Автор – Виталий Присмотров, FOH -звукорежиссер группы «Калинов Мост» и ведущий звукорежиссер московского «Ритм- Блюз кафе». Он также работал с группой «Бахыт-Компот» и много лет был ведущим концертным звукорежиссером муниципальных площадок в родном Череповце. Помимо звукорежиссуры, Виталий профессионально играет на бас-гитаре, что помогает ему чувствовать концертный звук не только в зале, но и на сцене. Благодаря этому про Виталия всегда тепло отзываются все музыканты, которые работали с ним – например, Марко Мендоса (экс-Whitesnake), Smokie, «Парк Горького», Владимир Кузьмин, «Чёрный кофе» и многие другие.
Виталий работает звукорежиссером с 14 лет, при этом не имея профильного образования, однако смог зарекомендовать себя на самом высоком уровне благодаря отличному чувству звука и колоссальному опыту. Поэтому в своей статье он уделяет больше внимания не цифрам, а четкой организации процесса и последовательности действий, что можно охарактеризовать как “саунд-менеджмент”. В современных реалиях, когда время является одной из главных ценностей, а тайм-менеджмент – ключевым навыком профессионалов, такие знания могут быть полезны не только начинающим, но и практикующим профессиональным звукорежиссерам, чтобы сделать их работу более организованной и быстрой, а также всем профессионалам в области концертной индустрии.
Отсутствие времени на полноценный саундчек – головная боль любого звукорежиссера, поэтому группы и пишут в райдерах минимальное время чека, а крупные муниципальные площадки и телевидение ещё несколько лет назад настоятельно рекомендовали всем играть под фонограмму. К счастью, в последнее время живое исполнение становится нормой на площадках любого формата. Этому мы во многом обязаны повсеместному переходу на цифровые микшерские пульты, которые значительно упростили жизнь звукорежиссеров. Тем не менее, очень часто даже на крупных площадках нехватка времени на саундчек приводит к неприятным последствиям: музыканты плохо слышат себя, падает качество игры, адекватная звуковая картинка на фронтлайне «вырисовывается» только к концу второй песни. А если их всего три-четыре? Согласитесь, такая ситуация характерна для половины, а то и больше, отечественных музыкальных фестивалей разного формата. А ведь всего этого можно избежать, если выполнять ряд несложных правил.
Менеджерам любого музыкального коллектива с живыми музыкантами важно понимать, что мастерство звукорежиссера в целом и его навык работы в экстремальных условиях – это фактор, который может «делать разницу» и быть серьёзным конкурентным преимуществом на рынке шоу-услуг. Ведь всем организаторам приятно работать с теми коллективами, которые могут решить задачу настройки звука организованно, быстро и максимально самостоятельно, не создавая лишних проблем организатору, и при этом так, чтобы эти проблемы не повлияли на качество товара, то есть живого музыкального шоу. Также на многих крупных мероприятиях время на саундчек строго регламентировано, полноценный чек предоставляется только хэдлайнерам, а остальным группам на подключение и настройку строго по 15 минут – не хочешь, не выступай, при этом сыграть надо идеально, а если звук будет плохой, больше не позовут.
Когда нужен быстрый чек?
Если понять и смоделировать эти ситуации заранее, то можно решить многие задачи уже на стадии подготовки. Можно выделить несколько типов мероприятий, где время на саундчек бывает сильно ограничено.
Фестивали живой музыки
Для большинства таких фестивалей живая музыка – это главная часть программы, поэтому организаторы арендуют качественный аппарат, вместе с которым приезжают грамотные звукорежиссеры, которые всегда помогут – поэтому на таких мероприятиях важно просто заранее связаться с принимающей стороной, отправить технический райдер и инпут лист, и тогда шансы на удачное прохождение 15-минутного чека будут высоки.
Муниципальные праздники, дни городов и прочие официальные мероприятия
В этом случае живой концерт уже не является главной частью программы, и поэтому организаторы и режиссёры иногда могут и не подумать о такой «мелочи», как саундчек. С другой стороны есть бонус – если ваша группа единственная с живыми инструментами и бэклайном в программе, то удобнее взять свой пульт (если он есть) с вашей готовой сценой – то есть вам останется скоммутировать все оборудование на свой микшер (а это можно сделать во время других номеров и перерывов) и потом просто адаптировать настройки под специфику площадки – а это можно сделать даже меньше, чем за 15 минут.
