ГлавнаяСтатьиТочка зренияХудожник по свету — создатель световых картин на сцене

Художник по свету — создатель световых картин на сцене

«Интервью с Александром Григорьевичем Масловым, владельцем прокатной фирмы MAG.

Сколько лет вы работаете в сфере профессионального света?

— Все началось, как и у многих, с паяльника и самопальных световых машинок из журнала «Радио»… Как и у всех — работа на дискотеках, выпускных вечерах. Но все это существовало параллельно основным работам. Профессионально (тогда, когда это стало основным источником доходов) я занимаюсь прокатом с 1997 года. Но не стоит забывать, что я прежде всего владелец компании с собственным оборудованием, а уже потом художник по свету, да и само выражение «художник по свету» звучит, на мой взгляд, слишком громко. Во всяком случае, я уверен, что должна быть классификация такого рода специалистов по нишам, в которых им приходится чаще всего работать. Понятие «художник по свету» слишком широкое. Нужно четко разделять художников прокатных компаний, которые каждый день работают в новых условиях; художников с пультом от гастролирующей группы, работающей на местном освещении; и художников, обеспечивающих длительные туры. У каждого своя специфика.

Театральный художник по свету сильно отличается от клубного, дискотечного, телевизионного и, если хотите, корпоративного. Да-да, именно корпоративного, так как в понятие современного корпоратива может входить все нагромождение жанров, предложенных заказчику для ублажения его души. Тут тебе и театр, и дискотека, и цирковое антре, и КВН, организованный силами сотрудников компании, проводящей праздник.

По понятным причинам речь здесь не идет о суперпрофессионалах, обеспечивающих масштабные шоу и из года в год занимающихся сложной светорежиссурой…

Как вы решили стать
художником по свету?

— Да, собственно, никто ничего и не решал — всё само собой получилось. Появились первые 16 PAR 64, диммер и пульт — с этого и началось. О каком «художнике» по свету можно было говорить в ту пору — так, человек, умеющий хоть как-то программировать пульт. Он же грузчик, он же владелец аппарата… Потом уже, через некоторое время, появились первые сотрудники, первая команда. Я всегда старался объяснить, что художник по свету — создатель световых картин на сцене, а не мальчик, умеющий программировать бегущий огонь на пульте… Многое можно рассказать сотруднику по поводу построения световой картины, но свои мозги человеку не пришьешь…

Как ни странно, уровень мастерства художника по свету зависит и от заказчика световых услуг. Чем меньше у потенциального заказчика представления о том, что «головы» совсем необязательно должны только «мотыляться», тем меньше шансов у рядового оператора научиться создавать красивые картинки на площадке…

Второй момент, сильно мешающий развитию художественного вкуса у световиков, — малое количество приборов, которыми приходится управлять в силу ограничений светового бюджета из-за кризиса (мы не берем во внимание крупные компании, занимающиеся заказами, начиная от заработка в пять тысяч долларов, и не разменивающиеся на мелочи типа восьми-шестнадцати голов), а крупные площадки под силу только прокатным «монстрам». Где начинающему художнику учиться на практике? Ответ один — только на визуализаторе, но он стоит больших денег.

Как и с чего вы начинали профессиональную карьеру? Сложно ли было на первых порах, сами осваивали оборудование или кто-то вам помогал?

— Процесс освоения светового оборудования происходил пропорционально остававшимся в кармане деньгам на развитие. Но всегда это освоение было в роли догоняющего: принципиально в нашем бизнесе (а это зона рискованного земледелия, так сказать) не приемлю банковское кредитование. Развитие существенно медленнее, зато спишь спокойнее и не ждешь, когда коллекторы придут. В наше время рассчитывать можно только на свои силы. Всегда важно не переоценивать свои возможности и не выскакивать из своей ниши, которую ты занял.

