ГлавнаяНовостиИнсталляцииСаранск: Русский драматический театр вернулся на родную сцену

Саранск: Русский драматический театр вернулся на родную сцену

«Русский драматический театр сегодня „безнадежно“ счастлив!» — пронеслись над залом восторженные и одновременно трогательные слова Зинаиды Павловой. Именно ей, народной артистке Республики Мордовия, отдавшей 30 лет жизни театру русской драмы, досталась важная миссия — на церемонии открытия выступить от лица творческого коллектива и вручить главе республики именное приглашение на все постановки театра. «Землю попашем — попишем стихи», — процитировал советскую классику Владимир Волков, принимая подарок от театралов, и обещал быть, пусть и не на всех спектаклях, но так, чтобы успевать строить другие театры в Мордовии.

3 февраля 2017 года Государственный русский драматический театр Республики Мордовия официально открылся после масштабной реконструкции. Скромные в современной системе культурно-строительных координат размеры объекта практически никак не упростили задачу для строителей. Здание театра, возведенное в 1961 году (архитектор М. С. Гельфер), сегодня внесено в реестр республиканских памятников культуры, что диктует жесткий регламент всех проводимых здесь работ и особые требования к профессионализму строительных организаций-подрядчиков.

К слову, во всей стране по этому, условно типовому, проекту было построено лишь три театра. Разумеется, более чем за полвека здание театра в Саранске пережило не один ремонт, но тем не менее закономерно перестало отвечать современным нормам эксплуатации. На этом сложном проекте компания «Имлайт», занимавшаяся комплексным техническим оснащением площадки, вновь встретилась с ООО «Анелия» — ведущей строительной организацией в Республике Мордовия, имеющей большой опыт работы с объектами культурного наследия. В ходе реконструкции были заменены все внутренние и наружные инженерные коммуникации, полы, потолки. Отремонтированному фасаду вернули исторический цвет, восстановили карнизы и барельеф над главным входом, отреставрировали мраморное покрытие главных лестниц входа. Но ключевые изменения произошли в самом сердце театрального дома — его сценическом комплексе, обретшем новые технические возможности.

Владимир Волков, глава Республики
Мордовия:

О новом доме, о новых условиях мечтали все — и театральная труппа, и зрители. К тому же в этом году театру русской драмы исполнится 85 лет, поэтому, несмотря на кризис, мы нашли возможность провести масштабные работы по реконструкции театра общей стоимостью более 395 миллионов рублей. Мы провели не просто реконструкцию — по сути, мы получили новый театр. Большая часть средств выделена из федерального бюджета, а сама реконструкция театра велась при непосредственной поддержке Министерства культуры РФ.

Я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в реализации этого крупного объекта: строителей, инженеров, архитекторов. Значительные средства — 94 миллиона рублей — пошли на приобретение оборудования: полностью заменено техническое оснащение сцены, по последнему слову техники оборудованы производственные цеха, мастерские, закуплены новые станки, внедрены новейшие технологии, которые обеспечивают высокое качество освещения и звука.

Когда реставрировался театр, труппа не сидела сложа руки, а создавала новые спектакли, актеры участвовали в фестивалях, завоевывали престижные награды в различных конкурсах. Приятно отметить, что в театре появилось много талантливой молодежи, которая пробует себя как в актерской работе, так и в режиссуре. Надеюсь, что театр наполнит культурную афишу региона новыми интересными постановками, и могу заверить, что правительство республики и впредь будет уделять большое внимание развитию театрального искусства.

Один из главных реликтов театра русской драмы — классический театральный занавес, шитый золотыми нитями, — также прошел сложный этап реставрации в цехах компании «Имлайт», но был сохранен в своем неизменном виде.

Зинаида Павлова,
народная артистка Республики Мордовия, заслуженная
артистка РФ:

Русский драматический театр сегодня «безнадежно» счастлив! Наш приют комедиантов обогрет и обихожен. Нельзя простыми человеческими словами передать все то, что испытал коллектив нашего театра, когда переступил порог этого дома, дорогого для нас всех. Впечатления мы проглатывали не жуя. Вот так думаешь: в правый угол посмотришь — красота, в левый угол посмотришь — честная работа. Просто честная! И все те, кто приложили свое старание к этой работе, доказали, что люди у нас в республике могут работать за совесть, не за страх.

Пока в родном здании шла глобальная реконструкция, Русский драматический работал в Мордовском государственном национальном драмтеатре. Старейшему культурному учреждению республики не впервой делить сцену: многие годы под одной крышей жили два прославленных

творческих коллектива — Русского драматического театра и Музыкального театра им. И. М. Яушева. И вот театр русской драмы вернулся на свою историческую сцену. Более того, после технического переоснащения в распоряжении коллектива, помимо большой сцены, появилась новая, экспериментальная, на 60 зрителей, так называемая творческая лаборатория.

