Три дня подряд в апреле этого года Дворец спорта «Мегаспорт» на Ходынке был целиком заполнен фанатами. Нет, речь не о матче: там прошли три аншлаговых концерта Басты. Этого исполнителя называют новым лидером отечественного рэпа и хип-хопа. Годом ранее он первым из представителей этих музыкальных направлений выступил в «Олимпийском» для 35 тысяч зрителей — это рекорд за всю историю площадки. Арена «Мегаспорта» гораздо меньше, но все равно очень крупная площадка Москвы. Музыкант вышел на сцену в сопровождении своего полного live-состава. О том, как все прошло, рассказывают Олег Сядристый, основатель и генеральный директор прокатной компании «С-СЕРВИС», и звукорежиссер коллектива Басты Руслан Дмитриев.
Вместе — уже больше пятилетки
Команда Олега Сядристого, «С-СЕРВИС», в основном занимается большими и знаковыми концертами артиста и проекта «Газгольдер» в Москве: Кремль, «Крокус», «Олимпийский». Примерно столько же сотрудничает с исполнителем и Руслан Дмитриев, звукорежиссер.
«Мы давно работаем вместе и хорошо друг друга знаем, — говорит Олег. — Руслан ставит задачу просто и кратко: «Мне нужен хороший звук». И мы понимаем, что нужно сделать, полагаясь на специфику музыки исполнителя. «Мегаспорт» — достаточно большая площадка, для озвучивания которой требуется весьма большое количество оборудования. При решении этой задачи нужно учитывать много различных факторов, но главные из них — два. Первый — безусловное качество звука и второй — коммерческий интерес организаторов, которые в то же время являются моими друзьями. Необходимо находить разумный компромисс между этими факторами. Для корректного решения поставленной задачи только нашего парка оборудования было бы недостаточно, поэтому на этом проекте мы работали силами двух компаний, совместно с компанией «Звукоход» из Санкт-Петербурга.
Состав оборудования на концерте неразрывно связан со стилем музыки, исполняемой на концерте. Это отражается в райдере артиста. Специфика рэп-стиля заключается в том, что музыка должна звучать достаточно громко, как принято говорить, «качать», но при этом слова должны быть разборчивы. Важно не потерять смысл композиций. Поэтому выбор оборудования — d&b и digico — был предопределен. Это техника, с которой мы работаем на всех важных и ответственных концертах».
«Мегаспорт» сам по себе — площадка относительно новая и достаточно масштабная (максимальная вместимость — около 12 тысяч человек). Работа оказалась непростой. У команды Олега Сядристого до этого был давний единичный опыт работы здесь, но не на полный зал, а только партер. Руслан Дмитриев тоже был здесь впервые, так что крещение производилось боем.
Нестандартный «Мегаспорт»
«Мегаспорт» — это не классический ледовый дворец с ровными трибунами, которые начинаются от партера и поднимаются вверх на одинаковую высоту. «Если бы это было так, то наша задача сильно упростилась бы, — говорит Олег. — Здесь конфигурация потребовала от нас нестандартных подходов. Две трибуны слева и справа от сцены уходили крыльями с серьезным подъемом в центральной части. Чтобы озвучить эти боковые зоны, нам пришлось изрядно поломать голову».
«Площадка действительно очень большая, она плохо звучит, здесь большое время реверберации», — соглашается Руслан.
Из-за этого задачи пришлось решать на ходу. Олег и Руслан предельно откровенны в интервью — признались, что ошибки были, их обнаружили и сразу же стали искать оперативное решение на месте, чтобы исправить ситуацию для концертов следующих дней. Важное дополнение: эти затруднения коснулись только балконов, в фан-зоне все было отлично.
Отмечая положительные стороны площадки, Олег останавливается на том, что в «Мегаспорте» — вполне «развитой» потолок с точки зрения подвесов и достаточная грузоподъемность. Поэтому сложностей по точкам подвеса не возникло. Плюс — лояльные условия работы и дружелюбная администрация. А это, по понятным причинам, тоже играет роль.
Для серии апрельских концертов организаторы задействовали максимальное количество трибун. Билеты продавались хорошо, и зрители сидели даже сбоку сцены. Весь зал был заполнен.
