ГлавнаяСтатьиТочка зренияРоман Вакулюк: «Кистью художника по свету служит световой прибор»

Роман Вакулюк: «Кистью художника по свету служит световой прибор»

Roman-Vakulyuk

 

Сегодня у нас в гостях художник по свету Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Роман Вакулюк. Современный цирк, какой жизнью он живет, в каком направлении развивается, какие требования предъявляет к техническому обеспечению и творческой составляющей, а также профессиональный путь художника, источники вдохновения и световые инструменты, помогающие в реализации креативных идей, — все эти вопросы мы обсудили в ходе нашей беседы.

 

— Роман, расскажите, пожалуйста, как вы попали в шоу-индустрию и решили стать художником по свету.

 

— В эту индустрию я попал через диджейство. Когда-то я работал диджеем в одном клубе, где был установлен Martin LightJockey, и у меня появилась возможность попробовать себя в новом качестве. Я сел, разобрался и понял, что это то, что доставляет мне удовольствие и чему я готов посвятить свою профессиональную деятельность. Потом, развиваясь дальше в этом направлении, я постепенно полностью переквалифицировался в художника по свету. На начальных этапах своей новой карьеры я специализировался в основном на клубном освещении, к которому впоследствии добавилось театральное и концертное освещение.

 

— Что помогало вам развиваться в выбранном направлении? Где вы получали необходимые знания?

 

— Мой профессиональный рост — это в основном результат самообучения и самообразования. Я, конечно, посещал некоторые школы в Питере, общался с коллегами — художниками по свету с целью получения новых знаний. Но все равно главный объем моих знаний получен благодаря постоянной практике и опыту.

 

— Довольно распространенная ситуация в нашей индустрии… Скажите, а что служит для вас источником вдохновения?

 

— Все из мира искусства — музыка, фильмы, различные работы творческих людей. Моя задача как художника состоит в том, чтобы перенести идеи в световую форму. Сохранить замысел композитора в музыке и подчеркнуть его в свете. При этом ни в коем случае не должно быть так: свет отдельно, а звук отдельно. Я считаю, что все должно быть в композиции.

 

— Как на вашем профессиональном пути появился государственный цирк? Какие задачи были перед вами здесь поставлены изначально? Какие возможности для себя лично вы увидели и какие из них уже воплотились в жизнь?

 

— Признаюсь, до знакомства с цирком на проспекте Вернадского цирковые представления я не видел уже очень давно.  C самого детства меня особо не впечатляло это искусство. Но когда меня пригласили на представление в Большой Московский цирк, я изменил свое мнение кардинально. Российский цирк шагнул уже далеко вперед, и, благодаря братьям Запашным, он продолжает активно развиваться. И я понял, что здесь есть отличные возможности для реализации моих идей. Также немаловажным фактором для создания хорошего шоу является качество светового оборудования. Ведь кистью художника по свету служит как раз световой прибор.

 

Когда я пришел в цирк, там уже был парк оборудования — соответственно мне были предоставлены инструменты для реализации всех моих задумок. Например, мне очень нравится MAC III Wash. Это очень мощный прибор, у него очень плавный CMY, и с его помощью я могу создать именно ту атмосферу манежа и зала, которую я себе сам представляю. Я не гонюсь за какими-то диапазонами — могу сделать плавную заливку, могу резкую, за счет хорошего зума и шторок этих устройств мне удается сделать это без труда. Это прибор, который должен быть на каждой площадке, потому что именно он создает основу. Нет основы — шоу не будет. Есть основа — можно поверх этого рисовать акценты и создавать полноценное шоу.

 

Или взять приборы MAC III AirFX и Performance — это же замечательные решения, когда нужно создать красивую постановочную картину и эффекты на площадке — воду, огонь — не просто лучевой эффект, а эффект проекционный. И с этими приборами это возможно! Мне очень нравится работать именно с их функционалом в отличие от обычных спотов, когда есть только набор гобо и цветов.

 

— А какие еще приборы присутствуют в парке?

