ГлавнаяСтатьиЗнанияХудожественная составляющая постановки света

Художественная составляющая постановки света

Свет в сценическом пространстве — неотъемлемый и гармоничный компонент общего художественного решения спектакля или концерта. Как невозможно создать полноценное сценическое произведение без художественного света, так и невозможно оценивать световое решение в отрыве от режиссерского и сценографического замысла, музыки и актерской игры.

Как ни парадоксально, но свет в спектакле должен быть «невидим». Впрочем, звук должен быть «неслышим», режиссер должен «раствориться в актере», а актер, в свою очередь, интегрироваться в общей идее произведения. Любое настоящее произведение искусства должно быть подобно звучанию слаженного оркестра, когда слушатель воспринимает музыку, но особо не задумывается о том, какой инструмент исполняет ту или иную партию. Цельное произведение характеризуется принципом «ни убавить, ни прибавить».

С точки зрения художника по свету, идеальный спектакль тот, когда зритель не выделяет свет в отдельный компонент сценического действия. Но идеальный спектакль требует идеального режиссера. На практике все мы несовершенны, все живые люди, со своими амбициями, комплексами и претензиями: режиссер ищет новое слово, актеры потихоньку «звездят», свет и звук живут своей отдельной жизнью. Значит ли это, что художественно разбалансированный спектакль обречен на провал? Искусство — вещь парадоксальная: бывает, что нарушение всех канонов и запретов приводит не к разрушительному, а созидательному взрыву. В любом случае решение проблемы и выбор остается за художником. Единственное пожелание коллегам: нарушение канонов подразумевает знание этих канонов.

Ценность «Черного квадрата» Малевича не в прямоугольнике на холсте, а в харизме мастерского рисовальщика и живописца, пославшего всё и вся и поставившего жирную точку в живописи. На Малевиче история живописи закончилась и началась история дизайна. Впрочем, может, всё наоборот.

Канонические функции постановочного света

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

  1. Свет работает с остальными элементами спектакля или концерта. Многофункциональный универсальный инструмент в режиссерском замысле спектакля или визуализационный инструмент в общей канве концерта. Свет обладает свойствами музыкального инструмента в оркестре: солирует, служит фоном, заполняет паузы, молчит.
  2. Свет работает с временным измерением. Поддержка темпоритма спектакля или концерта. Один из инструментов для создания четырехмерного пространства. По аналогии с музыкальными инструментами — ритм-секция оркестра. Ритм + акценты.
  3. Свет работает с объемом и пространством. Поддержка глубины пространства, создание объема предметов, главный инструмент для создания трехмерности.
  4. Свет работает с чувствами зрителя. Синестетический (сопереживательный) инструмент эмоциональной окраски спектакля или концерта.

УТИЛИТАРНЫЕ

Освещение:

а) актеров, танцоров, музыкантов;

б) декораций, обозначение места и времени действия;

в) воздуха и пространства между предметами.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ

Свет в зависимости от поставленных задач обладает собственной энергетикой, харизмой, драматургией. Свет может быть реалистичным, гиперреалистичным, символичным и сюрреалистичным. Широко распространен свет в стиле поп-арт.

Сходства и различия театрального и концертного света

По большому счету разделение на театральных и концертных художников по свету надуманно. И в том и в другом пространстве свет распространяется по одним и тем же законам физики. И в театре и в концертном зале свет воздействует на зрителя по одним и тем же закономерностям психофизиологии.

По сути, разделение на театральный и концертный свет весьма и весьма условно. Различия наблюдаются лишь в определенной специфике подхода к работе, организационных моментах, способах реализации. Причем в каждом конкретном сценическом пространстве присутствуют признаки как концертного, так и театрального подхода к способам реализации художественного замысла.

Особенности современного театрального света

Под театральным светом понимается любой свет в театральной структуре: драматической, балетной, кукольной, цирковой, телевизионной, массово-постановочной, корпоративной…

Главной особенностью театральной структуры является жесткая иерархия: режиссер, художник-постановщик, художник по свету. Создание света входит в реализацию режиссерского замысла. Свет является элементом сценографии. Сценография создается художником-постановщиком. Начиная работу, художник по свету не посвящен во все тонкости режиссерского и сценографического замысла. Конечный результат зачастую представляет собой прямую противоположность изначально декларированной режиссером идее. Импровизация сведена к минимуму.

Технически, инженерно и организационно современный театр более консервативен, чем концертная структура. Мало зависит от конкуренции и менее ориентирована на коммерческий подход. Оперирует собственным парком аппаратуры, опираясь на собственные возможности. Принцип размещения аппарата — условно стационарный.

Особенности современного концертного (выставочного, перформансного) света

Любой вид сценического действия, объединенного лишь общим стержнем-идеей.

Диктатура режиссера замещена на диктатуру идеи.

Лидер музыкальной группы, как правило, не режиссер концерта.

Свет — более независимый и самостоятельный слой в произведении концерта и может органично то вступать в резонанс с музыкой, то работать в контрпункте.

Подобный принцип распространяется на все уровни взаимодействия. От сверхзадачи произведения до общей утилитарной светозвуковой партитуры.