Сложно ли было? Сложно, да и сейчас нелегко — слишком перенасыщен рынок шоу-оборудования, с кризисом цены на прокат рухнули, а запросы у клиентов остались на прежнем высоком уровне. Пострадало качество предоставляемых услуг, мелкие прокатные компании не в состоянии держать «высокохудожественный» персонал, многое превращается в ширпотреб: прописываются две-три кнопки на контроллере и «управление» светом поручается диджею…

То же самое могу сказать и о тендерах как способе найти услугу лучше за имеющиеся деньги. О них всё давно известно: если заказчик тебе знаком и любит твой стиль работы и отношение к ней, он сам за тебя выиграет тендер.
Я никогда не боялся учиться у других, ни к чему изобретать велосипед. Это как покупка нового компьютера: заведомо знаешь, что уже есть модели и лучше, и мощнее, так и у световиков — всегда есть на что равняться. Но не следует забывать, что световыми профессионалами становятся по-разному: кто-то проходит все стадии — от грузчика до руководителя компании, а кто-то получает возможность сразу учиться на дорогом и райдерном оборудовании, купленном за чужие деньги, и слишком рано зазнается, так сказать, распускает пальцы веером от осознания собственного пафоса. Работали и у меня такие… Хорошо, что это в далеком прошлом. Именно после ухода подобных «художников» пришлось самому опять садиться за световой пульт.

Вообще, свет — область, сильно зависящая от вкуса; видение световой картины у каждого свое. В этом главная сложность профессии художника по свету — уметь угодить не только своим вкусам, но и запросам заказчика. Именно поэтому я ратую за то, чтобы художники по свету и делились по условным категориям, у кого что лучше получается… На практике же все иначе — выполняешь те задачи, которые тебе поставил заказчик, и на том оборудовании, которое ты имеешь. Альтернатива всегда есть: либо работать с тем, что есть, либо мечтать о том, как ты можешь работать.

Расскажите немного об опыте прокатной и туровой работы.

Туровая работа — отдельная тема для разговора. Вечная экономия на командировочных и гостиницах, дешевые плацкартные вагоны, нерешенность вопросов по электрическим нагрузкам и подвесам оборудования на местах, пресловутые пожарники и иные мздоимцы. По молодости интересно бывает поездить, с возрастом же хочется более спокойных ощущений от любимого дела — вот тут-то на помощь и приходит возможность попытаться проявить себя на поприще художника по свету. Я не оговорился, именно попытаться научиться быть художником по свету. Тем более что с возрастом удалось создать себе финансовую возможность иметь как раз тот пульт, которого душа просила.

Какие были первые пульты, на которых вы работали?

Первые пульты — те, на которые хватало денег: SGM Studio 12, «Фотон 16, 24, 48, 72»… Но это было давно — тогда, когда еще в моем арсенале не было приборов движения… С появлением первых «голов» фирмы DTS пришлось осваивать целую череду контроллеров, в просторечье именуемых «балалайками». Постепенно пришло осознание того, что надо накопить денег на пульт, а не на контроллер, и лучше иметь один серьезный пульт, чем кучу мелких. Доходило до парадокса: суммарная стоимость «балалаек» иногда была сопоставима со стоимостью желаемой на тот момент световой консоли. Также я понял, что пульт ценнее контроллера именно своей оперативностью, возможностью работы с листа, хотя опыт подсказывает, что любая импровизация хороша своей домашней проработкой и подготовкой.

Можно сказать одно — каждый световик выбирает себе наиболее удобную (по деньгам и возможностям) консоль на данный момент. Но всегда остается один вопрос — райдерный ли у тебя световой пульт. Хотя история знает массу примеров, когда на «балалайках» делались шедевры, а на серьезных пультах просто кто-то не умел (или не хотел) работать правильно.

Какие недостатки были
у первых пультов?

Недостаток один — у них не хватало каналов для управления интеллектуальными приборами типа «сканер» или «голова». С небольшим количеством колорчейнджеров и диммерными каналами они справлялись хорошо, просто у каждого времени были свои запросы к пультам и оборудованию.

С какими проблемами приходится сталкиваться при подготовке шоу-программ, на которых работаете со светом?