Если своего пульта нет и надо пользоваться тем, что есть
Тогда важно, чтобы директор коллектива заранее проговорил, что будет происходить в это время на сцене, а звукорежиссер группы наладил рабочие отношения с коллегой на площадке, потому что на таких мероприятиях достаточно часто встречаются «мастера старой школы», которые привыкли к фонограммным выступлениями наших поп-звёзд и советских ВИА, и заморачиваться с живым звуком им попросту лень. Естественно, согласование райдера в таких условиях становится ещё более ответственным моментом.
Корпоративные мероприятия
Они, по сути, похожи на муниципальные разноплановостью программы и второстепенной ролью живой музыки. Отличием является только тип площадок – для банкетов это чаще закрытые залы, часто небольшие, а муниципальные праздники – это «искусство площадей».
РАБОТА ДО МЕРОПРИЯТИЯ
(минимум – за неделю!)
Умение работать в команде, а также самостоятельно и заблаговременно выявлять и решать проблемы – важнейшее качество современного звукорежиссера. Ведь чтобы сэкономить время, важно предварительно проговорить все детали будущего выступления с местным коллегой. Незнакомые площадки, особенно для «корпоративов», если они находятся в том же городе, лучше посетить заранее – эти залы самые непредсказуемые, для успешного прохождения «быстрого чека». Важно предварительно знать акустические особенности помещения. Если это очень большой и ответственный фестиваль, который длится в формате нон-стоп с утра до вечера или даже несколько дней, звукорежиссеру имеет смысл приехать на площадку заранее, чтобы лично посмотреть оборудование и пообщаться с коллегами на площадке накануне концерта. Именно так я решил сделать перед финалом фестиваля песни года “Ручная работа”, который прошел в Санкт-Петербурге 5-6 июня 2021 года. Это помогло мне убедиться в том, что оборудования на площадке хватает, добиться нужной расстановки усилителей на сцене, а также заранее загрузить и проверить сцену на местном пульте. В итоге, когда группа приехала 6 июня, нам без проблем хватило заявленных 15 минут на подключение и саундчек. Конечно, такие командировки являются исключением из правил. Ведь обычно, помимо отправки райдера и инпут-листа, достаточно заранее проработать следующие ключевые вопросы.
Время на саундчек
Важно заранее знать точное время его начала и продолжительность: 15 минут – это стандарт для подобных мероприятий, но может быть и по-другому, и это важно знать заранее.
Согласование технического райдера
Сама по себе процедура всем отлично известная, поэтому сейчас не имеет смысла подробно описывать все детали, но надо внимательно остановиться на следующих моментах:
- модель микшерского пульта (FOH)
Для удобства перечислим основные бренды, серии и модели для средних и крупных площадок (небольшие портативные модели эконом-класса не включаем, по ним требуется отдельный обзор), с которыми вы должны быть знакомы:
Yamaha серии CL 1/3/5/M7 и QL 1/5 – самые распространённые модели для крупных и средних площадок, есть ещё новая и более дорогая серия RIVAGE;
Allen & Heath dLive s3000/s5000 – топовая серия, SQ 5/6/7 и QU 16/24/32, последняя для небольших и средних площадок;
Behringer X32 (аналог Midas M32) – также больше для средних и небольших площадок, но это очень популярная модель, благодаря соотношению цена / качество и простому интерфейсу, поэтому знать её обязательно;
Soundcraft серии Vi 1000/3000/5000/7000 (более старые версии назывались 1/3/5/6) – встречаются довольно редко и отличается более сложным интерфейсом, у этого производителя есть ещё серия Si для средних площадок;
Presonus серии StudioLive – больше подходит для студийной работы, но иногда может встретиться и на концертных площадках, к его интерфейсу также надо привыкать, поэтому обязательно (как и для Soundcraft), чтобы рядом с вами всегда находился местный звукорежиссер, который хорошо знает модель.
