Прокатная компания HSL из Блэкберна (графство Ланкашир, Великобритания), специализирующаяся на световом и визуальном оборудовании, предоставила световые приборы, все необходимые фермовые конструкции и элементы подвеса для 21 театральной постановки в стиле пантомимы, которые проходили в Соединенном Королевстве в 2014–1015 годах.
Представления продюсировала ведущая в Великобритании компания Qdos. Все спектакли сочетают в себе живое повествование, интерпретирующее классику, с элементами фарса и иронии. Это превосходное и очень смешное развлечение для всей семьи. Успех Qdos всегда базируется на инвестировании в самые лучшие орудия производства, благодаря чему компании удается создавать шоу с великолепными постановочными достоинствами.
В проекте, которым руководил Ли Фаррелл (Lee Farrell), работало множество талантливых театральных художников по свету, в том числе Ник Ричингс (Nick Richings), Бен Крэкнелл (Ben Cracknell), Мэтт Клаттерхэм (Matt Clutterham) и другие.
Со складов HSL было отправлено 23 грузовые фуры, в которых находилось около 1013 приборов движущегося света, 838 светильников, 74 стандартных стробоскопа и более тысячи стробоскопов типа egg, собранных в гирлянды.
Чтобы дополнить и без того впечатляющий арсенал гобо, имеющийся в распоряжении Qdos, HSL закупила более тысячи новых гобо, из них 1051 для вращающихся «голов» и 234 стандартных. Во всех постановках использовалось более двух тысяч гобо в приборах движущегося света и 800 обычных гобо, часть из которых устанавливалась в оборудование, уже имевшееся в театрах, а часть — в приборы, предоставленные HSL.
Помимо светового оборудования, HSL предоставила около 6000 м кабелей (Socapex, TRS и кабелей, по которым шла передача данных), 704 переходника с 15 на 16 А, большое число моторов, фермовых конструкций и систем подвеса, а также другое оборудование.
Каждый спектакль шел от трех до восьми недель. Крупнейшие из постановок — «Золушка» в Глазго (художник по свету Ник Ричингс) и «Алладин» в Эдинбурге, (художник по свету Бен Крэкнелл).
«Золушка»
В английском театре пантомима — один из самых интересных исполнительских жанров и заодно самый веселый для художника по свету. Постановка «Золушки» в глазговском театре Clyde Auditorium (3000 мест) стала наиболее крупной из тех, что компания Qdos осуществила за последний год. Сцена Clyde Auditorium абсолютно пустая, поэтому потребовалось установить с нуля все фермовые конструкции и системы подвеса. В первоочередные задачи команды техников под руководством Падди Нилли (Paddy Neilly) входило разместить под потолком «материнскую» структуру, к которой в дальнейшем должно было крепиться все остальное, а также установить автоматическую систему Kinesys для подвеса сценических элементов, подъемник Foyes для персонала и многочисленные занавесы и драпировки.
Затем было установлено восемь ферм и шесть лестниц (по три в каждом крыле сцены). Все эти конструкции в дальнейшем использовались для крепления световых приборов.
«Материнская» структура под потолком, разработанная Падди Нилли и специалистом HSL Рупертом Рейнольдсом (Rupert Reynolds), была составлена из прочных 52-сантиметровых фермовых конструкций Tomcat и имела габариты 12 x 11 м (ш x г). Важно было добиться максимального рабочего пространства над сценой, и при высоте крыши театра 25 м специалистам удалось организовать 19 м простора для движения элементов Kinesys.
Система Kinesys обеспечила 16 осей автоматизации с использованием 26 подъемников (каждый грузоподъемностью 0,5 т), оборудованных контроллерами Kinesys Elevation 1+ (vari-speed). Всего для проекта был предоставлен 81 активный подъемник. Они перемещали пять наборов сценических декораций (порталов), пять ферм LX, фермы с занавесами и т.д.
Оборудование, декорации и фермовые конструкции располагались над всей сценой вплоть до задней стены. Расстояние между панелями решетки, к которой крепилось оборудование и декорации, составляло всего 20–30 мм, т.е. все элементы были размещены практически вплотную друг к другу.
