ГлавнаяЗнанияО звуке, его восприятии и фильтрации при создании музыки

О звуке, его восприятии и фильтрации при создании музыки

В настоящей статье Аллард Криджгер (Allard Krijger), профессор Харлемовской консерватории, специалист по психоакустике и саунд-дизайну, делится размышлениями об особенностях восприятия звука. Аллард Криджгер — автор более 30 работ для различных изданий в Европе и Голландии, концертирующий музыкант (выступает под псевдонимом FRAKnoise), автор модели синтеза звука STAR, особенности которой мы рассмотрим ниже.

Для начала вместе с Аллардом остановимся на проблеме того, что такое в целом и чем отличается от музыки.

Можно сказать, что звук — это вибрации воздуха. Но под водой мы тоже слышим звуки. Значит, это вибрации не только воздуха, но неких субстанций. Хотя и это определение не совсем корректно, ибо сложно дать четкий ответ на вопрос «Какова должна быть продолжительность этих вибраций, чтобы услышать звук?». Например, если вибрация длится 500 миллисекунд, тогда мы можем что-то услышать. Но если вибрация длится, например, 6000 лет, то мы ее уже не воспринимаем.

Обобщив вышесказанное, приведем следующее определение звука: звук в широком смысле — упругие волны, продольно распространяющиеся в какой-либо упругой среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальными органами чувств животных или человека.

Другая проблема — в чем заключается разница между звуком и музыкой. По мнению Алларда, звук — это то, что мы слышим, ни больше ни меньше. Во всех словарях дается очень краткое объяснение: музыка — это некие упорядоченные последовательности звуков. Но это не совсем правильный ответ. Есть и другая точка зрения: музыкой можно называть что угодно, лишь бы была мелодия. Но если вы прислушаетесь, то сможете услышать мелодию и в звучании сирен полицейских машин. Наличие мелодии поэтому тоже не может быть единственным признаком музыки. Третье мнение: музыка — это нечто созданное. Но ведь и сирены, которые мы уже приводили в пример, были кем-то созданы.

В чем все-таки заключается разница между звуком и музыкой? Ведь все мы знаем, что эта разница есть, и при необходимости можем легко ее уловить. Аллард называет музыку «концептуальным звуком, то есть звуком, наполненным идеей». При этом даже тишина может быть частью этой музыки. Все, что вы слышите во время прослушивания музыки, абсолютно все звуки являются частью этой музыки.

Следующая важная тема — особенности восприятия звуков.

Все люди имеют некие ограничения аппарата восприятия: какие-то звуки мы слышим очень отчетливо, какие-то не слышим вовсе, в отличие, например, от животных с более тонко устроенным слуховым аппаратом. Но даже в пределах этих ограничений есть необходимость фильтровать ту или иную информацию. Восприятие зависит от множества личностных и ситуативных факторов. Например, рядом стоящие символы «I 3» могут быть считаны как цифра «13» или буква «В» в зависимости от условий восприятия. То же самое касается и восприятия звука.

Когда речь идет о фильтрах, мы слышим то, что хотим слышать, или то, чему нас научили. Мы можем услышать комплекс звуков как единое целое или как несколько различных звуков. И в зависимости от нашего опыта в данной конкретной ситуации мы ожидаем услышать тот или иной звук. Это так называемая установка (set) по терминологии известного психолога Узнадзе, то есть готовность услышать тот или иной звук или комплекс звуков.

На этих базовых закономерностях строится принцип написания музыки, звукописи и звукозаписи. Музыкант, создавая музыкальное произведение, вычленяет звучание какого-то определенного инструмента и впоследствии работает с ним. Если он занимается этим на протяжении длительного времени, он перестает слышать музыку как таковую, так как слишком много фильтрует. Он слышит отдельные инструменты вместо музыки.

С развитием технологий важную роль в процессе создания музыки стали играть электричество и различные электрические приборы. Тем не менее, принцип фильтрации и синтеза звука использовали тот же.

Когда мне хочется сделать радио погромче, я кручу ручку громкости. Представьте, если вы можете сделать то же самое с изменением напряжения. Когда вы устанавливаете напряжение в 0 вольт, вы не слышите звук. Когда вы, например, устанавливаете напряжение 5 вольт — воспроизводятся все звуки. Так, в синтезаторе используются регуляторы — осциллятор и усилитель. Но регулировать напряжение можно автоматически. Для этого у любого синтезатора предусмотрена клавиатура. Если нажать низкую ноту, напряжение будет нулевым, а если нажать самую высокую ноту — напряжение становится 5-вольтовым. Клавиатура разделяет все напряжение на равные отрезки без необходимости настраивать определенные звуки. Это системная база любого синтезатора.

Аллард изобрел систему, которая обеспечивает музыкантам универсальный подход к звуку и его синтезу. Это так называемая система STAR.

STAR — аббревиатура слов source — источник, time — время и archetype, reference — образец. Источник — то, где звук начинается. Источником может быть любая вибрирующая поверхность, например мембрана, резонатор, коробка или гитара. Время объясняет, как звук меняется. Он определенным образом начинается и затем так или иначе преображается. Звук может изменяться во времени различными способами: высотой тона, окраской, громкостью. Образец — это некий архетип, референция, то есть то, как мы воспринимаем звук и что он для нас означает. Звуков, которые похожи, очень много. Их можно категоризировать тем или иным образом. Пресеты в различных программных синтезаторах разделены по категориям. Инструменты одного типа вызывают примерно одинаковые ощущения, создают то или иное настроение, присущее именно им. Например, труба практически всегда будет звучать героически. При создании музыки учитывается также контекст, например, временной: звук ли это из 20-х годов, или некоторое современное звучание. Вы можете обратить внимание, что музыканты стараются держать стиль в рамках одного временного периода. Вы никогда не услышите трек, где бас смикширован в стиле 80-х, а все остальное звучит как джаз 50-х годов.

Любой звук характеризуется волной определенной формы. Его можно изменить добавлением модуляций, например, сделать похожим на звучание старого инструмента, добавив конфигурацию. Так, при помощи FM-синтеза становится возможным полностью изменить восприятие звука. По сути, FM-синтез — это та же вибрация. Например, у нас есть два осциллятора. И первый изменяет второй, то есть второй является, так сказать, огибающим. Вы можете слышать, как изменяется звук, и контролировать эти изменения, движения звука при помощи контроллера огибающей.

Еще одна важная оговорка о референциях. Если музыкант хочет выразить то или иное чувство своей мелодией, она должна некоторым образом резонировать в голове слушателя. Для этого необходимо использовать только те эмоции, которые присущи всем людям или большинству из них. То есть нужно выбирать те звуки, которые что-то символизируют для людей, за которые они могут зацепиться. Система STAR, таким образом, означает погружение во времени в форму звука.

Тэги записи:
Поделиться новостью:
Проголосовать за статью
Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016