Зная модель пульта, на котором вам предстоит работать, в случае особо важных концертов для подстраховки можно сделать следующее: найти (взять на прокат) такую же модель пульта и принести её на репетицию, чтобы в комфортных условиях самому создать сцену с базовыми настройками и сохранить её на флешку. В таком случае на площадке вам достаточно будет загрузить вашу сцену с флешки и проверить маршрутизацию до начала саундчека.
- инпут-лист
Это главный документ для подготовки площадки, важно заранее подтвердить его получение местным звукорежиссером. Очень желательно, чтобы он создал подключения инструментов в нужной последовательности и подготовил чистую сцену по вашему инпут-листу (поменяв маршрутизацию по необходимости). В любом случае, тот, кто собирал и готовил пульт, должен всё время концерта быть рядом и на связи со сценой по рации – это поможет избежать потери времени из-за неверной маршрутизации. Если местный звукорежиссёр по разным причинам не успевает / не может / не хочет / не умеет подготовить отдельную сцену под ваш коллектив, то тогда на пульте должна быть готовая “дежурная” сцена, где заведены и предварительно настроены как минимум барабаны, бас, гитара и вокал. Эту сцену на саундчеке можно будет оперативно доделать – её наличие тоже необходимо проверить заранее и обязательно попросить инпут-лист, чтобы на саундчеке и концерте работать по нему.
- система сценического мониторинга
Это важнейший фактор, который обеспечит музыкантам комфортную игру, а значит, он является ключевым для общего качества звучания. Здесь можно выделить несколько типовых рабочих схем, исходя из которых, необходимо будет планировать саундчек:
собственные in-ear мониторы (индивидуальные радиосистемы ушного мониторинга). У большинства профессионально работающих музыкальных коллективов эти системы есть и их можно легко брать с собой, но важно понимать, что размещение и подключение передатчиков занимает определённое время, поэтому это важно сделать заранее, чтобы не тратить время на саундчеке;
предоставляемые in-ear мониторы. Сегодня на многих площадках самого разного рода в комплект оборудования входит определённое количество систем ушного мониторинга. Важно, чтобы их хватило на всех участников группы и они были промаркированы. Тогда музыкантам надо будет взять с собой только наушники, а сами радиосистемы им выдадут непосредственно в начале саундчека.
“традиционный мониторинг” через мониторные аудиосистемы. Это по-прежнему самый распространённый и обязательный тип мониторинга. Во-первых, есть целый ряд исполнителей, которые по разным причинам не признают ушной мониторинг и предпочитают традиционные сценические аудиосистемы, во-вторых, их наличие важно для того, чтобы на сцене присутствовала адекватная звуковая картинка даже если все музыканты играют в наушниках. Ведь несмотря на их наличие, музыканты должны слушать звук не только из наушников, но и из окружающей среды. Мониторы нужно просить с динамиками как минимум 15” – такой диаметр лучше подходит для передачи низких частот и в первую очередь бас-бочки, которой часто не хватает на сцене на крупных площадках. На вокалиста идеально поставить 2 монитора в одну линию. При этом идеальным будет вариант, когда за мониторы отвечает отдельный “мониторный” звукорежиссер, который находится на сцене. Об этом важно будет предупредить музыкантов, чтобы они по вопросам мониторинга обращались к нему, а не к FOH-звукорежиссеру.
барабанщику оптимально ставить портативный микшерский пульт (прописывать в райдере, а лучше – возить с собой) и отдавать ему один аукс, чтобы он через этот пульт добавил в свой микс клик от метронома.
Как показывает практика, настройка сценических мониторов – одна из самых трудоёмких задач во время саундчека, поэтому очень важно продумать схему подключения заранее, чтобы до саундчека хватило времени подключить свои системы мониторинга (если берете их) или проверить местные.
