Вокал – это не только магия, но и важнейшая составляющая коммерчески успешной звукозаписи. Современные студии располагают сотнями микрофонов для передачи тембров, нюансов исполнения и характера звучания, тем не менее, качественная передача эмоциональности трека и оттенков голоса остается сложной задачей для большинства звукорежиссеров и музыкальных продюсеров.
Выбор характера микрофона
Выбор типа микрофонов всегда основывается на нескольких основных факторах. Ряд великолепных вокалистов в популярных жанрах предпочитают использовать конденсаторные микрофоны с большой диафрагмой и кардиоидной направленностью. Данное техническое решение хорошо зарекомендовало себя, получив применение во многих студиях. Поскольку нюансы записи во многом зависят от стиля музыки, ряд незаурядных исполнителей в стилях рок и панк безоговорочно отдает предпочтение динамическим микрофонам, во многом, из-за особенностей тембров их голосов, манеры звукоизвлечения и подачи.
Трансдюсеры с малой диафрагмой очень востребованы в небольших студиях. Такие микрофоны часто применяют исходя из ограниченности бюджета и уникального опыта продюсирования некоммерческой музыки. Многие звукорежиссеры классической школы предпочитают ненаправленные микрофоны любым другим. Это объясняется наработанностью профессиональных навыков, художественным вкусом и возможностью получения большего контроля над возникновением “эффекта близости”.
В этом широком творческом поле, каждый профессионал в индустрии владеет коллекцией секретных методов для высокохудожественной записи голоса как музыкального инструмента, но фактором, объединяющим все многообразие профессиональных подходов, конечно является уникальная сочетаемость артиста и оборудования, при помощи которого осуществляется запись. Большинство высококачественных студийных микрофонов обладают хорошо узнаваемым, в профессиональных кругах, почерком и характером. Магия при их использовании прямо соотносится с тембральными особенностями артиста, его манерой пения и подачей.
Поиск выдающихся и экстраординарных сочетаний между профессиональным исполнением и высококачественным оборудованием является, во многом, отличительной чертой, разделяющей работу хороших и выдающихся звукорежиссеров. В условиях студийной работы, это часто выбор между прекрасным и замечательным, но именно разница в оттенках звучания и дает слушателю ощущение погружения, сопереживания и эйфории. Выбор часто зависит от возможностей рекорд бренда. Топ компании обладают значительным микрофонным парком, для использования полных возможностей которого, продюсеры тратят студийное время и деньги, но сравнительная запись вокала на разные микрофоны всегда окупается при дальнейшем коммерческом релизе трека.
С целью объективной оценки звучания, инженер звукозаписи часто инсталлирует 9-12 микрофонов известных брендов. Все трандюсеры должны быть оснащены внешними поп-фильтрами и антивибрационными держателями и находиться на расстоянии не менее 1 метра друг от друга. Этап предварительного выбора оборудования может быть сложным для вокалиста, поскольку многократное исполнение одного и того же трека отнимает не только время, но и творческие силы. По окончании записи в DAW, организуется сессия прослушивания всех сохранённых треков, что позволяет принять взвешенное, объективное решение, учитывающее все художественные аспекты голосов в сочетании с возможностями микрофонов.
Выбор диаграммы направленности
Не секрет, что влияние акустической подготовки помещения на конечный продукт так же важно, как и выбор микрофона. Проблема посторонних фонов и шумов в студии часто зависит от внешних факторов и не может быть решена простыми средствами. Акустическое несовершенство помещения так же нельзя сбрасывать со счетов. Какой бы микрофон не был выбран для проведения сессии записи вокала, устройство будет воспринимать акустические волны с трех направлений. Это означает что волны сбоку и за микрофоном так же будут преобразованы в токовые колебания и автоматически добавлены к частотам голоса артиста. Отсутствие акустической подготовки – частая проблема в бюджетном аудио-видео производстве, озвучании роликов в полупрофессиональных студиях и при домашнем продюсировании музыки. Потолок, стены и мебель в комнате записи искажают звук путем добавления нежелательных отражений.
