ГлавнаяСтатьиТочка зренияИнтервью с Штефаном Герцем

Интервью с Штефаном Герцем

d&b audiotechnik — один из лидеров индустрии pro audio. Акустические системы d&b признаны эталоном и используются в крупнейших мировых турах. И тем не менее команда разработчиков компании нашла способ сделать очередной шаг вперед и добиться еще лучшего звучания линейных массивов d&b. Поставленная задача на первый взгляд кажется трудно достижимой: получить идеальный тональный баланс и сбалансированное звуковое давление по всей слушательской зоне, компенсировать негативное влияние акустики помещения, побороть отражения и неравномерную абсорбцию воздухом низких и высоких частот. И даже «выключать» отдельные области из зоны озвучивания, если там нужна тишина. Все это реализовано в новейшей технологии d&b ArrayProcessing, которая уже прошла филд-тесты на больших стадионах, например на финальной игре Лиги чемпионов УЕФА 2014 в Лиссабоне, и используется на таких статусных площадках, как театр «Аполло» и Карнеги-холл в Нью-Йорке.

Убедиться в эффективности новой технологии смогли недавно и российские профессионалы. Презентация ArrayProcessing прошла во Дворце спорта города Видное 9 сентября 2015 года и собрала более 40 участников, а продемонстрировать работу ArrayProcessing и ответить на вопросы слушателей приехал, несмотря на плотный график, сам руководитель департамента техподдержки и обучения d&b audiotechnik Штефан Герц (Stefan Goertz). После семинара Штефан любезно согласился дать интервью Юлии Костеровой

Ю.К.: Штефан, вы сказали, что уже много раз бывали в России. Часто ли проходят такие мероприятия у нас и за рубежом?

Ш.Г.: Могу сказать, что в России — как минимум раз в год. Например, я участвовал в презентации V-серии d&b два года назад, а в этом году уже был у вас: в мае мы показывали новую Y-серию.

Мы проводим такого рода мероприятия по всему миру, когда представляем новые продукты или технологии. В большинстве своем презентации и семинары проходят в нашем центральном офисе в Германии, иногда в США или Великобритании и, как правило, по времени совпадают с проведением специализированных выставок, например AES в Европе, когда мы собрали всех дистрибьюторов и представили технологию ArrayProcessing. Я руковожу подготовкой к AES, и моя команда обычно отвечает за все техническое оснащение, а часто и за саму презентацию вместе с менеджерами по продукту и отделом разработок. В моем подчинении находится пять человек, ответственных за техподдержку и обучение в разных регионах, так что ресурс у нас имеется. Например, мероприятия, посвященные запуску технологии ArrayProcessing, премьера которой состоялась в апреле, прошли уже как минимум раз десять в разных странах мира.

Для нас в d&b приоритетным является культивирование долгосрочных отношений с клиентами, а не разовая продажа. Наши продукты предполагают постоянный контакт, обучение, консультации по техническим вопросам и поддержку проектов, что особенно важно в первое время после покупки оборудования. Мы также подсказываем покупателям первые шаги на прокатном рынке с нашим оборудованием, помогаем при покупке подобрать оптимальный комплект, который затем будет максимально востребован. Поэтому очень важно с самого начала установить контакт с потенциальным покупателем не только со стороны отдела продаж, но и с нашей, технической стороны, и работать вместе, как мы это делаем с Ксавьером Пионом (Xavier Pion), который отвечает за продажи d&b в Восточной Европе, и компанией «АРИС», нашим российским дистрибьютором. Важно поддерживать друг друга и вырабатывать наилучшее для всех решение.

 

 

[box]

О технологии ArrayProcessing

 

ArrayProcessing обеспечивает наивысшее качество звучания для каждого слушателя путем выравнивания спектрального баланса и звукового давления на протяжении всей слушательской зоны, благодаря чему достигается постоянный тональный баланс на всей площади озвучивания. Такая оптимизация улучшает разборчивость звучания акустических систем J-серии, V-серии или Y-серии, тем самым поднимая эти модели d&b на совершенно новый уровень качества.