РАБОТА В ДЕНЬ МЕРОПРИЯТИЯ
(сразу по приезде на площадку)
Исходим из того, что вы (звукорежиссёр) приезжаете на площадку вместе с группой, когда концерт (фестиваль) уже идёт. Пока группа идёт в гримерку переодеваться и готовиться к выступлению, звукорежиссёр, конечно же, бегом бежит за пульт. И здесь ему необходимо решить следующие задачи:
проверить наличие сцены под вашу группу или загрузить её на пульт с вашей флешки, причём вы сами (в перерыве или когда угодно) должны открыть эту сцену и увидеть, что она сделана по вашему инпут-листу. Доверять в таких делах никому нельзя! Кстати, сохранять сцену на флешку обязательно надо и в тех случаях, когда у вас был полноценный саундчек и вы смогли проверить и настроить сцену на месте – ведь в работе любой техники могут случиться перебои и пульт может “глюкануть”;
если пульт всё-таки “глюканет” (а об этом как правило узнаешь прямо перед выходом группы на сцену), то может спасти несколько вариантов решений:
- носите с собой на флешке “минусовую” фонограмму “на всякий пожарный”. В крайнем случае можно отработать и с неё, если только группа привыкла играть “в клик” и имеет опыт выступлений “под минус”. Звукорежиссёр одного из самых известных советских ВИА 1970-х как-то рассказывал мне про то, как однажды такая ситуация произошла на Дне города в одном из областных центров, где они были приглашёнными хэдлайнерами. Музыканты сразу пошли на сцену, подключили инструменты и готовились уже начать играть, как вдруг услышали в мониторах звучание ”минусовки”;
- если же “минуса” у вас нет или ваша группа принципиально не пользуется фонограммами, то тогда уже понятно, что в 15 минут вы вряд ли уложитесь, и надо срочно искать ведущего мероприятия и просить, чтобы он максимально потянул паузу, пока вы будете собирать заново рабочую сцену;
подключение / проверка систем сценического мониторинга.
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ НА ПЛОЩАДКЕ
(15 минут на подключение и саундчек)
Важно понимать, саундчек – это не задача одного звукорежиссёра, это командная работа всей группы. Очень важно, чтобы каждый из музыкантов на площадке во время саундчека чётко знал, что ему делать. На сцене обычно находится один или два техника, их задача – помогать музыкантам, и каждый из них способен решить любую задачу по расстановке или подключению. А любой из музыкантов, соответственно, может поставить задачу одному из техников и решить её, не дёргая при этом своего FOH-звукорежиссёра.
В группе «Калинов Мост» у каждого музыканта есть своя мониторная линия, которая подаётся ему персонально через радиосистему ушного мониторинга. А когда группа работает со своим пультом, музыканты подключаются к нему с персональных устройств и могут сами себе править настройки мониторных линий. Таким образом, настройка сценического мониторинга, которая традиционно является одной из самых трудоёмких задач звукорежиссера, в значительной мере решается самими музыкантами без моего участия – можете представить, сколько времени на саундчеке мы экономим благодаря этому!
Однако, как я писал выше, далеко не на все мероприятия есть возможность подключить свой пульт, поэтому на всех фестивальных площадках, где выступает много команд, надо работать с местного пульта. Поэтому от слаженности работы музыкантов и звукорежиссёра будет зависеть, сможете вы уложиться в заявленные 15 минут или нет. Поэтому музыкантов необходимо заранее подготовить к этому, чтобы они четко знали порядок своих действий и действий звукорежиссёра. Для чёткости, предлагаю разбить саундчек на 3 этапа, в течение которых каждый из участников решает свои задачи.17
Этап 1. Расстановка и настройка микрофонов
(первые 5 мин. из 15)
Барабанщик развешивает и подстраивает барабаны, параллельно техники сцены проверяют расстановку барабанных микрофонов. В нормальных условиях эти действия требуют не менее 10 минут, поэтому в условиях больших площадок и строгого тайминга часть этой работы обязательно нужно сделать заранее, пока играют другие команды. Для этого организаторы используют либо вращающуюся сцену с двумя барабанными установками, либо просто две отдельно стоящих установки, каждая из которых полностью озвучена микрофонами. Соответственно, развеска и регулировка барабанов происходит заранее, пока играет другая группа. Подстройку необходимо осуществлять в тишине, поэтому это в любом случае лучше делать в перерыве перед вашим выступлением.