 

— У нас довольно большая площадка, и здесь нужно много приборов, и именно приборов мощных. На самом большом кольце установлены MAC III Wash, MAC Viper Profile, Atomic 3000 DMX + Atomic Colors, а также светодиодные приборы MAC Aura, которые дают возможность сделать композиционную засветку манежа и зала. А благодаря хорошей оптике этих устройств, цвета получаются не резкими и «ядовитыми», а мягкими и «живыми». Затем основной купол, где по периметру располагаются MAC III AirFX, MAC III Performance и MAC Viper Profile. Такой развес в 360° позволяет работать на всем пространстве зала.  Специфика работы в цирке заключается в том, что действие не ограничивается манежем и может происходить где угодно. Также в зрительном зале во всех проходах установлены MAC 101, которые во время представления создают объем из зала и при этом, благодаря своим компактным размерам, совсем не мешают зрителям. А во время спектакля «UFO» MAC 101 перемещаются на летающую тарелку, которая висит в центре зала, и превращают ее в неземной летательный объект.

 

Мы также используем и генераторы атмосферных эффектов: Glaciator X-Stream, Jem Hydra, Jem K1 Hazer, вентиляторы AF-1. Активно пользуемся Ethernet через Ether8DMX. Кстати, о последних. Когда нам их принесли, мы не знали всех преимуществ этого устройства. Оказалось, это невероятно универсальный прибор — он может работать как угодно: как ArtNet Gate, и как сплиттер, и как дубликатор, в него можно зашить определенные программы. Замечательная штука для работы благодаря меняющейся конфигурации.

 

— По оборудованию картина ясна. Скажите, пожалуйста, а сама цирковая специфика как регламентирует работу художника по свету? Я имею в виду, к примеру, работу с животными.

 

— Цирк — это не только животные, но и акробаты, и другие артисты, которых нельзя слепить. Ты должен создавать шоу, учитывая все эти моменты! Если светить животным в глаза, они испугаются и просто не будут работать. Или, например, надо создать красивый фон для выступлений эквилибрам наверху под куполом, но при этом не мешать им. Здесь очень тонкая грань между разными берегами.

 

— С какого проекта началась ваша работа в цирке? Что было предложено и реализовано именно вами?

 

— Первый мой проект в цирке был «UFO. Цирк с другой планеты». Особенность режиссерской идеи заключается в том, что все основное действие происходит на борту летающей тарелки, а тут простор для фантазии не ограничен! Особенность этого шоу в том, что в нем очень много моментов, в которых очень важна синхронность отработки света, видео, звука и лазеров. К примеру, похищение главного героя летающей тарелкой или работа инопланетян с лазерами — всё это требует четкой синхронизации. Расхождение даже в полсекунды — и сразу всё волшебство потеряется. Было принято решение создать такой многоуровневый комплекс и синхронизировать в нем все шоу-системы.  Первая же трудность заключалась в том, что в России ранее этим никто не занимался. Пришлось брать информацию у наших европейских коллег. Совместно со звукорежиссером Ксенией Сафроновой был разработан комплекс синхронизации всех систем. В результате большой проделанной работы теперь всё шоу работает как единое целое, и зритель полностью может погрузиться волшебный мир приключений «UFO».

 

— Поговорим о фестивале «Идол», который состоялся в сентябре. Как проходила подготовка и реализация этого проекта?

 

— До «Идола» в цирке шел показ спектакля «UFO», и непосредственно перед фестивалем нам надо было произвести полностью демонтаж-монтаж и переоснастить все освещение под новые задачи. Была снесена даже часть конструкции — технический балкон, где мы находились, и построен новый. Соответственно времени на работу было очень мало. На прописку для фестиваля продолжительностью в неделю у нас было всего три дня. Под «Идол» мы придумали специальные световые программы А и Б, где под каждый номер у нас сделан свой свет. В новой программе гала-концерта, которая состояла из номеров, прошедших первый тур судейства, мы старались сделать не просто представление, а театральное шоу-представление с красивыми постановочными композициями. Кстати, несмотря на большой парк оборудования, мы грамотно используем весь свет, включая только те приборы, которые нужно, не создавая переизбытка.

 

Во время «Идола» мы, художники, по очередности сменяли другу друга, и в течение всего этого времени весь парк оборудования не выключался. Днем у нас были репетиции, прописка, затем представление и опять репетиции, прописка, представление. Лампы были включены постоянно, мы даже не перегружались ни разу. Здесь надо отдать должное Martin — это оборудование может работать в режиме нон-стоп, и оно тебя не подведет.

 

 www.lsnews.ru

Тэги записи:
Комментариев нет

Оставить комментарий