ГлавнаяСтатьиЗнанияПостановочное освещение. Часть 4. Постановочное освещение наших дней

Постановочное освещение. Часть 4. Постановочное освещение наших дней

osveshenie

К концу XX века в театральной и концертной практике окончательно сформировалось понятие «постановочное освещение». Рассматривать современное постановочное освещение необходимо и с технологических позиций, и с позиций художественных. Многие компоненты существуют неотделимо друг от друга и настолько переплетены, что порой не знаешь, где кончается техника и начинается искусство.

Для описания особенностей современного постановочного освещения необходимо ориентироваться в многообразии арсенала как технических средств постановочного света, так и художественных приемов.

Технический арсенал с точки зрения художественных особенностей современной световой аппаратуры

Попробуем классифицировать постановочное оборудование как инструмент художника по свету и рассмотрим основные световые приборы с этой позиции.

Постановочное оборудование условно распределяют на несколько типов, причем отдельный прибор может одновременно принадлежать к разным типам аппаратуры.

 

  1. Деление по перемещению луча в пространстве. В зависимости от того, движется луч светового прибора в пространстве или нет, постановочный свет бывает динамичный и статичный.

Приборы динамичного света

#12_2_LSN_Exhibitions_High End Systems Trackspot Bolt_26Сканер — интеллектуальный (программируемый) статичный прибор с движущимся зеркалом (призмой). Свет от прибора попадает на зеркало. Перемещение зеркала вызывает перемещения луча в пространстве.

Основные характеристики для художника: мощность, тип лампы, наличие или отсутствие плавного затемнения (диммера), количество и тип гобо (трафаретов), способ смены цвета, управляемость по  универсальному световому протоколу DMX 512.

Дополнительные характеристики для художника: вращение гобо, наличие внутренних призм и дополнительных стекол; вращение и наложение гобо, цветов и призм, скорость и телесный угол вращения зеркала и всей зеркальной части.

Рекомендуемое применение: «отбивка» (обозначение акцента) быстрым  движением луча; статичное освещение пространства; создание рисунка сцены; движение лучей в пространстве с разными скоростями; следящий свет за музыкантами (к сожалению, применяется редко).

Нерекомендуемое применение: освещение декораций (довольно узкий и четко очерченный луч).

Как самостоятельный и новаторский прием можно рассматривать применение видеопроекторов в качестве сканеров с неограниченными возможностями.

SP-BM-HEAD-280BSДинамическая голова (движущаяся голова) — интеллектуальный (программируемый) динамический прибор с движущимся корпусом (вращается источник света с оптической системой).

Основные характеристики для художника: мощность, тип лампы, наличие или отсутствие плавного затемнения (диммера), наличие и тип гобо, способ смены цвета, скорость вращения прибора и его инерционность, заливочный (wash), направленный (spot) или комбинированный тип прибора.

Дополнительные характеристики для художника: вращение гобо, наличие внутренних призм и дополнительных стекол; вращение и наложение гобо, цветов и призм, скорость и телесный угол вращения зеркала и всей зеркальной части.

Рекомендуемое применение: «отбивка» (обозначение акцента) преимущественно в статичном положении; статичное освещение пространства; создание рисунка сцены; медленное и строго дозированное движение лучей в пространстве (к сожалению, применяется излишне часто и вытесняет сканер); свет за статичными музыкантами; освещение декораций (к сожалению, применяется редко).

Нерекомендуемое применение: следящий свет, частое махание по залу и сцене.

Голова — идеальный прибор (за исключением лампы накаливания) для создания  статичных и разнообразных световых картин. Движение головы — это отдельный прием, применение которого должно быть строго дозировано.

Голова не должна вытеснять сканер из числа постановочных средств. Но, увы, стадность большинства отечественных заказчиков заставляет постепенно забывать о существовании сканеров.

Статичные приборы

Под этим термином подразумевается любой источник света, не обладающий возможностью управления перемещением луча в пространстве.

 

  1. В зависимости от ширины луча на освещаемом объекте выделяют точечный и заливочный свет.

Точечный свет

Высвечивание объекта или его участка относительно узким лучом различной формы и четкости границы — так называемой «точкой».

Типы приборов точечного света:

PROFILED-8_22 W150Профиль — узконаправленный луч, применяемый для освещения участка объекта. Как правило, снабжен системой, позволяющей менять форму луча от традиционно круглой до многоугольной, квадратной, прямоугольной, неправильной и т.п. Снабжен оптической системой, позволяющей изменять ширину и четкость луча. Световые пушки и световые пистолеты отношу к частному случаю профилей.

Иногда профили используются как система проекционных аппаратов. При наличии достаточного количества профилей можно создать очень эффектную и необычную картинку. Этот прием активно применяется в современных театрах, а в концертной практике широкого применения не получил.

ETC-ColorSource-Spot_лаймНаправленный линзовый (PISI) или безлинзовый прибор — эти приборы на концертном жаргоне именуются театральными прожекторами. Они обладают неоспоримыми достоинствами (легко меняется ширина луча, многие модели достаточно мощны и дешевы), но, к сожалению, незаслуженно забыты концертными деятелями. Данные приборы идеально подходят для точечного (но довольно широкого) освещения актеров и декораций. Комплект из 20–30 мощных устройств способен в некоторых случаях заменить сто штук PAR 64.