Сергей Быков,
руководитель отдела комплексных проектов компании «Имлайт»:

Статус культурного наследия, запрещающий вносить конструктивные изменения при реконструкции здания, не мог не сказаться на концепции инсталляционного проекта Русского драматического театра. Мы работали в режиме постоянного поиска компромиссных решений, чтобы, не выйдя за жесткие рамки соблюдения исторической идентичности, создать коллективу театра современные высокотехнологичные условия для творческого процесса.

В ходе реконструкции вся геометрия Большого зала Русского драматического театра — размеры зеркала сцены, высота и глубина сценической коробки — осталась неизменной, но сценическая площадка обрела новые возможности благодаря функциональной верхней и нижней машинерии. Прежде всего был восстановлен поворотный круг сцены, простоявший без движения долгие годы: в нем полностью заменили двигатель, тросы, просевшие и сломанные колеса барабана. В театре вспоминают, что выход из строя этого любимого режиссерами элемента нижней механики был большой потерей, так как существенно ограничивал сценографические решения постановок.

Проект реконструкции верхней механики включал в себя модернизацию штанкетного хозяйства: хотя управление осталось ручным, были заменены все штанкетные подъемы. А вот все софитные подъемы сцены перешли на электрическое управление и сейчас приводятся в движение с помощью лебедок, оснащенных бесшумными театральными тормозами. Управление системой сценической механики реализовано на протоколе DMX-512.

В распоряжении художников по свету также появилась и мобильная группа рабочих инструментов — перекатные напольные башни, позволяющие создавать объемную световую партитуру театральных постановок.

IMG_8435 IMG_8199 IMG_8036

Андрей Кучеров,
заместитель директора Русского
драматического театра Республики Мордовия:

Театру уже давно был необходим серьезный «апгрейд» всего технологического комплекса. Тот парк оборудования и его техническое состояние, с которым мы вынуждены были работать до реконструкции, безнадежно устарели. Разумеется, готовя техническое задание, мы понимали, что в первую очередь скованы особым культурным статусом здания театра и невозможностью вносить кардинальные конструктивные изменения. Поэтому в процессе реконструкции мы перестраивали, совершенствовали, обновляли все, что позволяли строительные нормативы.

Так, несколько изменились подсобные помещения: диммерная станция, чтобы сократить длину кабельных линий, была перенесена из подвала в новое помещение на уровне первого этажа здания. При этом конфигурацию диммерной, количество стоек и подключений, прописывали с запасом — учитывали не только собственный парк оборудования, но и комплекты прокатных компаний.

До реконструкции театральное освещение преимущественно было реализовано на линзовых прожекторах, моральные и физические возможности которых себя изжили. Конечно, на них еще можно было работать, но не идти в ногу со временем. Для меня принципиальным было включить в проект новое линзовое световое оборудование бренда ЕТС, которое действительно отличается качеством, многофункциональностью и долгим сроком службы. Так что основной свет сейчас у нас построен на профильных прожекторах ЕТС — классическое театральное решение. Есть и светодиодные профильные прожекторы для заливающего света, и интеллектуальные приборы для динамических сцен. Да, о светодиодах в театре рассуждать можно много: в чем-то они уступают галогенной лампе, а где-то своим функциональным набором один LED-прожектор системы RGB может заменить пять фонарей. А это весомый экономический аргумент! К тому же светодиодные фонари ЕТС способны поддерживать естественную цветовую гамму и давать необходимую плотность свечения, которых добивается любой художник по свету.

Управление световым комплексом осуществляется с помощью профессионального театрального пульта ETC Gio, поддерживающего более 2000 каналов. С этой мощной функциональной консолью у меня была возможность познакомиться заранее — на техническом семинаре, организованном компанией «Имлайт».

Что касается звука, то благодаря реконструкции театр наконец-то перешел на «цифру» — управление звуковым комплексом зала, построенным преимущественно на акустических системах Dynacord, ведется с цифрового пульта Yamaha CL3.

IMG_7621 IMG_7612 IMG_7595

Денис Бекшаев,
руководитель отдела инсталляций компании «Флойд» (официальный дилер компании
«Имлайт» в Саранске):

Концепция архитектурного освещения здания Русского драматического театра рождалась не просто: фасаду этого памятника культуры оказались противопоказаны актуальные и достаточно популярные в мире тенденции архитектурного освещения, которые предлагались другими компаниями. Особенности исторического здания (точнее, невозможность провести полноценную реставрацию внешней отделки и выровнять фасады) давали недопустимые тени и искажали вечерний образ объекта. В результате был одобрен проект световой заливки, разработанный нашей компанией, позволяющий скрыть архитектурные изъяны.