Использование внешних устройств пространственной обработки на последующих этапах сведения и мастеринга часто приводит к неприятным частотным искажениям, гулкому, ватному звучанию с низкой степенью художественности. В этом случае качество самого микрофона и тракта не имеют решающего значения. Нежелательные отражения делают микс токсичным и малопригодным для коммерческого использования. Видео операторы и художники по свету сталкиваются со схожими проблемами. Даже при наличии дорогостоящих профессиональных камер и объективов, качество освещённости объектов съемки имеет решающее значение для финальной художественности продукта.
При этом акустическая подготовка помещения – это дорогостоящий процесс, связанный с расчетами, подготовкой проекта, закупкой материалов и профессиональной инсталляцией. Окупаемость подобных вложений часто ставится под сомнение начинающими продюсерами, это и объясняет наиболее популярный выбор диаграммы направленности – кардиоида. Нежелательные отражения минимизируются, влияние акустических параметров помещения становится не настолько критичным. Профессиональная запись вокала требует других подходов. Проектирование студии играет важнейшую роль при работе в коммерчески успешных жанрах, следовательно, в акустически подготовленных помещениях фактор исключения акустики превращается в проблему. Все элементы связки “студия – микрофон – вокалист” дополняют друг друга.
При отсутствии нежелательных отражений, звукорежиссеры часто выбирают ненаправленные микрофоны. Простое сравнение нескольких направленных микрофонов с ненаправленными раскрывает многие преимущества последних. Звучание голоса становится полнее и приобретает естественность. Тембр смягчается за счет лучшего контроля низких частот. Незначительные изменения дистанции между микрофоном и вокалистом не приводят к изменяющейся окрашенности голоса. Именно поэтому легендарные студии чаще всего рекомендуют не направленные микрофоны для записи вокала. Все объясняется просто. Сохранение узнаваемой акустической обстановки помещения является приоритетом при записях в классических жанрах, таких как опера и хоровая музыка. Особым случаем является запись вокала при использовании двусторонней направленности микрофона, называющейся “восьмерка”. В большенстве случаев такие трансдюсеры относятся к классу ленточных, что определяет их ни с чем не сравнимый тембр. Расположение такого микрофона помогает записывать вокал обновременно с сопутствующим акустическим инструментом, например, гитарой или банджо. Недостатком является очень сильный “эффект близости”, что приводит к значительному усилению низких частот при близком расположении к инструменту. Тем не менее, уникальный характер звучания таких трансдюсеров вдохновляет звукорежиссеров на проведение хорошо спланированных творческих экспериментов.
Запись женских и мужских голосов
Не секрет, что женщины наполняют мужскую жизнь смыслом. Они несут в этот мир доброе, вечное и прекрасное. В вопросах записи женских голосов многие аспекты не столь однозначны. Выбор микрофонов для записи женского вокала представляет из себя сложную задачу в силу ряда причин, самой важной из которых, является необходимость контроля сибилянтов в миксе. Схемотехника ряда трансдюсеров намеренно изменена производителем для подчеркивания высокочастотных составляющие спектра человеческого голоса с целью усиления слоговой разборчивости и прозрачности.
В эпоху аналогового аудио такие микрофоны были популярны из-за необходимости борьбы с гулкостью и ватностью тембров. Такие микрофоны часто имеют значительный подъем АЧХ в диапазоне 3000-6000 Гц. Все изменилось с повсеместной цифровизацией. Студийные тракты стали помехозащищенными, технологии передачи потокового аудио по сетям LAN вносят минимальное количество искажений. Все эти инновации привели к улучшению качества работы со звуковыми потоками, и, в конечном счете изменили принципы обработки аудио сигналов. Добавление в спектр частот, в диапазоне певческой форманты может приводить к искажениям и сибилянтам.