Часто основные функции режиссера-постановщика и художника-постановщика берет на себя художник по свету. Обычно именно художник по свету придумывает общую канву, пространство, мизансцены концерта.

Доля импровизации высока.

Технически, инженерно и организационно современная концертная структура более динамична, чем театральная. Передовые технологии в первую очередь появляются, апробируются именно в концертной среде. Сильно зависит от конкуренции и более ориентирована на коммерческий подход. Оперирует прокатным парком. Опирается на райдер. Принцип размещения аппарата — условно переносной.

Вышесказанное скорее фиксирует сложившуюся на сегодняшний момент ситуацию в театрах, концертных залах и на временных площадках, чем оценивает ее.

Создание света спектакля или концерта

Прикладные принципы постановки света

Практическое осуществление замысла заключается в определении основной сферы воздействия света. Другими словами, необходимо понять, что в конечном итоге мы освещаем в прикладном, физическом контексте.

Начальной точкой воздействия постановочного освещения является любое физическое тело, находящееся на сцене. Это тело в дальнейшем будет иметь универсальное название — объект. Под объектом может пониматься все что угодно: деталь декорации, актер, музыкант, частицы воздуха или группа предметов. Важно заметить, что на различных уровнях световых композиций под объектом будет пониматься сначала единичный предмет или актер, потом группа предметов, потом группа из групп, и в конечном счете всё пространство сцены будет восприниматься как цельный объект.

Начиная освещать простые, элементарные объекты, переходя от них к более сложным —составным, художник по свету движется от простого к сложному, в итоге создавая общую световую картину.

Передача физических и эмоциональных свойств объекта на сцене — главная прикладная задача постановочного света.

Основные физические свойства объекта — это объем и фактура. Перманентная поддержка этих свойств — важная задача света.

Прикладные задачи постановочного света — передача и выделение тех или иных свойств объекта (цвета, фактуры, рисунка, объема), а также передача глубины пространства между объектами.

Из многочисленных свойств объекта следует особо подчеркнуть объем и глубину пространства. Если этого не сделать, свет становится невыразительным и плоским, в конце концов сводя к провалу всю работу художника по свету.

Единственное средство, которым художник по свету воздействует на объект, — источник света. Сочетанием и изменением количества задействованных источников, их яркости и цвета формируются элементы общей световой картины. По аналогии с живописью — наложение в определенной последовательности химических пигментных носителей составляет прикладную сторону создания картины.

Из вышесказанного закономерно предположить, что нас как художников интересуют и характеристики источников света (яркость, цвет, свойства луча), и их расположение относительно объекта. Расположение источника света (прибора) относительно объекта — краеугольный камень постановочного освещения.

 Свойства различных типов освещения

Как сказано выше, одним из основных свойств объекта является его объем. Другие свойства не менее важны. Попробуем выделить минимальное количество источников света (световых точек), необходимых для полноценной передачи всех особенностей объекта.

Для полноценного освещения объекта предлагается использовать трехточечный принцип освещения.

По расположению источников света относительно объекта существует следующая классификация:

  • фронтальный или выносной (лобовой) свет;
  • боковой (в некоторых случаях скользящий) свет;
  • контражурный (задний, контровой);
  • как производную и дополнительную характеристику вышеперечисленных свойств выделяем верхний/нижний, правый/левый свет.

Важно заметить:

  1. Сам объект занимает определенное положение относительно зрителя. И в конечном итоге нас интересует расположение источника света относительно зрителя.
  2. Классификация расположения источников света универсальна и подходит как единичному источнику света, так и большим группам источников.

Каждый из типов освещения обладает определенными свойствами, которые при одних условиях являются достоинствами, при других — недостатками.

Фронтальное освещение:

  • наиболее экономичное, передает общие визуальные характеристики объекта;
  • «убивает» тени, сглаживает рельеф и фактуры, делает объект плоским.

Боковое освещение:

  • наиболее четко передает фактуру и рельеф;
  • скрывает истинную форму предмета.

Контровое (контражурное) освещение:

обрисовывает только контуры предмета, полностью скрывая рельеф и фактуру.

Освещая объект, необходимо постоянно помнить о том, что предмет не находится на сцене сам по себе, он размещен в непосредственной или удаленной близости от других объектов и планшета сцены.

Освещение актера (музыканта) на сцене хоть и является важнейшим, но все-таки рассматривается как частный случай освещения объекта. Необходимо обратить особое внимание на особенности освещения лица актера (музыканта). Важно сохранение естественности цвета тела актера и блеска глаз. Хотя в некоторых случаях об этом условии можно забыть. Но только иногда и на непродолжительное время.

Рассмотрим на конкретном примере факторы освещения лица актера в классическом случае (имеет отношение к любым объектам).

Источники света: верхний и нижний фронтальный, два боковых (прострелы), контровой нижний и контровой верхний. Предположим, что все источники света одинаковой мощности, цвета и цветовой температуры.

Включаем их вместе — получается слишком яркая, плоская, без теней и полутонов картинка.