 

Технология позволяет задать целевые значения для спектрального баланса и уровня звукового давления в пределах зоны озвучивания; кроме того, при необходимости можно задать зоны понижения уровня. В основе ArrayProcessing — комбинация фильтров FIR (Finite Impulse Response) и IIR (Infinite Impulse Response), которые обрабатывают сигнал для каждого элемента линейного массива в отдельности и позволяют достичь целевых значений с задержкой максимум в 5,9 мс. В результате существенно улучшается линейность АЧХ на протяжении зоны озвучивания, а также корректируется неравномерное поглощение воздухом НЧ и ВЧ. Достигается неизменный спектральный баланс во всей слушательской зоне, улучшается равномерность распределения уровня звукового давления, направленность системы в целом для озвучивания пространств большей протяженности или, наоборот, для эффективного исключения частей пространства из зоны озвучивания.

 

ArrayProcessing также позволяет задавать целевые параметры АЧХ для нескольких массивов d&b, приводя их к общему характеру звучания, независимо от серии, длины массива или угла между элементами.

 

Все эти возможности доступны в обновленной последней версии программы ArrayCalc, которую можно бесплатно скачать с официального сайта d&b audiotechnik.

[/box]

Ю.К.: Разумная стратегия!

Ш.Г.: К счастью, теперь у нас есть очень большой выбор акустических систем. Разрыв между ассортиментными рядами сужается. Кроме того, если рассматривать весь ассортимент d&b audiotechnik с точки зрения инвестиций, появилось гораздо больше различных вариантов. Очень удобно, что можно строить прокатный бизнес с d&b постепенно, наращивая вложения в несколько этапов. В то же время это будет оборудование бескомпромиссно высокого качества, соответствующее требованиям любого райдера. Например, для того чтобы использовать ArrayProcessing, можно приобрести акустические системы V-серии или Y-серии; при этом вы ничего не потратите на саму программу — она бесплатно скачивается с нашего сайта. Инвестиции в ArrayProcessing — это не покупка софта. Да, для использования технологии понадобятся дополнительные каналы усиления — каждый кабинет должен получать питание от отдельного канала. Это значит, что для топов придется удвоить количество усилителей (для сабвуферов этого делать не нужно). И все равно, речь не идет об удвоении всей системы!

IMG_0092IMG_0084

Ю.К.: Какие усилители нужны для использования ArrayProcessing?

Ш.Г.: Наши новейшие четырехканальные усилители. Флагман серии — D80, но есть еще младшая модель D20; и тот и другой рассчитаны на туровое использование. Кроме того, несколько месяцев назад мы представили инсталляционные усилители последнего поколения, 10D и 30D. В них используется тот же самый DSP, поддерживающий ArrayProcessing. Фактически 10D и 30D получили все те же самые алгоритмы управления и функционал, с единственным отличием: у инсталляционных моделей отсутствует дисплей на лицевой панели, есть только несколько LED-индикаторов и разъем Phoenix Euroblock для подключения акустических систем.

Ю.К.: Как рынок воспринял ArrayProcessing? Сразу признали новым стандартом или сначала присутствовала некоторая осторожность?

Ш.Г.: Технология была представлена в начале этого года. Причем запуск происходил поэтапно, это не было какое-то одно разовое мероприятие. Сначала мы собрали в высшей степени эксклюзивное мероприятие для постоянных клиентов d&b — для тех, кто уже очень давно использует наше оборудование. Мы пригласили их на своего рода мозговой штурм. Все еще было тогда на этапе MathLab и приложения, которым пользовались разработчики, но мы хотели, чтобы самые лояльные пользователи d&b узнали о новой технологии до официальной презентации ArrayProcessing за день до начала выставки Prolight + Sound, так что рынок был некоторым образом подготовлен. Кроме того, тут как с любой новинкой в области звуковых технологий: лучше один раз услышать… чем все остальное. Как только профессионал своими ушами слышит, что ArrayProcessing работает, — скепсис моментально улетучивается.

Ю.К.: А как возникла идея ArrayProcessing?

