ГлавнаяСтатьиЗнанияПостановочное освещение. Часть. 1. Введение в специальность художник по свету

Постановочное освещение. Часть. 1. Введение в специальность художник по свету

Rainbow scene

Кто такой осветитель, художник по свету, регуляторщик, «пушкарь», «планшетник», «электронщик» и техник?

Когда возникли эти профессии? Для чего они служат? Чем отличаются? Можно ли самостоятельно научиться этим специальностям? Как анализировать опыт?

Вообще, являются ли эти специальности творческими? Насколько вредят профессии «случайные» люди?

Попробуем вместе разобраться во всех этих вопросах, разложить по полочкам азы и основы нашей специальности.

Кто же такие художники по свету?

Разберём ситуацию на примере «соседей по жанру».

Живописец. Согласитесь, мало дать определение живописца, как «рисовальщика высокой квалификации, наносящего пигменты на загрунтованную плоскость в определённой им последовательности», так как это определение подходит и живописцу и дизайнеру и иконописцу, а эти специальности по своим задачам антагонисты. Иконописец работает по определённым канонам, его работа предназначена, прежде всего, Богу. Задача дизайнера – удовлетворить вкусы подавляющего большинства потребителя, художник же работает, прежде всего, для себя и для своего зрителя, да и то, если ему есть что сказать.

Как известно: «В начале было слово…», и наша профессия оказалась в плену у этого слова. «Художник» определяет весь смысл существования нашего ремесла, даёт точку отсчёта и смысл дальнейшего существования. В противном случае лучше называться мастером или дизайнером по свету. По крайней мере – это будет честно и по-своему, достойно уважения.

Эта книга будет попыткой изучить профессию художника по свету именно с художественной позиции, так как соответствующей литературы, в отличие от технической, в России катастрофически мало. Кроме Д.Г. Исмагилава, Е.П. Дривалёвой и, конечно же, Н. П. Извекова и В.В. Базанова, я не могу вспомнить авторов, посвятивших себя созданию учебников по свету и театральной технике. Не знаю, насколько формат этой книги будет соответствовать понятию – учебник. Во всяком случае, я попробую пройти с вами по «золотой середине» не впадая ни в крайности «высокохудожественной экзальтации», ни отдавая художественную часть «на откуп технократии».

В изобразительном искусстве огромное количество бездушных живописных полотен, выполненных в филигранной живописной технике и бесчисленное количество шедевров, утерянных безвозвратно из-за нарушения технологии живописи. Поэтому отбросим пустые разговоры о «первичности яйца и курицы» и начнем учиться вместе.

Сфера деятельности художника по свету

 Художественно постановочное освещение.

Определение профессии художник по свету

В моей трудовой книжке советских времён записано примерно следующее:

«Осветитель высокой квалификации, разрабатывающий схемы постановочного освещения в сложных по оформлению спектаклях, концертах и иных культурно- массовых мероприятиях, производящий отбор средств постановочного освещения, определяющий расположение этих средств и управление ими»

Далее в скобках указано короткое название специальности – «художник по свету».

В принципе, эту запись можно взять за основу определения специальности «художник по свету».

Действительно, мы обладаем некоторыми знаниями, опытом, наработками, системой художественных ценностей всем тем, что называется квалификацией.

Действительно, художник по свету, исходя из технических и финансовых возможностей создаваемого спектакля, концерта или иных инсталляций, выбирает необходимый для конкретного мероприятия парк аппаратуры, отказываясь от ненужного железа и настаивая на приобретение необходимых приборов, создавая технический райдер для каждой постановки.

Действительно, художник по свету руководит техниками (монтажниками, планшетниками, ригерами) при развеске света и составляет световые планёрки, рендеринги световых сцен и иную техническую и художественную документацию.

Действительно, художник по свету занимается управлением комплексом световой аппаратуры или осуществляет руководство операторами (регуляторщиками, выпускающими видеоинженерами, пушкарями). Для канцелярского определения вполне достаточно.

Если рассматривать профессию художника по свету с творческой стороны, то он в первую очередь куратор всего визуального восприятия произведения: «В темноте поймешь сильнее, кто в театре всех важнее» (старая театральная байка).

Во-вторых, он соавтор произведения, создаваемого творческим коллективом (театром, музыкальной группой, инсталляционной компанией и т.д.).