Была заранее проработана сложная система распределения веса, которая гарантировала, что инерция, создаваемая движением, будет поглощаться, а значит, работа будет безопасной.
На отладку всех систем было отведено всего шесть часов, но благодаря тому, что команда HSL работала в этом шоу на протяжении последних четырех лет и накопила значительный опыт, специалистам удалось сделать процесс наладки максимально эффективным. Им ассистировала команда техников из Pinnacle Rigging, которая также была прекрасно знакома со зрительным залом.
Система управления Kinesys Vector отвечала за 50 переходов (перемещение оборудования) во время спектакля. Часть этих перемещений была заметна, часть — нет. Система Vector использовалась на максимуме ее возможностей, практически в режиме рок-концерта, а не театрального спектакля, и операторы пришли к выводу, что нет такой задачи, которую она не позволяла бы выполнить.
В захватывающем световом сценарии Ника Ричингса было задействовано примерно 200 источников света. Постановка отличалась яркими, почти психоделическими красками, довольно нестандартным подходом к свету и исключительным темпом шоу.
На боковых лестницах было установлено 22 прибора martin MAC 700 Profile. Плюс к тому использовалось шесть MAC 3 (передняя часть круга) и девять MAC 2K Wash (по два на левой и правой фермах, остальные на ферме, установленной на авансцене). 12 robe pointe были разделены на три группы по четыре прибора и применялись как для создания определенных красок на сцене, так и для освещения публики.
24 прибора Robe LEDWash были размещены по панелям LX и отвечали за основную заливку сцены. Два MAC 3 с линзами Quadray были установлены в задней части сцены и включались в действие в те моменты, когда требовалось создать «волшебные» эффекты. В оркестровой яме находились два Novalight Nova Flower, которые активировались для создания мощного эффекта во время исполнения музыкальной композиции Somewhere Over The Rainbow.
В постановке использовались и стробоскопы: девять приборов Philips Nitro 510, расположенных на ферме на авансцене, а также над сценой на фермах LX, создавали мощный, пробивной эффект.
В качестве нижних рамповых софитов и для подсветки декораций использовались 15 светодиодных прожекторов Robe CitySkape 48, снабженных шторками. Также вдоль переднего края сцены были установлены несколько светодиодных приборов Philips SL10. Верхнюю часть порталов подсвечивали 23 i-Pix Satellite, а два i-Pix BB4 LED использовались для создания эффекта blinder и подсветки порталов снизу вверх. За заливку занавесов отвечали 20 приборов PixelLine 1044 LED, расположенных на двух панелях LX.
В дополнение к вращающимся «головам» и светодиодным источникам, над сценой и на лестницах было установлено большое количество обычных световых приборов, в том числе профильные прожекторы etc Source Four и прожекторы PAR, а также два robert juliat Cyrano. Использовался «звездный занавес», изготовленный для Qdos на заказ. «Атмосферные эффекты» включали в себя два прибора Gem Glaciator, два хейзера K1 и генераторы дыма/тумана Mini-Mist и ZR33.
Программирование светового шоу выполнили Ник Ричингс и Ник Бигли (Nick Beagley) на консоли grandMA 2 full size. Начиная с генеральной репетиции, световым шоу управлял Джейми Челонер (Jamie Chaloner), который сотрудничал со специалистами HSL уже во время подготовки театральной постановки.
HSL также предоставила большое количество выполненных на заказ гобо для различных источников движущегося света. Учитывая число спектаклей, координация производства и поставки гобо для всех пантомим были непростой задачей для Ли Фаррелла и его команды, с которой они, впрочем, успешно справились.
«Алладин»
Ковер-самолет переносит нас на 80 км на восток, в Эдинбург, где в Edinburgh Kings Theatre была поставлена пьеса «Алладин».
