ГлавнаяНовостиПроекты«Слово о полку Игореве» в Астраханском кремле: национальное достояние и сложнейшая световая партитура

«Слово о полку Игореве» в Астраханском кремле: национальное достояние и сложнейшая световая партитура

Проект Астраханского театра оперы и балета «Русские оперы в Астраханском кремле» грандиозен — гений места, помноженный на точное, выверенное художественно-техническое исполнение, совершенно обезоруживает даже подготовленного зрителя. Хотя театральные и симфонические оупен-эйр-постановки в тренде, на таком уровне с великими оперными полотнами в России более никто не работал и до сих пор не работает.

Сегодня проект, поддержанный Министерством культуры РФ, включает в себя уже три произведения из золотого фонда русской оперной музыки. В 2012 году возле Успенского кафедрального собора Астраханского кремля разыгралась трагедия «Борис Годунов» М. Мусоргского, в 2014 году — эпическая былина «Князь Игорь» А. Бородина, в 2016 году — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова, таящее в себе мистический и героический «русский код». Уникальный бренд региона, которым, без всякого сомнения, является проект «Русские оперы в Астраханском кремле», вошел в топ культурно-туристических проектов страны в статусе «Национальное достояние — 2017» с правом представлять Россию на международном туристическом рынке, что стало особым подарком к 300-летию Астраханской губернии.

«Конечно, в этом году мы готовились к другому названию, — признается Валерий Воронин, художественный руководитель, директор, дирижер Астраханского государственного театра оперы и балета. — Планировалось, что будет представлена новая постановка, посвященная событию, непосредственно связанному с летописью Астраханского края, — восстанию Степана Разина. Но по разным причинам намеченное в этот раз сделать не получилось. Тем не менее мы понимали, что театр как культурный центр Астрахани и юга России должен участвовать в историческом моменте 300-летия губернии, поэтому подвергли некоторому переосмыслению ◊Князя Игоря“. Изменения коснулись и музыкального материала в части музыкальной компоновки, и сценографии, и технических решений. Несмотря на то что спектакль этот уже был в Кремле — это абсолютно новый спектакль».


Опера «Князь Игорь» вернулась в Астраханский кремль на этот раз как музыкальное прочтение древнерусского памятника литературы «Слово о полку Игореве». В масштабной постановке было задействовано более 600 человек: солисты, хор, балетная труппа, симфонический оркестр, а также технические службы оперного театра и приглашенные специалисты. Для исполнения главных партий в Астрахань приехали звезды российской и мировой оперной сцены: Владимир Феляуэр (солист Мариинского театра), Петр Мигунов (солист Большого театра), Майя ДайЭнн Кривченя (приглашенная солистка театра Коламбус, США) и ведущая солистка Астраханского театра оперы и балета Елена Разгуляева. Более 5000 зрителей смогли воочию увидеть это поистине величественное зрелище. А благодаря интернет-трансляции свидетелями центрального культурного события празднования 300-летия Астрахани стали более 18 000 поклонников оперного искусства из Голландии, Германии, США, Азербайджана, Казахстана, Украины, Беларуси, Армении, Молдовы.

Константин Балакин, главный режиссер Астраханского государственного театра оперы и балета:
Цитатами из «Слова о полку Игореве» мы решили обратить внимание слушателей и зрителей на литературный первоисточник. …Все-таки, на мой взгляд, «Слово о полку Игореве» как литературное произведение — это даже не просто памятник, а закладной камень в фундаменте русской культуры, именно с него начинается наше знание о своих культурно-художественных корнях. Это произведение надо читать, впитывать, сама речь в «Слове…» очень музыкальна. И наша постановка — такой синтез музыкальности литературного первоисточника и литературности музыкального произведения, которые даже не вплетаются в естественные декорации Астраханского кремля, а органично дополняют друг друга. Архитектура — застывшая музыка, пространство Соборной площади — готовая декорация, объемная, многоуровневая, поэтому, работая здесь, получаешь дополнительное удовольствие оттого, что все пропитано временем. Историзм места особенно вдохновляет и исполнителей, и создателей спектакля.

Гениальный театральный режиссер Георгий Товстоногов говорил, что постановки на открытом воздухе — это театр совершенно иной правды. Правда, которая раз за разом, постановка за постановкой достигается творческой командой Астраханского театра оперы и балета на Соборной площади Кремля, впечатляет прежде всего своей синкретичностью. Былинная, сказительная мелодика Бородина, поддержанная настоящим колокольным звоном, белокаменность старинного храма (бывшего когда-то самым крайним на юге страны оплотом православия), историчность костюмов и образов ведут зрителя сквозь века к подлинной истории похода князя Игоря Святославича против половцев.

И даже современные медиавизуальные инструменты, способные перетянуть на себя любое художественное «одеяло», лишь усиливают созданные режиссером-постановщиком образы. Интересно, что в этом году в разыгрываемое действо решила вмешаться и природная стихия: в день премьеры зрителей эпичного полотна накрыло мощным ливнем.

 


Александр Селезнев, технический директор прокатного департамента компании «Имлайт»:
В этом году мы отвечали за световое и видеопроекционное оснащение проекта. В сравнении с первой постановкой «Князя Игоря» в Астраханском кремле развес светового оборудования изменился. Так, в прошлом году для «Града Китежа» мы предложили театру оригинальную схему размещения света на универсальных 13-метровых башнях, позволяющую максимально очистить пространство исторических декораций от технических конструкций, чтобы не мешать восприятию зрителя. В этом году мы адаптировали уже опробованную и оправдавшую себя схему, и можем сказать, что художественный замысел в результате только выиграл.

Комплект светового оборудования, привезенный в Астрахань, был близок к рекордному — в световой партитуре участвовало около 200 поворотных голов. Также на наших специалистов была возложена важная задача программирования светового пульта, осложняющаяся сжатыми сроками. Как известно, грамотное прописание пульта — это как минимум треть успеха световой партитуры, используемой в шоу или спектакле. Несмотря на насыщенный световой сценарий, обусловленный и самим жанром, и режиссерскими решениями, мы справились на отлично.

 

Валерий Воронин, художественный руководитель, директор, дирижер Астраханского государственного театра оперы и балета:

Нам бы хотелось, чтобы Астрахань знали не только по арбузам и икре, но и с культурной стороны тоже. Мы ломаем эти стереотипы. И популярность «Театральных выходных в Астрахани» (проекта, который реализует региональное министерство культуры), и 700 зрителей из других регионов и стран, приехавших в прошлом году именно на «Град Китеж» (в этом году постановка «Слова о полку Игореве» привлекла более 1500 туристов. — L.S.N) — тому доказательство. Подобное «Русским операм в Астраханском кремле», поверьте, никто в России так масштабно не делает. Без ложной скромности скажу, что наш проект на голову выше того, что предлагают даже в столичных городах. Это действительно большое культурное событие, создаваемое профессиональной командой самых разных специалистов.

Текст Оксаны Фоминых

Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016