Недостатки: затруднена смена цветов и программная смена ширины луча, для регулировки яркости необходим диммерный блок.

Достоинства: дешевизна, мягкий и широкий спектр изменения накала лампы, изменение цветовой температуры при изменениях накала лампы.

Колорченджер рассматриваю как частный случай направленного линзового прибора, с возможностью дистанционной смены цвета и формы луча.

Основные характеристики для художника: мощность, тип лампы, наличие или отсутствие плавного затемнения (диммера), количество и тип гобо, способ смены цвета, управляемость по DMX 512.

Дополнительные характеристики для художника: вращение гобо, наличие внутренних призм и дополнительных стекол.

Недостатки: так как большинство колорченджеров укомплектованы газоразрядной лампой, присутствует грубый, по сравнению с лампами накаливания, диммер и несменяемая цветовая температура. Правда, в последнее время в приборах данного типа применяется корректировка цветовой температуры.

Как самостоятельный и новаторский прием можно рассматривать применение видеопроекторов в качестве колорченджеров с неограниченными возможностями.

Заливочный свет

Высвечивание объекта или группы объектов широким лучом без явно выраженной границы.

Разработана и с успехом применяется линейка колорченджеров заливочного света на металлогалогеновых лампах.

Безусловное достоинство — заливка особо мощным ярким цветным лучом больших площадей.

Недостатки: имеют специфику в применении для упрощенного освещения декораций и музыкантов. При неправильном использовании дает очень плоскую и примитивную картинку без объема и нюансов.

Большой потенциал у линейки светодиодных колорченджеров.

Достоинства: экономичность, возможность применения встроенного диммера, функция синтеза цвета.

Недостатки: не во всех приборах данного типа продумана корректировка цветовой температуры.

PAR 64 выделяю в самостоятельный тип. Отдельные приборы на адекватном расстоянии до объекта можно использовать как точечный источник света. Несколько приборов в одной группе, в так называемой «линейке» или «сборке» (ферме), можно использовать в качестве заливки, однако заливки избирательной, позволяющей высвечивать необходимые участки, игнорируя ненужные.

Достоинства: дешевизна и простота прибора, легкость монтажа, плавно изменяемый при помощи диммера накал и цветовая температура лампы, универсальность.

Рекомендуемое применение: акценты, световые занавесы и плоскости, освещение актеров и декораций. Многочисленная игра нюансов в изменении накала лампы и расположении приборов.

Недостатки: при применении в жестких сборках-секциях многие приборы становятся просто лишними, так как свободной направке мешают соседние приборы. Выход из ситуации видится в сборке ограниченного количества приборов на трубе, которая, в свою очередь, располагается на штанкете, штативе или ферме в необходимом месте.

 

  1. По выполняемым функциям постановочный свет делится на основной и вспомогательный (эффектный).

Основной свет

Это комплект приборов достаточно универсального применения, позволяющий решать как художественные задачи (драматургия и темпоритмы концерта, эмоциональный настрой), так и утилитарные (освещение музыкантов, декораций, музыкальные акценты, эффекты и т.д.). Все перечисленные выше приборы условно относятся к основному свету, однако возможно нетрадиционное применение приборов или их групп для создания отдельных эффектов.

Вспомогательный свет

Предназначен для создания всевозможных эффектов — ярких, читаемых изюминок концерта или спектакля. В арсенале как традиционные приборы, так и эффектные. Лазеры, проекционные аппараты, снеговые и мыльные машины, светодиодные трубки, приборы ультрафиолетового излучения, стробоскопы, дискотечные приборы и т.д.

Сценический дым — позволяет сделать лучи приборов видимыми. Существует сверхлегкий дым (хейзер) — практически незаметен и не утомляет музыкантов. Легкий дым — грубее по сравнению с хейзером. Тяжелый дым — тяжелее воздуха, стелется по земле. Создается особым типом дымогенераторов на основе углекислоты.

Несущие световые конструкции — металлические конструкции (фермы), предназначенные для монтажа на них различного светового оборудования. Как правило, объемные, светлые и блестящие, заметны сами по себе. Повсеместное распространение подобных конструкций практически вытеснило из практики шоу-программ декорации, заменив их данным суррогатом.

 

  1. Деление световых приборов по способам изменения светового потока и типу источника света

Галогеновые приборы (лампы накаливания)

Изменение светового потока достигается путем изменения температуры накала нити лампы, а накал изменяется электрическим диммером. С изменением накала меняется и цветовая температура.

Светодиодные приборы

Изменение светового потока достигается путем изменения яркости светодиода.

Металлогалогеновые (газоразрядные) приборы

Изменение светового потока достигается закрытием или открытием механических шторок — механическим или ручным диммером. Цветовая температура при изменении яркости остается постоянной.

Автор Андрей Мельник, художник по свету и сценограф

Продолжение

Тэги записи:
Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016