ГлавнаяСтатьиЗнанияХудожественная составляющая постановки света. Фиксация света и проведение концерта.

Художественная составляющая постановки света. Фиксация света и проведение концерта.

Фиксация света, то есть запись световых программ, — процесс скорее технический, чем художественный.

В одних случаях можно прописать свет в виде «болванок» из секвенций, чейзеров, диммеров и избирательной коммутации, а затем комбинировать их в различных вариантах. В других случаях составляется жесткая световая партитура, куда вносятся буквально все нюансы, тайм-коды и метки изменения света в зависимости от клика, идущего в наушники барабанщику. Возможны и промежуточные варианты. В любом случае необходимо оставить возможность оперативного вмешательства в световую картину на концерте.

Способ фиксирования и проведения световых лучей зависит от ваших возможностей, квалификации, технических средств. Не менее важны манера игры музыкантов и построение музыкальной программы концерта. Но, конечно же, способ прописывания и проведения в первую очередь зависит от того, кто непосредственно сидит за пультом: сам художник по свету или оператор.

Следует напомнить, что художник по свету и оператор, в сущности, две разные профессии со своими навыками и требованиями. Профессия оператора, в свою очередь, делится на специальности — программиста, знающего конкретный пульт и особенности конкретных приборов, и собственно оператора, который непосредственно ведет концерт по партитуре художника. Возможно, но не всегда обязательно совмещение всех этих профессий. Специфика работы художника по свету, постоянно работающего с конкретными группами, заставляет совмещать профессии свою и оператора, однако не всегда позволяет заниматься программированием, так как гастрольная деятельность заставляет сталкиваться с огромным количеством пультов, разнообразных по логике и интерфейсу.

Вернемся к записи программ. Есть три варианта занесения партитуры в пульт и проведения концерта: партитура блочная, фрагментарно жесткая и жесткая непрерывная.

Блочная партитура. Импровизация на основе домашних заготовок. Существует значительное количество разнообразных пультов, несколько отличающихся по логике и терминологии. В последнее время намечается стойкая обнадеживающая тенденция к сближению логик разнообразных фирм. Выбор пульта обусловлен огромным количеством факторов, начиная от цены и кончая «райдерностью», но общая, фундаментальная логика любого современного пульта едина.

Допустим, что у нас применяется два типа основного света: динамический — «головы», сканеры и статичный — РАR-64, колорчейнджеры, PISI, моллифеи (отбивки).

Динамику заводим в пульт, «заточенный» под динамику. Статику — в отдельный пульт. Возможно и сведение всего на одном пульте, однако нужно помнить, что для импровизации исключительно важно наличие наибольшего количества фейдеров и кнопок мгновенного доступа к различным функциям.

Делим весь динамический комплект на несколько логичных групп приборов — разделение может быть как по типам приборов, так и по их месторасположению. На каждую группу прописываем свой, независимый диммер, без цвета, гобо и положений. В выборе групп для диммера не стоит увлекаться. Бывает, во время концерта оператору просто не хватит рук и собственной памяти, а также количества фейдеров на одной странице.

Затем прописываем основные положения этих же групп, опять без цвета и гобо. При этом необходимо следить, чтобы на уже задействованные фейдеры не прописался диммер и чтобы перемещение луча происходило плавно, по мере ввода определенного фейдера. Это позволит оператору, во-первых, оперативно и с разными скоростями передвигать луч, во-вторых, прописывать только конечные точки положения лучей, а промежуточные положения выбирать комбинацией нескольких фейдеров.

Больше на поле фейдеров не прописывается ничего.

Следующий этап — избирательная коммутация приборов на отдельном кнопочном поле, сенсорном экране или графическом планшете пульта.

Оператор назначает разным кнопкам выбор различных приборов или групп приборов, причем иерархия назначений идет от всех приборов вместе (все приборы одного типа) до групп приборов: все левые приборы одного типа, все правые, все четные, все нечетные, все нижние, все верхние и т.д.

На другие многофункциональные кнопки прописываются цвета, гобо, их вращение (способы и скорость), призмы, стробоскопирование, чейзеры (порядок включения последовательности приборов в шаге), обнуление приборов и т.д.

Таким образом, оператор работает диммерами динамики так же, как и статичным светом, быстро меняя расположение приборов. Затемняя диммер, можно назначить любому прибору или группе приборов любой цвет, гобо, чейзер, причем это назначение происходит всего двумя нажатиями кнопок. Например: «Группе четных приборов МАС2000 заднего верхнего контрового софита сделаться красными».