Разделение функций и сфер влияния внутри коллектива вещь очень индивидуальная и специфическая. Тут каждый выбирает по себе тот объем функций и ответственности, который может потянуть. В любом случае художник обязан вносить в общее произведение свое мироощущение, эмоции, вкусы, жизненный опыт. Другой вопрос, насколько органичны, уместны и тактичны подобные «вбросы».

Скажу честно, в моей практике подобное удавалось далеко не всегда. Слишком разные коллективы и музыкальные группы встречались мне. Слишком разные харизмы у лидеров этих групп. Слишком большое отличие в театральной и в концертной специфике создания произведения и множество других факторов влияют на соавторство.

В-третьих, зачастую он монопольный автор художественного света произведения. В последнее время формируется устойчивая тенденция световых и мультимедийных спектаклей, со светом в качестве главного действующего лица.

Задача художника по свету

 Создание художественно-постановочного освещения театральной, концертной, выставочной, архитектурной или иной постановки (инсталляции).

Иерархия профессии

Художник по свету является одновременно и подчинённым и руководителем. От того, как он построит свои взаимоотношения с начальством и подчиненными, будет зависеть реализация его идей.

Хозяин коллективного произведения в театре или сборном концерте – режиссёр-постановщик, в сольной концертной практике – лидер группы или продюсер (честно говоря, в моей рокерной практике продюсеры встречаются чуть реже, чем снежные люди).

Режиссёр является инициатором, идеологом и руководителем создания всего произведения в целом. Режиссёр подбирает творческий коллектив. Режиссёр отвечает за всё. Режиссёр обладает правом вето.

В визуальной части произведения режиссёр формулирует художественные и утилитарные задачи перед художником-постановщиком (сценографом) и уже непосредственно сценограф формирует визуальную часть произведения (декорации, костюмы, грим и т.д.).

Художник по свету подчиняется непосредственно художнику-постановщику во всех творческих вопросах. Именно от сценографа зависит мера свободы и ограничения, встающие перед художником по свету, как творческой единицей.

В организационных и общетехнических вопросах, художник по свету тесно взаимодействует с заведующим постановочной частью (завпостом). В разных организациях функции завпостов существенно отличаются.

Художнику по свету подчинены:

Техники (планшетники, галерейщики, ригеры и т.д.) – люди осуществляющие монтаж аппаратуры и её настройку.

Операторы (регуляторщики, видеоинженеры, пушкари и т.д.) – люди, осуществляющие непосредственное управление различными приборами.

Визуализаторы – компьютерные специалисты, создающие демонстрационные компьютерные модели света произведения и компьютерные световые партитуры.

Инженеры – обеспечивающие бесперебойность работы оборудования, или создающие это оборудование по спецзаказу.

Прошу обратить внимание, что ни актёры, ни музыканты организационно не включены в структуру постановочного освещения, т.е. не являются ни начальниками, ни подчинёнными художника по свету.

 В концертной практике, зачастую функции сценографа и художника по свету совмещены, как это случилось со мной в ДДТ и Пикнике, несмотря на то что и Ю. Шевчук и Э. Шклярский сами художники, а в группе ДДТ от самого её рождения присутствовал весьма интересный художник группы В. Дворник, после моего ухода из группы он стал заниматься сценографией и весьма небезуспешно – постановочным светом.

Функции режиссёра, сценографа и художника по свету для меня слились в одну во время работы в Аквариуме и особенно – в Алисе. В Аквариуме я был первым художником группы, а в Алисе, ещё при моём предшественнике А.Столыпине уже сложилась подобная традиция. Сейчас, насколько мне известно, режиссурой и сценографией занимается супруга Константина Кинчева, светом – молодой художник А. Лукашёв.

Резюме:

 1.Сфера деятельности художника по свету

 Художественно постановочное освещение.

2.Определение профессии художник по свету

Осветитель высокой квалификации, разрабатывающий схемы постановочного освещения в сложных по оформлению спектаклях, концертах и иных культурно-массовых мероприятиях, производящий отбор средств постановочного освещения, определяющий расположение этих средств и управление ими.

3.Задача художника по свету

 Создание художественно-постановочного освещения театральной, концертной, выставочной, архитектурной или иной постановки (инсталляции).

4.Иерархия профессии

Художник по свету подчинен: режиссёру (лидеру группы), художнику-постановщику (сценографу), в некоторых случаях заведующему постановочной частью (завпосту).

Художнику по свету подчинены: техники и операторы. В некоторых случаях – инженеры по оборудованию.

Автор Андрей Мельник, художник и сценограф.

Продолжение

Поделиться новостью:
Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016