Ш.Г.: Мы занимаем лидирующие позиции в области звуковых технологий и обязаны двигаться вперед, если хотим оставаться лидером и дальше. Кроме того, d&b — премиальный бренд, а это обязывает. Конечно, идея «один канал усиления на один элемент линейного массива» далеко не нова. Как, впрочем, и сами линейные массивы — не мы их придумали. Но мы были первыми, кто внедрил системный подход, основанный полностью на оборудовании и ПО одного производителя, подход, который существенно облегчает работу технического персонала и гарантирует стабильные характеристики систем звукоусиления d&b на любой площадке.

Кроме того, мы понимали, что существуют определенные ограничения в применении такого популярного инструмента озвучивания, как линейные массивы: равномерное распределение звукового давления и одинаковый тональный баланс по всей слушательской зоне трудно достижимы. Мы постарались создать технологию, которая позволит эти сложности преодолеть.

Плюс ко всему мы обеспечиваем более высокую эффективность инвестиций пользователям, уже имеющим d&b в своем парке оборудования. Технологии, когда работа каждой АС «тюнингуется» при помощи FIR-фильтров, существуют. Но обновление парка такими АС потребует огромных инвестиций. А наша технология позволяет модернизировать уже имеющееся оборудование. Даже те, кто не знал о скором появлении ArrayProcessing, но приобрел D80 и V-серию, вдруг обнаружили, что их оборудование получает дополнительный функционал, о котором они не знали в момент покупки: «О, у них появилась новая технология, и все, что мне нужно сделать, чтобы ей воспользоваться, — добавить рэк усилителей D80». Это же лучше, чем «ну вот, новая технология, а что делать с тем оборудованием, что уже есть?». Так что возможность добавить новый функционал к уже имеющемуся оборудованию с минимальными вложениями — это очень ценная фишка. Особенно для J-серии— флагмана d&b audiotechnik, самого востребованного линейного массива стадионного формата, занимающего первое место в райдерах крупнейших мировых туров. Среди конкурентов по райдерности можно назвать разве что L-Acoustics. А теперь d&b предлагает апгрейд! J-серия разработана почти 10 лет назад. И попробуйте найти другого производителя в индустрии, который мог бы настолько продлить срок морального старения своего продукта! Да, для шага вперед нужна замена усилителей D12 на D80. Но менять кабинеты не нужно, можно использовать то, что имеется, но с улучшенной электроникой, а теперь еще и с технологией, поднимающей качество звучания на новую высоту. Так что эффективность инвестиций в оборудование d&b растет, особенно если считать в разрезе десяти лет.

Хотя, должен отметить, что такой длинный жизненный цикл продукта — далеко не новое для d&b явление: достаточно вспомнить пример из девяностых, когда мы представили C4 — первые рупорные АС d&b. Это была очень удачная модель, она пользовалась успехом более десяти лет и до сих пор прекрасно работает, очень надежна и востребованна. Сейчас фактически история повторяется с J-серией, и это как раз то, за что продукция d&b известна и пользуется таким спросом во всем мире.

Ю.К.: А как проходил процесс разработки ArrayProcessing? Сколько времени он занял? Сколько времени потребовалось на тестирование?

Ш.Г.: Мой департамент обычно получает доступ к новым разработкам на этапе альфа- и бета-тестирования. В данном случае я участвовал в одном из таких тестов, который затрагивал преимущественно спортивные арены, как, например, эта. Мы тестировали работу с зонами исключения звука, примерно так же, как я показывал сегодня на презентации. Знаете, когда на больших стадионах используется несколько линейных массивов и нужно минимизировать звуковое давление на определенных рядах, например для размещения телевизионных комментаторов или для проведения интервью. Тест проводился в прошлом году на финальной игре Лиги чемпионов УЕФА-2014 в Лиссабоне и прошел очень успешно, но еще в приложении для разработчиков, а не в окончательной версии программы.

Наш график разработки, как правило, рассчитан на два года от момента, когда программист получает задание на написание и анализ кода. Так что да, процесс достаточно длительный, это как разработка новой акустической системы, и даже еще сложнее. Необходимо создать программный продукт, который будет корректно работать и которым при этом сможет управлять среднестатистический пользователь без научной степени по акустике. Большинство пользователей — самоучки, без формального образования в области аудио или программирования. Им же нельзя просто отдать лицензию MathLab и ожидать, что они сами догадаются, как настроить параметры системы. Нужно написать удобный и понятный на интуитивном уровне графический интерфейс, который будет быстро и правильно выполнять заложенные функции и так далее.