Именно поэтому выбор микрофона, для художественной записи женских голосов становится критически важным при коммерческом продюсировании музыки. Еще одной проблемой является подчеркнутость голосовых артефактов при неудачно близком расположении микрофона. Эти эффекты не имеют художественной ценности и должны быть исключены из процесса первоначальной записи. Борьба с такими искажениями на дальнейших этапах мастеринга и сведения может быть контрпродуктивной. Важно понимать, что проблема записи женского вокала – это не проблема плохих голосов или некачественных микрофонов. Чаще всего это следствие ошибок при неверном первоначальном выборе и позиционировании оборудования.
Дополнительные факторы и их влияние на запись
В искусстве не бывает мелочей. Создание высококачественного продукта требует значительного внимания к деталям, в том числе в вопросах проектирования и технической оснащенности студии. Наиболее частая проблема – недостаточная изолированность пола. Вокалисты часто притоптывают ногами в такт музыке. Это подсознательная реакция человеческой психики на ритм секцию, при этом погружение в процесс создания вокальных партий нежелательно прерывать замечаниями о технических проблемах и трудностях, которые нужно было решить до начала совместной работы. Популярным решением является обязательное использование антивибрационного держателя для микрофона. Творческая, доброжелательная атмосфера так же важна, как и сфокусированность на конечный результат. Каждый дубль может быть уникальным, поэтому перепеть то, что спето и некачественно записано из-за отсутствия держателя невозможно.
Еще одним не маловажным аспектом является обязательное наличие внешнего поп-фильтра, для борьбы с излишне усиленными согласными. Буквы “Б” “П” могут раздражающе привлекать внимание в совершенно не нужных, сточки зрения драматургии, местах. Не спешите обвинять артиста в отсутствии контроля дистанции до микрофона. Проблема чаще всего вызвана конструктивными особенностями студийного оборудования, в частности характеристикой направленности микрофона. Усиление низких частот и “эффект близости”, в той или иной мере, проявляется на всех направленных микрофонах в независимости от стоимости, и только наличие поп-фильтра позволит сохранить лучший дубль для последующих этапов сведения и мастеринга.
Лучший дубль
Стремление исполнителей к техническому и творческому совершенству при пении абсолютно оправдано. В индустрии медиа нет места серости и безликости. Такова суть вещей. Успех всегда основан на самом лучшем. При более близком рассмотрении, конечно, можно найти исключения из данного правила. Лучший дубль – это не только техническое мастерство исполнения, но и характер, подача, эмоциональность и интонирование. Все эти слова можно объединить понятием “vibe”. Артист и его продюсер арендуют лучшие студии и платят гонорары топ звукорежиссерам, педагогам по вокалу и композиторам, но существуют вещи, которые нельзя купить. “Vibe” не продается. Он возникает и исчезает как утренний туман, оставляя после себя “лучший дубль”. Такие дубли всегда уникальны и не повторимы. При этом не имеет значения когда магия оборудования совпала с харизмой и талантом артиста.
Лучший дубль может быть первым, восьмым или десятым и, конечно, содержать ошибки исполнения, которые, в конечном счете, могут украшать финальный релиз. Эти маленькие неточности подчеркивают уникальность всего трека, и дают слушателю возможность почувствовать настроение и глубину записываемого аудио материала. “Vibe” – это некая эмоциональная связь артиста со слушателем, которая часто возникает как процесс трансформирования и передачи эмоций со сцены по направлению к аудитории. ”Vibe” не нужно исправлять. Это та самая уникальность искусства, рождающаяся при совместной работе больших профессионалов.
Заключение
Коммерчески успешная запись вокала – это всегда вызов для любого профессионала, но успех гарантирован при наличии художественного вкуса и знаний о акустике помещений. Так же важно понимание принципов выбора микрофонов для записи разных типов голосов, их характеристиках и особенностях использования дополнительного оборудования. Безупречность звучания является важным фактором для оценки качества трека, тем не менее, небольшие неточности при исполнении могут положительно влиять на оценку релиза аудиторией.