Физические законы распространения звуковых волн в пространстве сложны для понимания. Создание своей собственной студии требует профессионального подхода при коммутации и расстановке оборудования и тщательного выбора материалов для покрытия стен, полов и потолков. Помимо технических аспектов производства медиа-продукции необходимо принять во внимание наличие в помещении окон, дверей и мебели. Все эти переменные являются частями акустического уравнения, которое и предстоит решить начинающему музыкальному продюсеру.
При отсутствии опыта, на первой, начальной стадии проектирования, сложно предугадать как будет звучать студия по окончании всех этапов работ. Характеристики каждого помещения уникальны. Даже если представить, что в нашем распоряжении имеются две абсолютно одинаковые комнаты, с одинаковой высотой потолков, объёмом и шириной, важно будет принять во внимание ряд других параметров для верного планирования мероприятий по трансформации обычной комнаты в студийное помещение. При этом, конечно, характер акустических отражений определяется не только геометрическими размерами.
Прежде всего необходимо знать характеристики материалов из которых построены стены и принять во внимание их толщину. Совершенно очевидно, что кирпичные и деревянные конструкции будут звучать абсолютно по-разному, и это, конечно, напрямую отразится на качестве первичной записи музыкальных инструментов и вокала. Даже простая запись текста для озвучания документального фильма, предназначенного для демонстрации в глобальной сети, может превратиться из творческого процесса в борьбу с нежелательными отражениями помещения. Акустическая неприспособленность и ошибки при установке мониторов являются главными проблемами продакшн-студий среднего класса.

Наличие домашнего пространства для звукозаписи и медиа-производства важно не только для создания коммерческой успешных продуктов, но и для детского творчества. Контент для социальных сетей и обучение с использование медиа-технологий давно стали частью подростковой культуры. При этом аренда студийных помещений и оплата услуг профессионалов часто недоступны начинающим коллективам. Современные решения и цифровые технологии раздвигают границы реальности.
XXI век – это эра возможностей и свобода творчества не может быть ограничена бюджетом. Технологии и инновации, созданные для упрощения процессов создания медиа-контента, позволяют любому начинающему специалисту, снимать фильмы, записывать треки, монтировать видео и публиковать свои собственные шедевры в глобальной сети интернет. Детское творчество — бесценно. Креативность, навыки по применению технологий имеет первостепенное значение при формировании ценностей и проактивнoй жизненной позиции подростков. Начинающие музыканты, фотографы, видеографы должны владеть знаниями, достаточными для самостоятельного успешного применения последних инновационных разработок в эпоху цифровизации.
В этой статье мы попробуем предложить универсальные решения, которые помогут начинающим специалистам в области креативныx технологий, осуществлять сведение и прослушивание музыки с высоким творчеством качеством.
Мониторинг и размещение оборудования
Создание музыки в любом из жанров зависит от точного и профессионального мониторинга. Продакшн-студии выделяют значительные средства не только на покупку высококачественных контрольных агрегатов, но и на проектирование и постройку акустически обработанных комнат прослушивания, оптимальных по размеру и форме. В большинстве студий, даже в тех, в которых есть высококачественные акустические системы, остро стоит проблема создания пространства, которое позволит воспроизводить реалистичный, не окрашенный звук.
Профессионалы понимают, что сведение в обычной комнате, с плохой акустикой, приводит к неверному восприятию баланса и искажению перспективы инструментов. Искусство многогранно и часто находит параллели в иных сферах. Музыкальное продюсирование можно сравнить с живописью или фотографией. Любому художнику будет непросто создавать шедевры в комнате с тусклой лампочкой. Детали будут смазанными, цвета потеряют насыщенность и глубину. Такая работа будет выглядеть странно вне зависимости от мастерства автора.
Микширование звуков в хорошо спроектированной, профессиональной акустической среде устраняет большую часть частотных конфликтов и артефактов, делая творческий процесс более эффективным, приятным и захватывающим. Детали звуковой картины становится ясными, тональности инструментов приобретают естественность.
Трансформация пространства
Для улучшения качества студийного пространства потребуется предпринять ряд шагов. Прежде всего, необходимо установить акустическую систему в комнате прослушивания с учётом размеров и формы помещения. При этом, конечно, необходимо уделять внимание качеству громкоговорителей и использовать акустические панели для изменения характера отражений.
Дизайнеры очень любят проектировать студии в больших комнатах. Небольшие продакшн-студии не могут позволить себе такой роскоши. Для работы часто используются более скромные помещения с искусственно созданной “зоной отсутствия отражений”. Идея основывается на изменении формы передней стены абсорбирующими панелями, расположенными под определенным углом.
Изменения формы передней стены направляет большинство ранних отражений от точки прослушивания и максимально уменьшают их энергию. Для этого используются панели, закреплённые углах. В физическом понимании, комната становится полукруглой, ранние отражения ослабляются, уменьшается размытие деталей при прослушивании аудио треков, стерео-база становится реалистичней, появляется ощущение пространства в записи. При этом данная конфигурация оставляет диффузную реверберацию, которая добавляет звуку живости, не снижая качества тембров при значительном уменьшении неестественного и затемняющее-гулкого звучания в комнате.
Средние и высокие частоты отражаются от твердых поверхностей, таких как гипсокартонные стены, подобно тому, как свет отражается от зеркала. Часть звуковой энергии рассеивается, часть поглощается. При установке акустической системы близко к твердой стене, фантомный источник звука создается отражением, поэтому на рабочее место музыкального продюсера звуковые волны попадают как из динамика, так от поверхности стены.