Выключаем все и начинаем не торопясь, плавно вводить отдельные источники.

Необходим контур? Добавляем контровой на 50%, пока достаточно.

Необходима фактура и объем лица? Включаем оба боковых источника.

Объем появляется, но недостаточно. Чтобы усилить объем, «прижимаем» процентовку одного из боковых приборов и немного добавляем процентовку другого бокового.

Объем сохранился, обе половинки лица, мимика видна отчетливо, одна ярче, другая темнее, что очень неплохо. Единственное, что остается в темноте, — это глаза.

Включаем нижний лобовой — подбородок отбрасывает тень на лицо, лицо принимает зловещее выражение.

Отказываемся от нижнего, включаем верхний лобовой — глаза проявляются, но картинка опять становится плоской.

Тогда снижаем интенсивность до 20–40% — глаза видны, блестят, общий объем сохраняется, остается добавить контур «по вкусу» — и картинка готова.

Пользуясь подобным приемом, я изменяю не только яркость, но и цветовую температуру прибора.

Это хорошо в теории, но на практике актер не стоит на месте, может надеть широкополую шляпу, да и не получается создать на сцене подобное количество источников на каждого актера. Как поступить?

Необходимо найти оптимальные места расположения приборов таким образом, чтобы луч, исходящий из этой точки, пронизывал одновременно возможно большие участки сцены.

Можно поступить следующим образом: выдвинуть боковой свет несколько вперед относительно актера и приподнять его так, чтобы свет падал на актера одновременно сбоку и немного с фронта и сверху. Луч источника имеет в этом случае достоинства бокового и прострельного света, а также сохраняет объем и передает выражение глаз.

Естественно, что световая картинка не является статичной. В различные моменты необходимо полностью убирать один из боковых, иногда оставлять только контуры актера, иногда, наоборот, делать лицо нарочито ярким и плоским.

Нужно всегда помнить, что свет на сцене присутствует не только в системе координат пространства, но и во временном континууме.

Вышеописанный случай является классическим только для галогеновых источников света с лампами накаливания. При пользовании диммером — заслонкой газоразрядных приборов — очень сложно добиться яркостного градиента освещения (контрастности), а про изменения цветовой температуры говорить вообще не приходится.

Де-факто: до этого момента мы пользовались яркостным контрастом (контраст —соотношение самого яркого и самого темного участка на картине).

Если свет металлогалогеновый, используется цветовой контраст. В таких случаях рекомендуется освещать актера с разных сторон разными, зачастую противоположными цветами, причем совсем необязательно насыщенными, достаточно бледно-голубого с одной стороны и бледно-желтого с другой. Таким образом мы сохраняем естественный цвет лица, не жертвуя объемом. Часто прием «разбавленного света» используется в так называемом общем свете в театре. Допустим, необходимо «залить» сцену ярким «солнечным» светом. Если сцену залить белым (чистым), т.е. нефильтрованным светом, картинка обязательно будет мертвенно холодной. Если же с одной стороны источники «фильтрятся» бледно-голубым («чахоткой»), а с другой — бледно-желтым и розовым, то картинка станет жизнерадостнее.

В практике современного концертного света появился новый прием — показ крупных планов актеров (музыкантов) на видеоэкранах. Если имеются экраны, на которых видна мимика, то можно пренебречь детальным освещением лица актера и сконцентрироваться на общей световой картинке.

В этих случаях необходимо помнить, что чувствительность камеры и чувствительность глаза отличаются в разы. Поэтому, возможно, имеет смысл снижать интенсивность освещения лица в случаях трансляции крупных и особо крупных планов. Излишнее освещение лица во время трансляций не нужно, а иногда просто вредно. Камера ослепляется, и на экране видны белые пятна вместо лиц. Второе предостережение: не заставляйте зрителя «вертеть глазами» то на экран, то на сцену.

 

Основы электротехники

Электротехника для любого художника по свету является фундаментальной дисциплиной, без тщательного изучения которой в принципе невозможна практическая деятельность.

 

Крайне важно знать, что ни один осветитель не может быть допущен к самостоятельной работе без получения соответствующей группы допуска после изучения следующих дисциплин:

Данные правила обязательны для всех потребителей электроэнергии независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Тщательное изучение основ электротехники выходит за пределы компетенции данного пособия как по причине обширности материала, так и по причине доступности методически выверенных материалов по «Основам электротехники». Читателям предлагается самостоятельно изучить следующие разделы электротехники:

  • Электрический заряд. Закон Кулона.
  • Электродвижущая сила.
  • Напряжение.
  • Электрический ток. Постоянный и переменный электрический ток.
  • Проводники. Диэлектрики.
  • Электрический ток в проводниках, газах, полупроводниках.
  • Закон Ома.
  • Сопротивление.
  • Сила тока.
  • Потребляемая мощность.
  • Последовательное и параллельное соединение проводников.
  • Электрические схемы.
  • Активная и индуктивная нагрузка.
  • Расчеты потребляемой мощности и нагрузки.

Автор Андрей Мельник, художник по свету и сценограф

Продолжение

Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016