Прописав пульт таким образом, можно подумать и об изысках, внеся на следующие страницы различные комбинации, наиболее часто применяемые или сложные в ручном исполнении. Естественно, что на фейдер в этом случае прописываются и значение диммера, и цвет, и гобо, и их вращение, и их движение и скорость перемещения луча в пространстве, и чейзер. В принципе, некоторые параметры можно оставить и для ввода в ручном режиме.

В импровизационном варианте сама световая партитура остается на бумаге и в голове. Но там она присутствует в обязательном порядке.

Часто на плей-листе выписываются номера страниц и фейдеров или попросту подписываются страницы названиями песен. Естественно, что вся программа проводится полностью вживую, необходимо только помнить некоторые особенности живого проведения концерта.

Важно отметить несколько практических нюансов.

Свет распространяется быстрее, чем звук, но фейдер, заслонка диммера, мотор «головы», всевозможные двигатели прибора имеют некую специфическую инерцию. Поэтому при резкой смене света нужно не ждать доли, а опережать ее ровно настолько, насколько отстает механизм прибора.

Следует постоянно помнить об освещении лица музыканта с поправкой на то, что одинаковая освещенность объекта кажется далеко стоящему зрителю меньше, чем ближнему. Когда пульт находится в самом конце зала, подобная проблема отсутствует: если вы оттуда различаете лицо, то все остальные и подавно. И наоборот, зрителям первых рядов освещенность всегда кажется больше. Если передние ряды занимают фанаты, не видящие ничего кроме своего кумира и себя, то этим можно пренебречь, а если на первых рядах находится вдумчивый зритель, приходится выбирать.

Впрочем я как художник сделал для себя выбор давно: зритель классической дешевой галерки мне всегда дороже зрителя первых «дорогих» фанатских рядов. Практика показывает, что зритель, пришедший смотреть и слушать концерт, никогда не сядет и не встанет под колонку прямо у сцены. Идеальное место для того, чтобы слушать, — центр или вторая половина зала.

Еще один важный момент — угол обзора для зрителя, находящегося ниже или выше сцены: один и тот же свет этим зрителем будет восприниматься по-разному, я не говорю уже о правой и левой стороне зрительного зала.

Фрагментарно жесткая световая партитура. Представляет собой прописывание на каждую песню своей страницы или части страницы. В этом варианте часть страницы «заточена» под оперативное вмешательство, а часть прописана программами и комбинациями, созданными специально для этой песни.

Жесткая непрерывная световая партитура. Вариант самый сложный, но самый перспективный с точки зрения качества. Получится только в том случае, если песни известны досконально, а также есть время и возможность прописать все световые картины, с их оттенками и переходами. Фактически третий вариант — абсолютно театральный и применяется в театре испокон веку. Картины пишутся в строгой последовательности, переходы происходят вручную, но очень точно, только в крайних случаях вносятся дополнительные живые корректировки световых картин.

Музыкальную специфику можно внести, если группа играет под фонограмму или вживую, под клик — электронный метроном. Можно источник клика завести по MIDI-входу или иному протоколу в пульт. Переход осуществляется в этом случае синхронно и автоматически. В отдельных случаях возможна запись клика на отдельную дорожку видеодиска. Этот клик идет в наушники барабанщика. На следующую звуковую дорожку прописывается тишина с резкими и четкими всплесками-командами на смену света. Этот сигнал поступает на аудиовход пульта, видеодорожка транслируется на видеопроекторы.

Полная синхронность освобождает оператора для выполнения других задач, но не освобождает от внесения корректировок в конкретный концерт. Естественно, далеко не каждый клик и не каждый акцент должны служить командой на смену света. В противном случае может получиться банальная дискотека с мигающими фонариками.

Понятно, что для прописывания необходимо большое количество репетиций в полной выкладке, весь комплект света или хотя бы визуализатор, наличие звуковой дорожки песни и кликов, знание мизансцен музыкантов. Кроме того, точная развеска приборов на сцене становится определяющей.

Однако последний способ не является панацеей. Более того, наметилась устойчивая тяга музыкантов к отказу от метронома и исполнению песен абсолютно вживую. Для художника по свету важно обратить внимание, что выучить песню и прописать ее занимает примерно одинаковое время, но в случае с жестко прописанной партитурой художник становится заложником как музыкантов, так и монтажников аппарата. С выученной песней художник остается свободным и независимым от внешних обстоятельств.

Энергетика концерта

Данная тема является весьма и весьма субъективной. Энергетика концерта или спектакля эфемерна. Она не поддается измерению. Поэтому целесообразно дальнейшее изложение воспринимать не как безусловный призыв к действию, а как обращение автора учебника к коллегам-читателям.