Установка акустических панелей помогает решить проблему “двойного звучания”. При работах со стенами важно учитывать какая часть поверхности отвечает за отражение фантомного звукового поля на точку прослушивания и сосредоточить акустическую обработку на этой области. Многие специалисты используют обычное зеркало, чтобы определить, где находится место отражения волн от стен и потолка. Именно по этой причине такие точки называют “зеркальными точками”. Пол также будет участвовать в процессе резонирования, но вероятность, что он будет закрыт столом с консолью довольно велика. Отраженные сигналы также будут приходить в точку прослушивания от задней стенки. При этом очевидно, что большинство людей имеют тенденцию немного перемещаться во время записи и микширования, поэтому панели абсорбера должны быть достаточно большими, чтобы покрывать все возможные точки отражения.
При этом нет необходимости использовать супер бюджетные решения. Попытки заглушить стену ковром обречены на провал. Всё дело в структуре и свойствах материалов. Структура ковра не обладает достаточной толщиной, поэтому он поглощает только очень высокие частоты, не влияя на низкие и средние составляющие спектра. Какая акустическая обработка дает скучный и гулкий результат. Одно из самых важных преимуществ акустических панелей – эффективность взаимодействия с низкими частотами. Размещение абсорберов из пеноматериала или минеральной ваты на расстоянии нескольких сантиметров от стены делает их более эффективными.
При самом маленьком бюджете можно обойтись тремя панелями. Две панели обычно прикрепляются к боковым стенам в точках акустического отражения, ещё одна дополнительная панель потребуется для потолка. При достаточном бюджете можно расположить абсорберы позади мониторов, так как отражение в этой области серьёзно воздействуют на оценку звуковой картины звукорежиссером. На финальном этапе работы необходимо заглушить заднюю стену студии. Наилучшие результаты получаются при комбинировании областей поглощения с областями рассеивания.
Расположение акустических систем в небольших помещениях
Создание условий для высококачественного мониторинга сигналов – это искусство находить баланс между техническими возможностями и особенностями помещения. Главной целью, при этом, является точность и реалистичность звучания, для достижения которой, необходимо применять высококачественные решения исходя из текущего бюджета.
Первый шаг при расстановке оборудования всегда самый важный. Необходимо выбрать лучшую позицию для акустической системы. Для решения этой задачи нужно учесть симметрию и ориентацию помещения. Симметричность расположения критически важна при мониторинге. Это связано с тем, что различное расстояние между акустическими агрегатами и точкой прослушивания приводят к искажениям составляющих спектра. Если левый и правый мониторы не имеют одинаковой модели реверберации, они будут звучать совершенно по-разному. Начинающие музыкальные продюсеры часто совершают эту ошибку. Важно учитывать, что мониторинг сигналов – это критический аспект влияющий на восприятие творчества слушателями спустя годы после создания трека.
Существует множество неправильных представлений о размещении акустических систем, многие из которых относятся к кругам музыкальных критиков. В большинстве случаев это происходит из-за неправильного понимания того, как звуковые волны ведут себя в комнате небольшого размера. Ряд специалистов использует принцип разбиения помещения на процентные соотношения 38% и 62% для определения рабочего места продюсера и контрольной точки прослушивания.
В расположении возможны несколько вариантов. Наилучшая ориентация в большинстве прямоугольных комнат – это, как правило, расположение акустических систем на более узкой стороне. Отражения от задней стены не будут громкими и яркими, несмотря на то, что акустические системы в основном направлены на нее. При расположении контрольных мониторов на узкой стороне, отражения ослабляются и их энергия уменьшается, поскольку волнам нужно проходить большее расстояние до кресла музыкального продюсера.
В качестве второго варианта нужно рассмотреть расположение мониторов по длинной стороне прямоугольного помещения. В этом случае необходимо заглушить заднюю стенку акустическими панелями, поскольку отражения от неё будут создавать хаос в комнате прослушивания.
Выбор угла установки акустических систем
Одним из лучших решений для размещения контрольных мониторов в комнате прослушивания является их расположение под углом 60 градусов. Голова продюсера и акустические системы образуют равносторонний треугольник.
При расположении контрольных агрегатов под углом более 80 градусов происходит потеря восприятия локализации музыкальных инструментов в центральной части стерео-базы, что может привести недостаточному контролю басовых партий в миксе. Треки потеряют глубину, индивидуальность и насыщенность звучания, отсутствует контроль за вокальными партиями, баланс инструментов теряет структуру и естественность. При этом неверные решения принятые в ходе панорамирования на широко расположенных контрольных агрегатах, могут восприниматься зрителем как ошибка понимания законов музыкальных жанров.
Расстояние до точки прослушивания так же имеет значение. Мониторы ближнего поля контроля, популярные в продакшн-студияx среднего класса, должны располагаться на расстоянии 0,5-1,6 метров от головы специалиста, ответственного за создание трека.
Заключение
Акустическая обработка продакшн-студии среднего класса – задача требующая системного подхода и понимания основ распространения звуковых волн в пространстве. При использовании высококачественных акустических панелей и профессиональном размещении акустических систем звучание студии преображается. Специалисты, ответственные за сведение, запись и создание медиа-контента получают своё распоряжение возможности по точному мониторингу сигналов.