ГлавнаяНовостиИнсталляцииЗвук для Летних Олимпийских и Паралимпийских игр — 2012  в Лондоне

Звук для Летних Олимпийских и Паралимпийских игр — 2012  в Лондоне

«Компания L-ACOUSTICS была выбрана официальным поставщиком звукового оборудования летних Олимпийских и Паралимпийских игр — 2012 в Лондоне. Перед командой специалистов стояла непростая задача оснастить акустической системой Олимпийский стадион в Лондоне. Звук на специально построенном стадионе вместимостью 80 тыс. мест требовался безупречный, причем речь шла не только о торжественном открытии и закрытии Олимпийских и Паралимпийских игр, но и обо всех спортивных соревнованиях на протяжении 29 дней.

Краткий список систем звукоусиления L-ACOUSTICS:

  • 220 V-DOSC
  • 100 KUDO
  • 88 SB28
  • 51 ARCS II
  • 70 LA-RAKS
  • 18 8XT
  • 8 SB18
  • 8 12XT
  • 2 108P, SB18 и LA8 для мониторинга ближнего поля во время репетиций
  • 22 RCF ART322i

За инженерное решение и его воплощение на Олимпийском стадионе отвечал проектировщик акустической системы Олимпийских игр — 2012 Скотт Виллсаллен (Scott Willsallen). Приводим его рассказ.

«Впервые я управлял таким мощным звуком. Никогда раньше еще не объединяли в общую сеть столько усилителей. На Олимпийском стадионе собрали и подвесили на специально разработанном натяжном кольце 22 линейных массива: для этого потребовалось 220 акустических систем V-DOSC и 51 система ARCS II (в качестве fill-систем). На крыше закрепили два дополнительных подвеса по шесть систем KUDO в каждом. На полу установили 88 сабвуферов SB28 и 88 систем KUDO для дополнительно звукоусиления во время церемоний открытия и закрытия Игр. Поставщиками оборудования выступили компании Delta Sound, Norwest Productions, Autograph и Britannia Row Productions.

Еще до начала проекта мы со звукорежиссером церемоний Бобби Айткеном (Bobby Aitken) знали, что в открытии и закрытии Олимпийских игр 2012 года будут участвовать звезды мировой музыки первой величины. Основная музыкальная тема должна была задавать нужное настроение и держать аудиторию.

Чтобы добиться максимально качественного звука на Олимпийских играх — 2012, мы выбирали лучшее оборудование и лучших специалистов. Подготовка к монтажу заняла несколько месяцев, а по отдельным пунктам — несколько лет. К акустической системе предъявлялись конкретные требования: не бросаясь в глаза, она должна обеспечить отличный звук во время торжественных церемоний и спортивных соревнований.

Цели проекта

Принципы проектирования

 

В большинстве предыдущих проектов я использовал рассредоточенные напольные громкоговорители, это позволяет охватить нижние ярусы зрительных мест. Опыт показал, что раздельное покрытие нижних и верхних ярусов дает отличные результаты. Поэтому на первом этапе проектирования было решено, что для покрытия верхнего яруса мы используем массивы в виде кругового подвеса, а для покрытия нижнего яруса — выставленные по окружности напольные массивы. Я старался добиться максимального вертикального покрытия при минимальном количестве оборудования, равно как и максимального горизонтального покрытия при минимальном количестве массивов. Кроме того, мы ориентировались на оборудование с минимальным энергопотреблением.

 

На стадионе большая зона была отведена для СМИ. Телевизионщики разместились на нижних ярусах. Представители прессы работали в том же секторе, но на верхних ярусах. За всеми аккредитованными комментаторами были закреплены места на нижнем ярусе: отсюда они наблюдали за церемониями и соревнованиями. При запуске акустической системы стало ясно, что необходимо ослабить покрытие журналистских трибун, чтобы, не лишая комментаторов возможности в полной мере наслаждаться происходящим, позволить им вести репортажи с чистым, качественным звуком. В итоге на нижних ярусах журналистских трибун уровень сигнала был понижен на 6 дБ. Для верхних ярусов корректировки не потребовались.

