Ранее мы рассмотрели все аспекты планирования концепции будущего шоу, трехточечную и многоточечную схему освещения, расчет освещенности. Этой статьей мы завершаем цикл публикаций о создании светового сценария, и речь в ней пойдет о цветовой температуре, окончательной проработке световой партитуры, цветной заливке и проецировании изображений и лучей.
Цветовая температура и баланс зеленого/пурпурного
При использовании автоматизированных осветительных приборов в качестве источников основного освещения, особенно при видеосъемке, необходимо знать два основных параметра: соотношение цветовой температуры осветительных приборов и цветовой баланс между зеленым и пурпурным.
Цветовая температура газоразрядных ламп снижается в процессе их эксплуатации. Цветовая температура ламп MSR уменьшается приблизительно на полградуса в час, а цветовая температура ламп HMI — приблизительно на один градус в час. После 200 часов эксплуатации лампа MSR с первоначальной цветовой температурой 5600 К будет иметь цветовую температуру 5500 К, а цветовая температура лампы HMI снизится с 5600 до 5400 К. Следовательно, чем больше приборов используется для освещения зала, тем больше будет разброс цветовой температуры между ними. При наличии пяти осветительных приборов и более их цветовые температуры мало отличаются друг от друга. Некоторые прокатные компании осуществляют замену ламп, характеристики которых сильно ухудшились в результате эксплуатации. Для проведения важной видеосъемки желательно воспользоваться новыми лампами.
Кроме того, цветовой баланс некоторых автоматизированных осветительных приборов смещен в сторону зеленого, что создает определенные проблемы при использовании отдельных ламп и источников освещения. Иногда человеческий глаз воспринимает свет как белый, но на самом деле распределение по длинам волн в его спектре характеризуется большей интенсивностью в полосе частот, соответствующей зеленому цвету. Перед видеосъемкой необходимо выставить баланс белого для видеокамер по белой карточке, освещаемой источником основного света. Корректировка цветового баланса видеосигналов проводится с помощью вектороскопа (рисунок 1.). Этот прибор, аналогичный осциллографу, имеет круглый дисплей, сигнал на котором отображается в виде точки. Если баланс камер выставлен правильно, то точка располагается в центре дисплея.
Цветовая температура лампы характеризует баланс между красным и синим, но не учитывает соотношение зеленого и пурпурного. Излучение ламп, имеющих коррелированную цветовую температуру, может обладать неравномерным спектром с пиками интенсивности в полосе частот, соответствующей зеленому цвету. Иногда сдвиг в сторону зеленого обусловлен влиянием смеси газов, солевых примесей, особенностями конструкции отражателя, наличием инфракрасного фильтра или комбинацией этих факторов.
По мере эксплуатации лампы интенсивность упомянутых составляющих спектра часто растет, усугубляя проблему. При таком освещении кожа актеров выглядит нездоровой и бледной, особенно во время съемки на камеру. Проблему можно исправить путем коррекции баланса за счет уменьшения содержания зеленого цвета, однако в этом случае излучение других источников освещения приобретет пурпурный оттенок. Одним из путей решения проблемы является использование поглощающих зеленый цвет гелевых фильтров, которые предназначены для установки баланса между зеленым и пурпурным, например фильтров Roscolux Minusgreen или GamColor Minus Green CineFilter. Последние фильтры представлены моделями от 1/8 до minus green и extra minus green с шагом 1/8. Такие фильтры устанавливаются на выходной линзе осветительного прибора, поскольку в противном случае они могут загореться или расплавиться под воздействием теплового излучения лампы.
Окончательная проработка световой партитуры
После описания задач основного, заполняющего и фонового освещения, в световую партитуру следует включить схемы освещения декораций. Если к освещению не предъявляется специфических требований, как в театральных постановках, где спецэффекты акцентируют внимание на какой-либо композиции или служат для подсветки отдельных объектов, то художник по свету может по своему усмотрению использовать дополнительные осветительные приборы, чтобы создать требуемую атмосферу или подчеркнуть эстетику представления. Автоматизированные осветительные приборы идеально подходят для цветной заливки и проецирования изображений или лучей.