Другие музыканты расставляют и подключают свои инструменты. Здесь уже дублирующий бэклайн не предусмотрен, но и по времени подключение инструментов всегда происходит гораздо быстрее.
Звукорежиссёру, пока музыканты расставляются и подключаются, надо успеть сделать следующее:
– настроить микрофоны. Сначала основной вокал, потом – бэки, потом – акустические инструменты: духовые, струнные, губные гармошки и др. Все микрофоны начинаем настраивать в мониторах. Сначала собираем картинку там, потом уже на “фронтлайне”. Если на сцене есть отдельный мониторный звукорежиссёр, то FOH-звукорежиссёр остаётся за пультом и управляет настройкой оттуда, если отдельного человека на сцене нет, то звукорежиссёр должен выйти на сцену и пройти со своим планшетом все микрофоны, чтобы успеть настроить компрессию и эквализацию. Важно:
– не забудьте обнулить все эквалайзеры на мониторных линиях перед началом настройки;
– во время настройки других инструментов, вокальные микрофоны нельзя отключать (ставить в режим “mute”) – ведь они будут в разной степени “ловить” сигнал других инструментов, поэтому важно проводить настройку компрессии и эквализации с учетом этого, чтобы избежать “заводки” от других инструментов во время концерта;
– основной голос. Убрать паразитные частоты, подстроить компрессию, добиться читаемости, настроить эффекты, пока никто не играет (во время отстройки вокалиста все молчат, барабанщик развешивается);
– бэк-вокалы. Здесь проще, эквалайзер как у основного, а чувствительность и громкость – по сигналу и общей концепции звука группы;
– акустические инструменты. Через микрофоны (если есть) – дудки, флейты, губ.гармошка и т.п. Вообще эти инструменты всегда довольно специфические, поэтому к их звучанию надо подойти заранее и на репетиции продумать для себя характер компрессии и эквализации
– если останется время. “Набросать” инструменты (гитары всех видов, клавишные и т.п.) в мониторном миксе (с предварительной настройкой эквализации)
Этап 2. Отстройка барабанов
(вторые 5 мин. Из 15)
Ещё раз отмечу: до начала отстройки барабанов вокальные микрофоны должны быть включены и предварительно отстроены, тогда звук барабанов будет “залетать” в них, и общая картина будет соответствовать тому, что будет на концерте.
Остальные музыканты во время отстройки барабанов молчат!
Компрессоры и гейты на быстром саундчеке только подправляем (из своей или местной заготовленной сцены)
Порядок чека барабанов: бочка (2 микрофона), малый барабан (2 микрофона), томы (2 или 3 микрофона), хэт (1 или 2 микрофона), оверхэды (их может быть 3 – если райд стоит далеко). Важно, чтобы уровень звучания различных составляющих барабанной установки был сбалансирован.
Если нужен быстрый чек, то времени на назначение и полную отстройку барабанов не хватит, нужно обязательно пользоваться предварительно заготовленной сценой. В принципе, если не трогать мониторы, то можно и с настройкой с нуля успеть за 15 минут. Здесь важен опыт, так как каждый опытный звукач заранее визуально представляет себе кривую параметрического эквалайзера. Если опыта не хватает, то лучше воспользоваться местной сценой или цифрами, которые можно найти в Интернете. Для простоты привожу ниже рекомендации по настройке барабанов “для чайников”:
– бочку срезать на 3-6 dB 200-400 Гц, узко вырезать 160, 800 и 1300 (рабочая область баса), для щелчка слегка приподнять 5-7 кГц, гейт и компрессор – по вкусу
– малый барабан срезать фильтром низкие частоты до 150 Гц, подрезать 400, 800 и 1300 (индивидуально), если сильно торчит в общем миксе – снять 5 кГц, поднять 10 кГц
– хай-хэт срезать фильтром до 200 Гц, основа 400-1000 Гц, приглядеться к 600-800 Гц (это динамика сигнала, её можно либо добавить, либо убрать), осветлить – добавить 12,5 кГц
– томы – обрезной фильтр до 100 Гц, срезать от 300 до 800 (по вкусу – эти частоты могут гудеть, но они дают объем)
– оверхэды – обрезной фильтр до 150-200, ослабить в диапазоне 400 Гц, узко вырезать 800 Гц и для прозрачности добавить 12,5 кГц
Завершив отстройку барабанов по компрессии и эквализации – вернуться на сцену (если нет мониторного звукорежиссёра) и настроить сценические мониторы барабанщика.