 

Стереозвук

 

Мы стремились охватить стереофоническим звучанием как можно больше зрителей. При работе с рассредоточенными массивами получить такой эффект бывает непросто, но нам все же удалось достичь распределения правого и левого сигнала между элементами подвесов и напольной установки.

 

Соревнования

 

По предварительному решению громкоговорители в подвесах должны были использоваться и во время спортивных соревнований. Поэтому потребовалось оснастить подвесы дополнительными элементами для улучшения покрытия нижних ярусов. На время церемоний дополнительное покрытие отключалось.

 

Подвес линейных массивов

 

Форма замкнутой монтажной балки повторяла овальную форму арены. Краевое крепление мы расположили на расстоянии примерно 30 м от края крыши и на высоте около 30 м над ареной. Такое геометрическое решение является идеальным для подвесных массивов.

 

Краевое крепление представляло собой гибкий стальной трос диаметром 48 мм, растянутый по радиусам при помощи 56 стальных тросов, закрепленных на стропильной системе крыши. Для устойчивости было решено крепить подвесы с массивами на пересечении натяжного кольца и радиальных тросов. Кроме того, мы учитывали расположение чаши с Олимпийским огнем и других элементов декораций.

 

Процесс проектирования

 

Работа на лондонском Олимпийском стадионе оказалась для меня немного непривычной. Стадион был уже построен, а значит, во-первых, в моем распоряжении были проектировочные САПР-файлы, а во-вторых, я мог осмотреть объект вживую, сразу прикинуть, как будет на нем выглядеть система. Сначала на основе САПР-файлов я создал EASE-модель — эмуляцию оборудования и программного обеспечения. На модели нам предстояло опробовать различные варианты комбинаций оборудования L-ACOUSTICS и выбрать из них пять. Определившись с пятеркой вариантов, мы приступили к проектированию.

 

Акустический расчет системы проводился в программе трехмерного моделирования L-ACOUSTICS

 

SOUNDVISION; некоторые аспекты поля реверберирующего звука анализировались в EASE.

 

Геометрия

 

Место проведения мероприятия имело довольно простую, постоянную форму. Но верхний и нижний ярусы нельзя было считать единым целым: на юге и севере были установлены видеоэкраны, а на западе находился дополнительный средний ярус. Основное проектное решение состояло в установке напольных и подвесных массивов таким образом, чтобы создать неразрывное вертикальное покрытие. Этот вариант отлично подходил для двух третей стадиона, однако средний ярус в западной части требовал иного решения. Найти его предстояло на этапе настройки и запуска акустической системы.

 

Длина подвесов

 

Чтобы обеспечить на верхнем ярусе звучание нужного уровня и качества, в каждый подвес было решено объединить 10 систем V-DOSC. Длина каждого линейного массива составила чуть больше 4,5 м и позволила добиться оптимальной работы низкочастотного диапазона.

 

Углы между кабинетами V-DOSC были выбраны так, чтобы получить предсказуемую равномерную характеристику по мощности в пределах +/–1 дБ.

 

Было установлено 22 массива, именно такое количество позволило добиться стереозвучания без потери разборчивости и без наложения сигналов. Кроме того, именно 22 массива оптимально соответствовали геометрии кольца натяжения.

 

Вся система подвесов V-DOSC также отлично справлялась с требованиями к звуку во время спортивных соревнований. Благодаря 22 подвесам мы получили безупречное покрытие верхнего и среднего ярусов стадиона на западе и верхнего яруса в остальной части стадиона. Но для того, чтобы обеспечить покрытие нижнего яруса, массивов в подвесах было недостаточно.