Ю.К.: На каком этапе тестирования вы начинаете привлекать клиентов?

Ш.Г.: Привлекать клиентов необходимо для проведения полноценных тестов на реальных мероприятиях. В первую очередь эта привилегия достается нашим давним клиентам, которые нас хорошо знают, нам доверяют и которым доверяем мы. На этом этапе важно сохранить конфиденциальность и не допустить распространения слухов. С ArrayProcessing это гораздо проще, это ведь софт, его нельзя увидеть, как, например, новую акустическую систему. Когда ArrayProcessing работает, об этом знаем только мы и те, кто принимает участие в тестировании.

Ю.К.: На презентации мы увидели, что может ArrayProcessing. А есть ли ограничения? Для каких задач или ситуаций вы рекомендуете использовать ArrayProcessing и когда технология помочь не сможет?

Ш.Г.: Ни при каких условиях ArrayProcessing не сможет изменить направленность АС. Например, звуковые колонны d&b xC-серии проектировались для работы с невысокими уровнями звукового давления и в основном для передачи речи; вот они позволяют изменять направление излучения, чтобы обеспечить нужную зону покрытия (естественной направленности в таких ситуациях, как правило, недостаточно, так как не всегда удается разместить АС соответствующим образом). Но цена таких манипуляций — уменьшение динамического диапазона и изменение естественного тонального баланса. Для передачи речи не так критично, но в ситуации живого концерта сохранение этих параметров — первоочередная задача. Поэтому ArrayProcessing работает только с зоной естественного покрытия линейного массива. И уже в пределах этой зоны возможны некоторые манипуляции. Например, выровнять тональный баланс во всей этой зоне, чтобы звучание было одинаково хорошим на протяжении всей зоны покрытия, — вы своими ушами могли в этом убедиться. Это, конечно, огромное подспорье FOH-звукорежиссерам, которые теперь могут быть уверены, что слушатели в зале слышат то же, что и они.

Ю.К.: Еще один важный вопрос. Как правило, когда появляются подобного рода технологии, для многих велик соблазн решить, что теперь, как ни повесь акустику, «математика» решит все проблемы. Но получается, что в данном случае такой номер не пройдет, все равно нужно все точно рассчитывать и правильно конфигурировать системы?

Ш.Г.: Именно! Я бы даже сказал, что конфигурация систем в данном случае будет требовать еще большей точности и внимания, например, при подключении. Теперь в программе задается, какой канал усиления подается на какой кабинет, ведь по нему передается и управляющий сигнал. Но если кто-то перепутает каналы и подаст их на другие АС, звук будет не улучшен, а испорчен.

Ю.К.: И последний вопрос: Как вы думаете, в каком направлении будут развиваться звуковые технологии? В сторону упрощения, автоматизации «одной кнопкой» или, наоборот, увеличения количества параметров, которыми пользователи смогут управлять самостоятельно?

Ш.Г.: Основная задача наших разработчиков в данный момент — найти оптимальный баланс между максимальной степенью упрощения и необходимым количеством открытых для редактирования параметров. Количество таких параметров на этапе разработки ArrayProcessing было просто нереально огромным для управления. Так что основной задачей было сократить это количество до того, что мы видим сейчас, оставить только самые необходимые.

Если оставить слишком много редактируемых параметров, например таких, как частота кроссовера, установки лимитера и так далее, — а ведь многие производители так и поступают! — в результате страдает юзабилити. Возьмите, например, ситуацию, когда акустические системы — одного производителя, усилители — другого, а контроллеры — третьего, и попробуйте состыковать все эти компоненты. Вам как пользователю придется иметь дело с огромным количеством настроек, в которых сложно разобраться и на которые часто просто не хватает времени. В случае с d&b таких вопросов не возникнет в принципе, мы уже все продумали.

Ю.К.: Штефан, спасибо за интервью и впечатляющую презентацию, будем ждать новых мероприятий и запуска полноценной программы обучения d&b audiotechnik в России!

Автор Юлия Костерова

www.arispro.ru

Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016