суровые маркетинговые ветры сделали модели разных брендов похожими до степени неразличимости.
Сегодня подавляющее большинство контрольных мониторов являются активными. Это удобно как для пользователя (не надо ломать голову над выбором усилителя), так и для производителя: усилитель спрятан внутри колонки, его никто не видит, можно особенно не раскошеливаться. Также велик соблазн не заморачиваться особо с линейностью динамиков, резонансами корпуса и прочими изысками, необходимые характеристики легко достигаются с помощью DSP-процессора. Практика показывает, что такой DSP-модуль плюс пара недорогих модулей класса D обходятся не в пример дешевле, чем приличный усилитель и тщательно рассчитанный пассивный фильтр с большими катушками индуктивности и конденсаторами. Поэтому дешёвые пассивные мониторы вымерли как мамонты, и жалеть об этом некому, поскольку в low cost сегменте основная задача контрольного монитора – контролировать факт наличия сигнала, не более того.
Впрочем, в остальных сегментах рынка ситуация та же: активные мониторы уверенно доминируют. Наглядное удобство в использовании перевешивает гипотетические недостатки, которые ещё неизвестно есть или нет, да и вообще, все так делают, почему нет?
А недостатки есть, и их немало. Это и смазанные фронты из-за недостаточной частоты несущей (по некоторым оценкам, для достоверной передачи звукового диапазона необходима частота ШИМ около 2 ГГц, тогда как лучшие из существующих имеют частоту ШИМ в районе 400 кГц, а большинство довольствуется 150-200 кГц), и высокие искажения в области малых уровней сигнала, и неизбежное появление комбинационных частот от ШИМ НЧ и ВЧ каналов (автору известны случаи, когда комбинационные помехи попадали в звуковой диапазон, причём конфуз происходил у одного весьма именитого бренда), да и вообще, дополнительный цикл аналого-цифрового, а затем цифро-аналогового преобразования тоже не добавляет радости.
Было бы глупостью сказать, что все активные мониторы звучат плохо, существуют просто великолепные образцы, надолго завоевавшие народную любовь, причём совершенно заслуженно. Но узок их круг, страшно далеки они от народа, и купить такие – отдельный квест, особенно по нынешним временам. Конечно, активные мониторы решили проблему выбора усилителя (а это была огромная проблема), но решение это явно компромиссное и устраивает далеко не всех.
В настоящее время довольно большое количество компаний продолжает выпускать пассивную акустику студийного класса, и она продолжает пользоваться успехом у профессионалов со всех концов нашей необъятной планеты. Таким образом, проблема выбора усилителя продолжает оставаться в числе актуальных, хотя круг интересующихся заметно сузился.
В компании «Арис» – одного из лидеров на рынке дистрибуции профессионального оборудования, по долгу службы (и подолгу) имеют дело с лучшими решениями из области аудиоиндустрии, и однажды решили проявить себя в собственном производстве. Начали, разумеется, с усилителей. Причём ламповых, поскольку речь шла о домашней акустике, хоть и самого высокого класса. Был создан 10-ваттный усилитель, за ней последовали 30- и 50-ваттные модели.
С точки зрения лампового усилителестроения, это абсолютно классические пентодные AB-усилители по ультралинейной схеме, без петли общей обратной связи (ООС крайне негативно влияет на звучание, это уже давно не предмет дискуссии, полупроводниковые усилители не могут без неё обойтись из-за опасности самовозбуждения, а ламповые – запросто).
Некоторые нововведения всё же есть: тракт лаконичен донельзя (все мы знаем, что каждый дополнительный каскад усиления – это не только полезно, но и вредно), секционирование обмоток выходных трансформаторов сделано по уникальной методике, позволяющей не только максимально равномерно распределить энергию по вторичной обмотке, но и добиться абсолютной симметрии положительной и отрицательной полуволн даже при максимальной мощности, ну и ещё несколько схемотехнических решений, которые опустим, дабы не вгонять читателя в сон специфической терминологией.
Если коротко, обычно конструкторы этого класса усилителей пренебрегают многими параметрами как несущественными, поскольку имеют дело хоть и с высококачественной, но бытовой техникой. В “Арисе”, поскольку всегда существовали в профессиональном аудио, отнеслись ко всем «мелочам» по-привычке внимательно.
Они подключали к усилителям всевозможные акустические системы и радовались отличному звуку. Однажды так случилось, что к их 50-ваттному усилителю были подключены не Hi-Fi колонки, а пара старых контрольных мониторов Rogers LS5/9 (выпускались в 80-х годах прошлого века по заказу BBC, когда корпорация решила привести все свои аппаратные к единым стандартам).
Колонки стояли у них довольно давно, пережили не одну студию, их звучание в самых различных сетапах было хорошо знакомо, и никаких сюрпризов не ожидалось. На самом деле, просто надо было проверить ряд параметров усилителя на комплексной нагрузке, а никакой другой пары колонок рядом не случилось.
То, что они услышали, мягко говоря, их сильно удивило. Точный, несмазанный верх, ясный, упругий низ, детальная середина – короче, всё как мы любим. Обычно «ламповой теплотой» дипломатично называют гармонические искажения в чудовищные 5-10 процентов, возникающие в традиционных «олдскульных» конструкциях. Так вот, в этом смысле никакого «лампового тепла» не было и в помине.



Результат был настолько хорош, что, не поверив своим ушам, они помчались к нашим друзьям из Doctor Head, дабы удостовериться. Перепробовав несколько пар пассивных мониторов и различных усилителей в студии Doctor Head на Новом Арбате, решили, что господин Фукуяма не вполне прав: конец истории не наступил. По крайней мере, во Всемирной Истории Поиска Того Самого Идеального Усилителя Для Студии появилась новая страница.
Конечно, сложно полагаться на одно мнение, тем более пристрастное: это ведь их усилитель, не может же он им не нравиться! Поэтому они отдали несколько экземпляров уважаемым людям в индустрии, чтобы услышать неангажированные отзывы. Результатами пока не можем поделиться – мэтры задумчиво отвечают в том смысле, что ещё не распробовали и надо послушать ещё.
Предлагаем и вам задуматься о текущем состоянии дел в секции мониторинга вашей студии. Сейчас в линейке имеются модели 10-, 30- и 50 Вт, также очаровательный малыш 5 Вт в чистом классе А. На подходе также усилитель для наушников (ламповый, конечно).