 

Первоначально мы хотели разработать для подвесов V-DOSC дополнительную предустановку широкополосного режима, рассчитанную именно на соревнования (она должна была учитывать отсутствие сабвуферов), и при помощи настроек системы эквализации добиваться расширения частотной характеристики. Тогда нижние ярусы оказывались в нижнем диапазоне 40…80 Гц, поэтому для заливки нужны были двухполосные системы, которые бы не оказали критического влияния на вес системы и количество усилителей. И как раз в это время компания L-ACOUSTICS вывела на рынок новинку — линейные массивы с постоянной диаграммой направленности ARCS II. Они обладали нужной мощностью, а необходимое покрытие обеспечивалось всего за счет двух кабинетов. Мы дополнили подвесы парой систем ARCS и получили прекрасное заполняющее покрытие всего нижнего яруса.

 

Напольная установка

 

На фотографии видно, что каждый напольный массив состоял из четырех систем KUDO и четырех сабвуферов SB28. Размеры кабинетов KUDO позволили устанавливать их по четыре один на другой. SB28 расположили горизонтально, чтобы получить массив с горизонтальной направленностью покрытия. Вертикальное покрытие нас не интересовало. Целью было сделать так, чтобы любого места на трибунах достигал звук минимального уровня громкости в низкочастотном диапазоне, то есть добиться разборчивости при пробивном звуке. Решение оказалось удачным.

 

Заполнение

 

Система звукоусиления разработана конкретно под геометрию этого зала, но остаются места (фрагменты декораций, операторские платформы), которые «затеняют» определенные зоны на трибунах. Поэтому еще на этапе проектирования мы предусмотрели восемь дополнительных громкоговорителей 12XT для церемоний открытия и закрытия.

 

Установка усилителей

 

По всей верхней окружности Олимпийского стадиона тянется галерея. На ней размещены силовые агрегаты, элементы управления автоматикой, узловые элементы сети звукового оборудования.

 

В некоторой степени расположение усилителей зависело от расположения узловых элементов сети звукового оборудования, но гораздо важнее было расположить усилители так, чтобы, во-первых, защитить их от влияния окружающей среды, а во-вторых, использовать кабели минимальной длины. Мы добились поставленной цели: усилители и подвесы соединяли кабели длиной 50 м, а все усилители были надежно укрыты от постоянной лондонской мороси.

 

Сеть и распределение сигнала

 

Передача сигнала и магистральная передача данных осуществлялась по четырехжильной волоконно-оптической сети. Две жилы зарезервировали под замкнутую систему с обратной связью Optocore, по которой шла передача аудиосигнала по всей сети. Вторую пару жил подключили к компьютерной сети с пропускной способностью Гбит/с. Такую сеть называют Audio LAN. Ее распределили на четыре сети VLAN и одну из них отвели под LA Network. В сеть предстояло объединить более 200 усилителей LA8, поэтому особое внимание уделялось архитектуре сети и предварительной настройке IP-адресов. На каждый подвес работали шесть усилителей LA8: пять на V-DOSC и один на ARCS II; в напольных установках работали по три усилителя LA8: два на KUDO и один на SB28. Таким образом, на каждый массив требовалось выделить девять IP-адресов.

 

Шумовое загрязнение

 

Спроектированная система вполне вписались в ограничения по уровню шумового загрязнения окружающей среды. На FOH-пульте всегда работал регистратор уровня звукового давления. Пара жалоб на шум от местных жителей во время ночных подготовок к церемонии закрытия все же поступила, но, честно говоря, я бы на их месте тоже жаловался.

 

За все время работы на Олимпийском стадионе ни один компонент системы производства L-ACOUSTICS не отказал. А надежность в нашем случае дорогого стоила, ведь добраться до подвесов в случае отказа оборудования было бы очень сложно.

 

На протяжении четырех месяцев более 450 громкоговорителей круглосуточно находились под открытым небом, и за все это время вышли из строя только два 15-дюймовых динамика. Такой показатель демонстрирует надежность систем L-ACOUSTICS, с одной стороны, и результативность усилий компании Delta Sound по подготовке оборудования к эксплуатации — с другой.

 

Итогом работы стало великолепное звучание системы».

 

sonoruss.ru»

Тэги записи:
Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016