Начну с крамольного заявления (хотя осветители старой театральной школы меня поймут сразу): с первых тактов музыки необходимо забыть все, что вы подготовили до этого. Не бойтесь! Если вы тщательно и добросовестно подготовились к концерту, ваши наработки никуда не пропадут. Они просто уйдут в ваше подсознание, в подкорку, освободив место в вашей оперативной памяти для мгновенной реакции, обострения зрительных и слуховых анализаторов. Вы как бы становитесь главным и единственным зрителем концерта, одновременно его частью и его оболочкой, реагируя изменениями фейдеров на музыку и стихи, настроение в зале.

Вы как бы даете заметную оценку происходящему на сцене. Вы становитесь одновременно и зрителем, и серым кардиналом концерта. В ваших руках власть бóльшая, чем у солиста на сцене, потому что его работу слышат, а вашу — видят, причем даже видимость солиста находится в ваших фейдерах. Это власть, и власть колоссальная. Светом можно как спасти, так и убить концерт. Достаточно чуть «крикливее» «раскрасить» световую палитру, чтобы превратить группу «Алиса» в группу «Земляне-2».

Невозможно прописать власть в память светового пульта и пропустить по MIDI-сигналу. Невозможно полностью передать процесс проведения концерта машине. Важно использовать эту власть достойно, на пользу всему концерту, а не себе лично. Впрочем, традиции распоряжения властью в России иные. Поэтому и свет на большинстве концертов соответственный.

Может показаться, что сказанное мной противоречит советам по подготовке концерта, однако это не так. Фактически это внесение тех же корректировок с учетом общего меняющегося ежесекундно настроения концерта и его единого восприятия. Фактически речь идет о парадоксе драйва и энергетики концерта, когда прием заранее подготовленный, прописанный, отточенный и отрепетированный не читается никак. А корявый, неуклюжий прием, родившийся секунду назад как бы сам собой, вызывает буквально взрыв эмоций и срабатывает на 500%.

Очень полезно вести постоянную видеозапись смены света концерта и просмотреть ее в тот же вечер, потом через день, потом через неделю, а потом через несколько лет. Уверяю, что восприятие увиденного будет отличаться даже сразу по окончании концерта. Почему это происходит, объяснить несложно. При просмотре уже прошедшего концерта вы спокойнее. Вы смотрите уже не глазами зрителя и не своей кожей себя концертного, а глазами и ушами холодного, успокоившегося профессионала. Поэтому концерт надо проводить чувствами, а не разумом. Как говорят старые театралы, «по животу». Конечно, если во всех остальных аспектах своего дела вы профессионал.

Сверхзадача (идеология) постановочного света

Сверхзадача света видится в создании второго плана песни, если угодно, ее подтекста в концертном варианте. Свет в данном случае работает не один. Любой музыкант находится на сцене не только со своим музыкальным инструментом, но и со своей харизмой. И еще неясно, что важнее — личность музыканта или его мастерство. Как и звукорежиссер со своей аппаратурой, художник по свету тоже вносит лепту в формирование подтекста концерта. А если этот второй план еще подкреплен двумя трейлерами световой аппаратуры? Какими же способами это сделать?

Художник должен обладать определенной харизмой, мировоззрением, кругозором, без этих составляющих любой художник становится ремесленником: светодизайнером, световиком и т.д. Начитанность художника, его багаж знаний в области живописи, киноискусства тоже очень важен, причем имеется в виду не общая эрудиция, а осмысление полученного образования, пропуск этой информации через себя, умение оперировать ею в своей работе. Постановочный свет, кроме физических, технологических и физиологических характеристик, обладает еще и символизмом. Знаковостью и сверхреализмом. Если к этому добавить еще и видеопроекцию, то возможности колоссальны. Конечно, только в том случае, если художнику есть что сказать.

Световой символизм. Способ передачи зрителю информации на уровне ощущения, общепринятого символа или действия. Символизм часто действует на уровне подсознания, вызывая или закономерные реакции, или реакции, обратные ожидаемым зрителем.

Примеры:

Солист с гитарой в одном луче на темной сцене, внезапно с вырубкой остального света. Ставший одиноким крик раненого стерха из темноты (группа «Алиса», «Стерх»).

Радуга со сцены в зал и ничего кроме нее. Солирующий гитарист в темноте, на заключительной части песни о небесном Иерусалиме («Алиса», «Иерусалим»).

Световая знаковость. Способ передачи информации зрителю, основанный на совпадении личного опыта художника с личным опытом конкретного зрителя. Художник подает зрителю знаки, которые подразумевают под собой единый багаж художника и зрителя в прочитанных книгах, просмотренных фильмах, прожитых жизненных ситуациях и т.п. Знаки, подаваемые художником зрителю, могут быть широко известными или, наоборот, понятными только узкому кругу.