Подготовка со стороны прокатчиков прошла по стандартному сценарию, говорит Олег: несколько технических встреч за пару недель до события, заехали накануне, организовали подвесы, собрали и настроили звуковую систему.
Звуковое решение
Полный live-состав, с которым выступает Баста на больших концертах, — 15 музыкантов, и все они профи своего дела. (Руслан Дмитриев, представляя каждого в разговоре, отмечает заслуги так, что это достойно отдельного материала. — L.S.N.) Помимо самого Василия Вакуленко (это настоящее имя исполнителя), на сцене находятся барабанщик, перкуссия, клавишник, гитара и бас-гитара, флейта, труба и саксофон, три девушки на бэк-вокале, диджей и еще два ведущих бэк-вокала.
«Основной микс для музыкантов строился на персональных инэйрах, сделанных в стереорежиме для комфортной работы, — делится подробностями Руслан, руководивший процессом на месте. — У нас было три мониторных звукорежиссера из команды Олега: один— персональный для солиста, один — на одну сторону сцены для ритм-секции и еще один — для всех бэков и солирующих групп. Это немало, но продакшен позволял так сделать».
d&b audiotechnik
Акустическая система 1200 Вт RMS J8 52
Акустическая система 1200 Вт RMS J12 12
Акустическая система 600 Вт RMS V8 4
Акустическая система 600 Вт RMS V12 8
Сабвуфер 1800 Вт RMS J SUB 36
Сабвуфер 800 Вт RMS B4 SUB 4
Рама для подвеса до 24 шт. J8 (J12) J-frame 4
Рама для подвеса до 24 шт. V8 (V12) V-frame 2
Мониторы
Мониторы 1200 Вт RMS M2 8
Мониторы 800 Вт RMS M4 4
Усилители мощности
Усилители мощности 1200 Вт x 2 (4 Ом) D12 62
Усилители мощности 2600 Вт x 4 (4 Ом) D80 9
«Высокое давление при максимальной разборчивости — то, за что любят d&b. Даже в таких акустически сложных условиях нам удалось в итоге достичь равномерной картинки и высокого давления по всему залу,— рассказывает Олег. — Мы несколько подстраховались и привезли даже больше оборудования, чем было нужно. Правда, к сожалению, прийти к той громкости, которой можно было бы достичь на этом оборудовании, не получилось. Препятствовала сложная акустика зала: он очень гулкий сам по себе, а это влияет на итоговую звуковую картинку. При достижении определенного уровня громкости проявлялась естественная компрессия зала, обусловленная его акустическими характеристиками».
Руслан вторит Олегу: «d&b — крутейшее оборудование, звукорежиссеры его любят, в нашем райдере оно на верхних строках. Потому что схема работает так: ставишь все по заводским настройкам, загружаешь заводской пресет, выставляешь только время задержки — и знаешь, что услышишь. Для гастролирующего человека это особенно актуально: я прихожу на площадку и готов к тому звуку, что я там услышу. Никаких сюрпризов».
В парке оборудования «С-СЕРВИС» d&b — не случайность. Как и Руслан, другие звукорежиссеры ценят его за понятное управление и прогнозируемость. «Он адекватно реагирует на все действия звукорежиссера с эквалайзерами и уровнями сигнала», — утверждает Олег.
DiGiCo
Микшерный пульт SD 7 1
Стейдж-рэк 56 вх., 32 вых. канала SD Rack 2
DiGiCo и d&b прекрасно дополняют друг друга. Руслан вспоминает, что впервые поработал на этом оборудовании еще лет восемь назад: «Такое сочетание дает яркое, выраженное отличие от другого звука, идеальное устойчивое звучание. Прозрачный, чистый, плотный — все, что можно хорошего сказать о звуке, есть в этой паре».
Это топовое оборудование с удобным интерфейсом — так рассматривает DiGiCo Олег: «В связке SD7 с SD-рэками мы можем работать на 96 кГц. А использование при этом оптического интерфейса дает нам ряд важных преимуществ по сравнению с подключением по MADI. Хорошие преампы, качественное микширование, хорошие эквалайзеры — это то, что звукорежиссеры ценят, это востребованно».