Ясно, что в наше псевдокризисное время заказчик хочет видеть шоу за мелкие деньги, но чтобы, как я обычно говорю, «в отдельно взятой пельменной» было как на Евровидении. А еще современный заказчик в большинстве своем хочет видеть шоу строго по сценарию, а вот сам сценарий появляется только перед началом мероприятия… Поэтому художник по свету, работающий на подобных мероприятиях, должен обладать интуицией и знанием стандартных задач по световой партитуре, которые обычно ставит среднестатистический клиент.

Если всерьез говорить о шоу, то многое на самом деле во многом зависит от заказчика праздника. Чаще бывает так: ни тебе поставленной задачи, ни акцентов, ни сценария. Иногда создается впечатление, что наши клиенты думают, что шоу происходит само собой, простым нажатием кнопки, забывая при этом, что нужно как минимум время для записи этой «кнопки». И далеко не все задумываются, что программы уровня Евровидения пишутся месяцами, а не за один час, после того как соизволил пообедать директор ресторана, «чтобы ему в глаза не светило». Или после того, как твои световые приборы несколько раз успели передвинуть за время программирования (хотя места их расстановки были согласованы заранее на совещании в event-агентстве). Несложно предвидеть вопрос заказчика: «А почему свет не готов?»

Вы много работаете с живыми выступлениями. Каков ваш стиль программирования и воспроизведения? И какие пункты всегда стоят обязательными при программировании?

— При всей кажущейся предсказуемости предстоящего мероприятия надо быть готовым к сюрпризам типа «вместо цирка сейчас симфонический оркестр» или подаркам гостей в виде не предусмотренной сценарием «звезды», для которой на сцене из-за бэклайна не хватило места, и… её надо «освещать» где угодно, только не на сцене. Нечто похожее произошло на праздновании 150-летия «Вокруг Света»: для трибуны ведущего шоу-программы не нашлось на сцене места, и трибуна переехала в зал на три метра вперед. Все позиции приборов ушли в никуда. Оставалось лишь одно — работать с листа, в чем и помогла мне Т2-консоль.

Стиль программирования и воспроизведения у меня постоянно находится в режиме поиска нужного варианта. Ясно одно: всегда должны быть записаны некие дежурные картины на все случаи жизни и несколько дополнительных картин (по позиции, гобо, ротации, движению и т.д.).

Какие обучающие пособия вы могли бы порекомендовать художникам по свету?

— В этом смысле начинающим художникам поможет ряд публикаций Ивана Румянцева по пультам серии HOG. Это очень полезные и нужные учебники, которые доступны в Интернете. Много полезного в подходах к программированию мне подсказал художник по свету Алексей Фёдоров, работающий в нашей компании. Отдельное спасибо бренд-менеджеру Jands Vista Дмитрию Морозову за видеоучебник по первой версии Vista. Нужно всегда помнить, что даже если информация не касается конкретно вашего любимого пульта, учитесь находить рациональное зерно в чужом опыте с точки зрения подхода к построению световых картин, способам их воспроизведения и т.д.

Какие направления выявились у художников по свету в последние годы? Может быть, что-то новое в организации процесса обучения, новые тенденции?

— Какие-либо новые тенденции не готов назвать, однако заметил, что в последних ТВ-шоу все чаще художники обращаются к давно известному фермовому кругу с «головами», как у Pink Floyd образца 1994 года, так что старая «фишка» работает. А еще— обилие светодиодных экранов на заднике сцены и перебор цветного света вынудили современных художников по свету искать выход в… белом цвете и в тонких лучевых эффектах все с тем же белым цветом.

За что вы любите свою работу? Что бы вы хотели пожелать коллегам? Может быть, дадите какие-то рекомендации.

— Моя работа — это тот редкий случай, когда, помимо доставления эстетического удовольствия, твоя профессия тебя еще и кормит. Еще я ее люблю за постоянную возможность творчества. Коллегам хочу пожелать творческого подхода к своему делу.

Беседовала Анна Грудцова»

Тэги записи:
Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016