Цветная заливка
Автоматизированные осветительные приборы с мягким краем луча, оснащенные системой цветосмешения, используются для решения двух основных задач: освещения исполнителей и элементов декораций или для создания пересекающихся пучков света в воздухе. Осветительные приборы, служащие для освещения элементов декораций, обычно устанавливаются на ограждениях балконов, балках над авансценой и пультом управления светом и звуком, а иногда также на боковых несущих конструкциях. Во время проведения концертов рок-музыки, главным элементом светового оформления которых являются лучи света в воздухе, осветительные приборы размещают на балках в глубине сцены или над ее средней частью, на подвесных фермах или опорах, а также на напольных стойках, получая вертикальные снопы света.
Большинство прожекторов заливающего света оснащены газоразрядной лампой и системой цветосмешения с дихроичными фильтрами, имеющими несколько специфических характеристик. Дихроичные фильтры дают более насыщенный цвет, чем гелевые фильтры, а цветовая гамма излучения газоразрядных ламп несколько ограничена по сравнению с цветовой гаммой ламп накаливания. С технической точки зрения автоматизированные осветительные приборы с 8-битной системой цветосмешения CMY позволяют получить 196608 (2562 x 3) уникальных цветовых комбинаций, однако количество отчетливо различимых оттенков определяется спектральным составом излучения лампы и характеристиками дихроичных фильтров. При видеозаписи представления или его трансляции на больших экранах камеры и дисплеи также влияют на цветопередачу. В таких случаях художник по свету должен контролировать цветопередачу по изображению на видеодисплее.
Проецирование изображений и лучей
Цветную заливку дополняют проекции изображений и лучей, создаваемые прожекторами следящего света с профилированием луча. Как правило, прожекторы следящего света, обращенные в направлении авансцены, более эффективны при проецировании изображений на элементы декораций, находящиеся в глубине сцены. Чем больше проекционное расстояние, тем больше размер проекции и тем слабее освещенность поверхности, используемой для проецирования (в соответствии с законом обратных квадратов). Поэтому во время проведения концертов рок-музыки, важным элементом светового оформления которых являются лучи света в воздухе, художники по свету размещают некоторое количество прожекторов следящего света с профилированием луча в глубине сцены и в ее средней части, а также на подвесных конструкциях, опорах и напольных стойках и используют специальные устройства для создания оптически проницаемой среды, например дыма или тумана. Такая среда необходима для читаемости световых лучей. При этом те лучи, которые проецируются в направлении зрительного зала, выглядят ярче лучей, проецируемых в направлении задней части сцены.
Дизайн света очень часто представляет собой некий компромисс между представлениями художника по свету и бюджетом представления. Достаточно большой бюджет позволяет разместить прожекторы следящего света с профилированием луча в разных точках, что обеспечивает большую гибкость при построении сцен. С помощью прожекторов следящего света, находящихся над пультом управления светом и звуком, можно создавать декоративные элементы, представляющие собой удачный фон для комбинированных проекций или текстур, включающих в себя элементы разной формы, а также темные и светлые участки (рисунок 2). Прожекторы, установленные по бокам сцены, помогают придать объекту законченность, подчеркивая его форму с помощью жесткого или мягкого света. Прожекторы в глубине сцены позволяют добиться при проецировании лучей в воздухе таких лазероподобных эффектов, как конусы и туннели. Используемые для проецирования лучей в воздухе прожекторы следящего света также устанавливают на полу в глубине сцены.
Количество интересных сцен напрямую зависит от количества разных точек для установки осветительных приборов.
Окончательная схема размещения светотехнического оборудования разрабатывается с учетом всех задач, которые должно решать освещение. Она должна обеспечивать необходимую освещенность поверхностей, используемых для проецирования, требуемый контраст между светлыми и темными областями, правильную цветопередачу и предусматривать возможности для создания проекций и эффектов, подчеркивающих эстетику представления. В конечном итоге успешность дизайна света определяется оценкой зрителей.
Текст Виталия Романова.