Логотип, или общеизвестный знак, или символ понятен многим. Его органичное появление вызывает у зрителя чувство единения.

Примеры:

Крест, состоящий из чистого света и висящий в воздухе. Разгорающийся за его спиной контровой луч как световая дорожка к источнику света — к Богу. («Алиса», «Православные»).

Надвигающиеся на протяжении пяти минут, плавно разгорающиеся фары грузовика или поезда (группа «ДДТ», «Ты не один»).

Одинокая звезда, из бытовой лампочки, раскачивающаяся на обычной веревке (В. Бутусов, «Моя звезда» или группа «Алиса», «Ко мне»).

Появление на сцене знака, неизвестного широкому зрителю, пройдет незамеченным для большинства, но вызовет у посвященных огромный прилив эмоций. Иероглиф, руна в воздухе, конкретный кадр из конкретного фильма конкретного режиссера в конкретном эпизоде — не важно, что этот знак в зале поймут единицы. Важно, что тем, кто это поймет, будет подан знак от художника: «Ты не один здесь в зале. Я с тобой. Я чувствую так же, как и ты». Это позволяет выделить из толпы своего собственного зрителя. Достаточно показать удава, проглотившего слона, чтобы отделить любителей шляп от любителей Экзюпери.

Примеры:

Изображение монолита и «глаза» компьютера из фильма С. Кубрика «Космическая одиссея» (группа «Пилот», «Время»).

Кадр из фильма А. Тарковского «Андрей Рублев», с мужиком-лапотником, взлетающим на воздушном шаре из коровьих шкур («Алиса», «Земля»).

Кадр с уходящим вдаль хромым калекой из фильма Т. Абуладзе «Мольба» (группа «Пикник», «Серебра!»).

В крайних случаях знаковость позволяет художнику по свету высказать несогласие с песней (фотография великого поэта Б. Пастернака на неоднозначной песне «Алисы» «Грязь»).

 

Сюрреализм света. Способ передачи информации зрителю путем, несовместимым с его традиционными представлениями об окружающем мире: ледяной ад, огненный рай, лучезарная война. Зачастую такой способ становится необычайно действенным как в разрушении стереотипов, так и в показе неоднозначности всех явлений мира.

Всё сказанное выше лишний раз подтверждают, что художника формирует не только и не столько владение пультом, техникой, сколько багаж прочитанных книг, просмотренных фильмов и пережитых жизненных ситуаций.

Любой из перечисленных примеров существует в общем контексте света и всего концерта в целом. Важно представлять и чувствовать соотношение всего сделанного с тем, что происходит на сцене, со словами и музыкой песни — тут важно расставить четко темпоритм концерта. В одних случаях уместно поддержать слово или музыкальную фразу знаком, символом, в других случаях лучше не мешать (это тоже помощь). В исключительных случаях возможно светом предоставить параллельный, а порой и противоположный выход, когда световое и видеодейство происходит с обратным вектором. Пользуясь резонансом и диссонансом света, слова и звука мы создаем темпоритм концерта.

Следует оговориться, что подобные вещи надо делать очень ответственно и осторожно. Нужно стараться избегать излишней плакатности и однозначности. Чтобы не стеснять зрителя и не навязывать ему свою точку зрения. Осторожность как на сцене, так и в жизни, а то карета может превратиться в тыкву, а крест из света — в свастику.

Кроме того, нельзя забывать, что концерт в целом, как и свет в частности, — искусство коллективное. Что концерт создается трудом многих людей, и необходимо быть их партнером, а не слугой или начальником. Необходимо выслушивать их пожелания и советы и пропускать это через собственный фильтр. Следует помнить, что лидер группы отвечает за весь концерт. Что ваш промах — это его промах, и наоборот. Важно также учитывать тот момент, что лидер группы и театральный режиссер-постановщик не синонимы. Лидер группы прежде всего поэт и музыкант. Его творческие органы «заточены» не на зрение, а на слух, то есть лидер группы смотрит ушами, а художник по свету слушает глазами, и нужно очень тактично строить диалог художника группы с лидером, чтобы не получился диалог глухого со слепым. Границы «мелового круга», который очерчен вокруг художника, он определяет сам; выходя за границы этого круга, художник рискует впасть в снобизм и нарциссизм. Пуская посторонних внутрь, художник может потерять самобытность и самостоятельность.

Еще один важный момент: для команды техников и операторов художник по свету является своеобразным лидером. Важно дать почувствовать им, что вы считаете их партнерами, а не тупыми исполнителями, и не жадничать в творческом плане, ведь очень часто техники и операторы обладают тонким вкусом и дают дельные советы. Кроме того, они владеют в своей области колоссальными знаниями и квалификацией, поэтому использовать их опыт крайне важно.

Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016