Световое шоу спектакля разработал Бен Крэкнелл, который внес яркие краски Востока в зимние шотландские дни. Его коллеги, Ник Мамфорд (Nick Mumford, Production LX) и программист Натан Рейнард (Nathan Raynard), взаимодействовали со Стюартом Мак-Гиллом (Stewart McGill), руководителем департамента освещения Kings Theatre, на этапе инсталляции оборудования. Все световые приборы, как те, что были предоставлены HSL, так и те, что уже имелись в театре, были установлены на системе подъема с противовесом, которая включала в себя 44 панели, дополнительные позиции и фронтальную ферму для звукового оборудования.
На FOH-позиции в передней части бельэтажа были размещены два Vari*Lite VCL3000 и два V*L3500. Еще два прибора этой фирмы находились на бельэтаже и применялись для создания полной заливки сцены.
Над сценой 10 прожекторов Robe 60E и 16 Robe LEDWash 600 использовались для создания визуальных эффектов и заливки сцены. Они являлись основой световой установки. Как и в случае с «Золушкой», приборы движущегося света выполняли значительную часть работы, это доказывает, что в данных условиях идеальное решение заключается в использовании продуманного количества оборудования и соответствующего программирования.
Приборы PixelLine работали в напольном положении для создания подсветки задника сцены. Вдоль передней части сцены находился ряд устройств Chroma-Q ColorBlock db4, которые выполняли функции нижних рамповых софитов, а также применялись для создания эффекта blinder. Шесть стробоскопов Atomic, расположенных в разных местах, включались в определенные моменты. Портальную арку обрамляли несколько гирлянд со стробоскопами типа egg.
На сцене было задействовано три управляемых по протоколу DMX «звездных занавеса», которые опускались и поднимались в нужные моменты, создавая антураж различных экзотических мест, в которых происходит действие спектакля. В сценах с ковром-самолетом использовалась маскировка для порталов.
HSL предоставила 48 профильных прожекторов Source Four, 36 прожекторов PAR, три набора Coda (они были подвешены над сценой для создания заливки занавесов), а также дополнительные прожекторы PAR и приборы с линзой Френеля, которые использовались для освещения декораций сверху вниз.
Собственная световая FOH-установка эдинбургского театра, задействованная в спектакле, состояла из 50 профильных прожекторов Strand SL и двух Source Four со скроллерами.
Световое шоу было запрограммировано на пульте ETC Geo, имеющемся в театре. Ежедневное управление световым шоу выполнял Стюарт Мак-Гилл. HSL также предоставила два прожектора robert Juliat.
«Алладин» — самая продолжительная постановка пантомимы из всех, которые состоялись в 2014 году.
Ли Фаррелл подводит итоги: «Учитывая, сколько оборудования пришлось ввозить и вывозить, плюс где-то хранить до начала спектаклей и после того, как сезон закончился, нам пришлось весьма серьезно подойти к логистике, организации и координации работ. Задача была очень сложная, но благодаря моим коллегам (а это один из тех случаев, когда буквально все сотрудники компании были задействованы в проекте) удалось достичь отличных результатов».
Он добавляет, что в первый год своей деятельности в качестве менеджера этого проекта он был уверен, что работа будет достаточно простой — по крайней мере, так это выглядело на бумаге. Оказалось, что обеспечить 21 полномасштабную театральную постановку на практике не так просто. «На бумаге все выглядит так легко, но к этой простой схеме нужно добавить реальный мир, ежедневную работу крупной прокатной компании, логистику, художников по свету, технический персонал, менеджеров проектов и так далее — и тогда внезапно осознаешь необъятность работ и понимаешь, как много дипломатии потребуется.
Самое сложное было, когда потребовалось много гобо, выполненных на заказ, причем все они для разных приборов, и на их подгонку отводилось совсем немного времени, — продолжает Фаррелл. — Я хочу поблагодарить всех, кто помог мне в этой работе: и сотрудников HSL, и поставщиков Rosco, Projected Image, Goboland и Apollo Designs. Огромное спасибо художникам по свету и их командам за понимание, терпение и поддержку!»
www.hslgroup.com