Микшерная консоль DiGiCo SD7 — прекрасный инструмент для любого большого концерта. Мнение Руслана: «Он позволяет делать любой роутинг, можно подцепить через компьютер любые плагины. Зверь-машина, надежная, да еще и смотрится просто космически в таком большом зале. А эстетика — это важно. Плюс к этому — в этой топовой модели два движка. Фактически это две консоли в одной: в случае чего можно перескочить на второй. Единственное, что требует сноровки, — маленькие кнопочки на экране, иногда можно промахнуться. Но это дело привычки. Или стилуса под рукой. Есть еще один момент (и то, надеюсь, все же производитель его решит когда-то) — это Windows. Но, уверен, они и так знают об этом».
Подводя итоги
Олег Сядристый говорит, что эти концерты в «Мегаспорте» — полезный опыт: «Мы не общались с артистом напрямую, но правило обычно такое: если артист сам не говорит прокатчику, что плохо, значит — все хорошо. На третьем концерте мы вместе со звукорежиссером приблизились к желаемому результату. Были, конечно, определенные недочеты с точки зрения системной инженерии, но, к счастью, не критичные».
Эти недочеты пришлось устранять на ходу и оптимизировать систему уже в дни концертов. И Олег, и Руслан были предельно откровенны в этой беседе с нами, сказав, что нюансы были, их обнаружили сразу же, в первый день, ко второму дню — исправили, а к третьему — откатали. «Можно сказать, что третий день стал лучшим. Поэтому в сумме я бы сам себе поставил за эту работу «хорошо», — говорит Олег. — Но, как гласит народная мудрость, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Здорово, что теперь есть понимание, как правильно озвучивать этот зал. Учтем на будущее. Задел на «отлично» на следующий раз уже задан».
Руслан соглашается: «Действительно, чтобы прийти к идеальному третьему дню, нам пришлось уже на месте пристреливаться порталами. И сейчас могу сказать: эта площадка в моем личном антирейтинге идет сразу же после “Олимпийского”».
О концертных площадках
Понятно, что здесь бы сказать о любимых площадках, и мы не могли не спросить об этом. Олег резонно замечает, что любимые места работы— это стационарные площадки, где команда «С-СЕРВИС» постоянно обеспечивает концерты: «Например, Stadium. Здесь и я, и мои люди всё знают; здесь налажен плотный контакт с организаторами и техническим продакшеном. Любая выездная работа — это всегда стресс. Но без этого нельзя, ведь мероприятия на больших площадках — основа нашего бизнеса».
Руслан, отвечая на этот вопрос, идет еще дальше и приводит зарубежные примеры: «Самый крутой зал, где я был, — это Музыкальный колледж Беркли в Бостоне. Это поразительно идеально ровная по звуку площадка, никогда больше такого не слышал: и на балконе, и под балконом — везде. Неспроста там обучаются звукорежиссеры концертных залов со всего мира. Хороши также залы в Германии. Концертная площадка может быть размером с половину “Олимпийского“, и при этом, представьте себе, — никаких отражений и эха».
Серьезный подход
Руслан Дмитриев, рассказав об опыте работы с оборудованием d&b и DiGiCo, добавляет: «Отдельно хочется сказать о работе “АРИС“, российского дистрибьютора этих брендов. Ведь они первые на рынке всерьез подошли к вопросам образования наших звукорежиссеров еще в далекие годы. Это вызывает большое уважение, и они продолжают эту работу сегодня. Например, сейчас вот мы поедем в Италию обучаться на завод одного бренда. Плюс к этому я знаю, что “АРИС“ запустил и лизинговую программу для прокатчиков — весьма актуальный инструмент».
Связывает развитие своего бизнеса в будущем с «АРИС» Олег Сядристый: «У нас в планах на следующий год — приобрести недавно представленную серию d&b GSL. Но, правда, к этому еще нужно подготовиться. А значит, продолжать проводить новые и новые мероприятия, несмотря ни на что».
Фото: Владимир Губатов. Текст: Елена Горка
www.s-servicepro.ru
www.arispro.ru