Для освещения объекта были выбраны LED-светильники серии Strada TM IMLIGHT — оборудование, в разработке которого приняли участие и наши специалисты. Светильники этой серии уже отлично зарекомендовали себя в архитектурном освещении храма Мефодия и Кирилла, поэтому было принято решение использовать их в проекте Русского драматического театра. Сложность заключалась только в том, чтобы сделать светильники кластерными, но проектный отдел компании «Имлайт» справился с техзаданием. Этот нестандартный конструктив LED-светильников позволил красиво освещать фасад театра равномерной заливкой, используя эстетичные алюминиевые опоры стороннего производителя.

Определенные сложности возникли с архитектурным освещением центральной части здания, оформленной фронтоном с колоннадой. Время оставило свой отпечаток на огромных старинных колоннах (и опять же статус памятника культуры не позволял отшлифовать камень до идеально ровного состояния), и незаметные днем несовершенства поверхности резко выпирали под стандартным архитектурным освещением. Поэтому задачу освещения парадного входа мы решили с помощью световой заливки с выноса и дополнительного освещения пространства внутри портика с колоннами.

Свой новый, 84-й театральный сезон Государственный русский драматический театр Республики Мордовия открыл спектаклем «Поминальная молитва» в постановке Валентина Варецкого, режиссера-постановщика Театра Российской армии. Несмотря на то что актеры Русского драматического играют знаменитую пьесу Григория Горина уже третий сезон, на родной сцене история Тевье-молочника была сыграна впервые в день официального открытия театра после реконструкции.

Уже в марте театральная Мордовия окунется в долгожданное культурное событие — на сцену Русского драматического театра возвращается международный фестиваль «Соотечественники». Свое участие в фестивале, который уже в двенадцатый раз соберет ведущие театральные труппы из стран ближнего и дальнего зарубежья, подтвердили театры России, Израиля, Дании, Беларуси, Казахстана. Руководство республики и театра надеется, что новые технические возможности будут по достоинству оценены всеми участниками этого грандиозного театрального праздника.

IMG_7580

Технические особенности:

Объект

  • Государственный русский драматический театр Республики Мордовия

Местоположение

  • Саранск

Сроки реализации

  • Декабрь 2014 — январь 2017

Техническое задание

Комплексное оснащение здания Государственного русского драматического театра технологическим оборудованием по следующим разделам:

  • механическое оборудование;
  • световое оборудование;
  • звуковое оборудование;
  • видеопроекционное оборудование;
  • технологическая связь и телевидение;
  • служебная связь;
  • студия звукозаписи;
  • ППР.
  • Выполненные работы
  • Разработка проектно-сметной документации.
  • Разработка и изготовление оборудования, в том числе по индивидуальному заказу.
  • Поставка оборудования.
  • Монтаж оборудования.
  • Пусконаладочные работы.
  • Инструктаж персонала.
  • Гарантийное и сервисное обслуживание.

Спецификация оборудования

  • Механическое оборудование: IMLIGHT (Россия).
  • Системы управления световым оборудованием: ETC (США), IMLIGHT (Россия).
  • Световое оборудование: ETC (США), D.T.S. (Италия), Clay Paky (Италия), IMLIGHT (Россия), Silver Star (КНР).
  • Генераторы спецэффектов: Le Maitre (Англия), MLB (КНР).
  • Звуковое оборудование: DYNACORD (Германия), Beyerdynamic (Германия), Sennheiser (Германия), SHURE (США).
  • Системы управления музыкальным оборудованием: Yamaha (Япония).
  • Оборудование студии звукозаписи: Apple Mac Pro.
  • Видеопроекционное оборудование: EIKI (Япония).
  • Система трансляции: AMC (Литва), Jedia (Ю. Корея).
  • Технологическое телевидение: MICRODIGITAL (Ю. Корея).
  • Одежда сцены: IMLIGHT (Россия).

Объект

  • Руководители проекта — Быков Сергей, Мамонов Михаил.
  • Направления «звуковое оборудование», «видеопроекционное оборудование», «технологическое телевидение», «служебная связь» — Бызов Сергей, Сунцов Артем.
  • Направления «механика сцены», «световое оборудование» — Быков Николай.
  • Направление «слаботочные сети» — Шураков Сергей.
Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016