В предыдущей статье мы говорили о том, какие факторы влияют на сценарий светового шоу еще на этапе его планирования. Теперь у нас речь пойдет о том, как приступать к воплощению концепции на практике.
Как только цели будущего светового шоу определены, можно приступать к формулировке сценария как такового. Все или почти все цели, которые мы подробно описали в предыдущей статье, достигаются с использованием трех- или четырехточечной схемы освещения.
Трехточечная схема

В трехточечной схеме используется три источника для освещения каждой рабочей области сцены. Под термином «рабочая область» понимают секции площадью от 2,5 до 3 кв. м., на которые сцена размечается на этапе планирования шоу. Это делается потому, что с такими секциями проще работать: разметка большого пространства на более мелкие участки позволяет осуществлять более полный контроль над освещенностью как актеров и декораций, так и переднего, среднего и заднего планов (см. рис. 1).
Работа над сценарием начинается с того, что делается масштабный чертеж сцены, на которой будет идти театральная постановка или концерт. Затем на чертеже размечаются секции, с которыми дизайнер по свету может работать как с отдельными компонентами.
Три источника света, создающих основу сценического освещения, хорошо знакомы всем, кто имеет опыт работы в фотостудии. Для освещения сцены мы используем ключевой свет (основной источник света), заполняющий свет и фоновую подсветку. Основной источник — это самый сильный источник света из трех, он является доминирующим (например, как солнце или искусственное освещение в комнате). В трехточечной схеме ключевой источник располагается под углом 45° выше горизонта и 45° слева от центра (см. рис. 2).

Ключевой источник света должен обеспечить хорошую видимость освещаемого предмета и смоделировать его. Угол 45° создает достаточное количество тени, чтобы определить характеристики предмета, прорисовать его фактуру (в случае с актером это, например, дает хорошую прорисовку черт его лица, подчеркивая форму его носа, подбородка и т.д.).
Источник заполняющего света располагается под углом 45° над горизонтом и 45° справа от центральной линии. Его цель — увеличить интенсивность теней, созданных ключевым источником света, и контролировать контраст между светом и темнотой. Изменяя интенсивность заполняющего света, мы управляем глубиной теней и степенью моделирования предметов.
Источник фоновой подстветки может находиться непосредственно позади освещаемого предмета или рабочей области (игровой зоны, т.е. той части сцены, на которой происходит действие в данный момент). Его располагают в любом месте от 45° до 60° над горизонтом. Этот источник света выделяет контур предмета или силуэт актера и создает глубину.

Если правильно подобрать комбинацию источника света и линз для каждой позиции, тогда пик освещенности, приходящийся на центр луча, будет соответствовать центру каждой рабочей зоны, а соседние лучи будут перехлестываться примерно с интенсивностью 50% от интенсивности центрального луча.
Когда лучи двух соседних источников перехлестываются, по краям луча получается примерно такая же освещенность, как если бы это место освещалось центром луча. Необходимо иметь возможность управления шириной луча с помощью линз, причем делать это с того расстояния, которое выбрано художником по свету для установки световых приборов в соответствии с целями светового сценария.
После того, как источники ключевого, заполняющего и фонового света выбраны и установлены правильно, этот набор дублируется для каждой игровой зоны. В результате будут достигнуты как минимум три цели:
1) уровень света по всей сцене будут
достаточно высоким для того, чтобы
предметы и актеров было хорошо
видно;
2) освещение по ширине и глубине сцены является достаточно
равномерным;
3) художник по свету имеет полной
контроль над тем, какие рабочие
зоны необходимо осветить, какие
затемнить.
В качестве источников основного и заливающего света следует использовать приборы с мягким краем луча, чтобы при перехлесте лучи хорошо смешивались друг с другом — например, для этой цели подойдут приборы с линзами Френеля или Par Can (PC).

Важно, чтобы в распоряжении художника по свету имелись средства контроля над утечкой света, иначе лучи будут попадать на декорации, стены, видеодисплеи, циклораму и любые другие поверхности, которые не должны освещаться заливкой сцены. У некоторых автоматизированных приборов имеются моторизированные шторки, которые можно использовать для этих целей.
В следующей статье мы будем говорить о том, как тонируется трехточечная световая схема, а также рассмотрим вариант сценического света с использованием четырех источников.
Текст Виталия Романова