Этап 3
(заключительные 5 мин. из 15)
- Теперь снова вернуться за пульт и продолжить отстройку инструментальных каналов;
- Бас-гитара подключается обязательно через ди- бокс, сигнал снимается с него, линк – на комбик, аут – на пульт. Часто комбы приходится разворачивать,
чтобы звук не шёл в зал, но в рамках 15-минутного чека на это вряд ли стоит терять время, только при явно недостаточной мощности порталов / линейных массивов. Фишки для настройки баса: не забываем про компрессор, на эквалайзере рекомендуется приподнять 750-800 Гц и узко убрать гудящие частоты (индивидуально в зависимости от акустики) – обычно 90-150 Гц. Важно не убирать широко всю низкую середину, иначе пропадет насыщенность сигнала (“мясо”).
• Бас-гитару и барабаны вместе (ритм-секция) нужно сбалансировать отдельно, без других инструментов;
• Акустическая гитара (если есть): срезать фильтром до 200 Гц, убрать гудящие и заводящиеся частоты. Настройки сильно зависят от инструмента, с компрессором важно быть аккуратным – может добавить в звучание инструмента “стекло” и высокие средние частоты (2 – 8 кГц) будут резать уши. Эквалайзер акустической гитары обычно очень похож на эквалайзер лид-вокала. Если времени совсем мало, можно просто скопировать его;
• Все другие инструменты можно отстраивать уже во время первых 1-2 песен, чтобы уложиться в требуемые 15 минут. На них достаточно просто срезать фильтром низкие частоты до 150 Гц;
• Электрогитара обычно занимает 3 канала: стереопара с линии (если есть) плюс микрофон с кабинета (комбоусилителя). Низкие частоты традиционно срезаются фильтром до 200 Гц; также рекомендуется срезать 5 кГц (эта частота является ключевой для вокала, гитара не должна его перебивать), дальше смотреть индивидуально, убирая паразитирующие частоты (например, 1 кГц). Часто, когда мощности фронтальной аудиосистемы недостаточно и она перекрывается звуком от кабинетов / комбоусилителей, приходится их разворачивать, но в рамках быстрого саундчека об этом также не всегда успеваешь подумать;
• Настройка баланса группы в рамках “быстрого саундчека” за 15 минут обычно проводится уже на 1-2 песне. Конечно, идеально было бы попросить музыкантов сыграть какой-то кусочек песни или сделать развернутое вступление перед первой песней, чтобы в это время звукорежиссер мог собрать общую картину. Однако, даже если этого времени нет, залогом относительной объективности этой картины будет факт того, что отстройка барабанов и всех инструментов проводится с включёнными вокальными микрофонами – это поможет вам “придержать” громкость инструментальных каналов. Помните: в любой песенной музыке самое главное – это вокал и его читаемость, а самая распространенная претензия к концертному звуку у зрителей после концерта – “невозможно было разобрать слова”.
Также помните: звукорежиссёр не может исправить звукоизвлечение музыкантов и вокалистов в рамках одного саундчека, заставив их исполнять партии и произносить слова более четко. Принцип, выраженный не совсем политкорректной английской фразой “shit in – shit out” (Плохое качество на входе гарантирует плохое качество на выходе. – англ. сленг), должен пониматься музыкантами. Они должны осознавать, что звукорежиссёр не может по волшебству превратить некачественную игру в качественный звук, а звучание коллектива является плодом коллективного труда. Поэтому звукорежиссёру важно присутствовать на репетициях группы (не всегда, но обязательно перед важными концертами), чтобы высказывать свои пожелания и добиваться максимально слаженной и четкой работы коллектива на саундчеке.
Удачи вам в непростом деле концертной звукорежиссуры и надеюсь, что мои рекомендации окажутся полезными и помогут вам сэкономить время на саундчеке!