ГлавнаяНовостиИнсталляцииКонцертный зал Омской филармонии открылся после реконструкции

Концертный зал Омской филармонии открылся после реконструкции

«Здание концертного зала построено в 1967 году по проекту А. Каримова, главный конструктор — Д. Бутырин. Во времена стремительного развития киноискусства городу была необходима площадка, которая могла бы представлять собой комбинированный комплекс для проката кино и организации концертов крупнейших творческих коллективов. Так было решено построить концертный зал, который располагал не только рекордным в городе количеством зрительских мест (1200), но и самым большим экраном, широкой сценой и имел особое акустическое решение.

Но далеко шагнувшее вперед время предъявляет новые требования. Зданию, где ежегодно бывали лучшие оркестры страны, знаменитые артисты (в разные годы на площадках Омской филармонии выступали М. Ростропович, Ю. Темирканов, К. Элиасберг, В. Спиваков, Ю. Башмет, Н. Петров, Д. Мацуев, В. Репин, А. Третьяков, Л. Исакадзе, С. Стадлер, Г. Гродберг, О. Янченко, А. Фисейский, Д. Хворостовский, Х. Герзмава, В. Маторин и др.), требовалось значительное обновление. Зал уже не соответствовал современным концертным стандартам, а именно концертное направление стало единственным в деятельности комплекса после появления большого количества кинозалов в различных районах города. На старой сцене не было места для массивной аппаратуры, нуждалась в серьезном обновлении система акустики. В последние несколько лет разговоры о реконструкции концертного зала велись все чаще. Зал должен был стать приспособленным как для концертной деятельности различных эстрадных коллективов, так и для выступления филармонических оркестров.

Начатая в июле 2010 года по решению губернатора Омской области Леонида Полежаева полномасштабная реконструкция концертного зала филармонии завершилась в установленный срок. Именно реконструкция, а не капитальный ремонт, как планировалось первоначально, поскольку концепция английского акустика Николаса Эдвардса полностью меняла существующий облик зала и во главу угла ставила как раз его филармоническую направленность: правильные акустические параметры призваны сделать зал музыкальным с акустической точки зрения. Омский проект финансировался из областного бюджета. Работы не останавливали даже в 30-градусные морозы.

28 апреля 2011 года зал впервые распахнул двери для широкой аудитории. После реконструкции Омская филармония предстала перед омичами на совершенно ином, на несколько порядков выше, качественном уровне. Зрителей встретило светлое, уютное, сверкающее мрамором фойе и новая гордость филармонии — красивый, построенный по европейским стандартам акустический зрительный зал. В Омске появилась концертная площадка даже не российского, а мирового уровня.

Уникальную акустическую модель Омского концертного зала разработал один из ведущих акустических инженеров мира Николас Эдвардс — эксперт английской компании Acoustic Dimensions, автор акустического решения зала Королевского театра «Глобус» в Великобритании и еще более пятисот сценических площадок на разных континентах. Здесь все подчинено законам музыкальной геометрии. По решению Эдвардса, потолки концертного зала подняты почти на 10 метров, пол размещен под углом 12 градусов, с обеих сторон от сцены зал огражден наклонными конструкциями, снабженными специальными рассеивающими звук нишами, придающими залу форму трапеции, по всему периметру верхнего яруса раскинулись балконы. Опыт и исследования специалистов подтверждают, что именно в трапециевидных залах мощный и чистый звук. Балкон над сценой предназначен в том числе и для размещения хора во время концертов. Для изменения акустических свойств зала предусмотрены специальные поглощающие звук элементы с механизмами трансформации — 30 подъемно-опускных панелей, 12 дорог-раздержек с акустическими занавесами, 6 поворотных акустических панелей. Все это управляется с места помощника режиссера при помощи централизованных пультов.

Разработчиками проекта технологического оснащения концертного зала выступила компания «Центр театральных технологий Сибири» из Новосибирска, монтажные работы проводились также специалистами этой организации. Сцена снабжена подъемником для рояля, транспортирующим инструмент в специальное хранилище под сценой. Установлена и подъемная площадка для подачи на сцену декораций и музыкального оборудования. Площадки выполнены на винтовых механизмах, изготовленных компанией «Элсеремо Стейдж Технолоджи», Чехия.

Освещение зрительного зала состоит из четырехсот светильников. На месте привычного потолка не просто дизайнерское решение. Освобожденный от поглощающей звук обшивки, потолок напоминает усыпанное звездами небо.

Основное освещение сцены укомплектовано оборудованием нового поколения, отвечающим современным художественно-постановочным требованиям. Разнообразие световых эффектов, подсветки рельефа зала, актерского света позволяет проводить на сцене как крупномасштабные концертные мероприятия, так и симфонические.

Состав основного сценического светового оборудования: система управления состоит из двух пультов управления HES-Flying Pig Systems и ЕТС EOS Console, диммерная укомплектована оборудованием ADL Electronics Dimmer Cabinet (Санкт-Петербург), динамические приборы постановочного освещения Clay Paky, дистанционно управляемые лиры Comandor, прожекторы цветной заливки Selador ЕТС Vivid-R CE 21 LED fixture, прожекторы статичного света ЕТС Source Four и Selecon Arena PC. Теперь режиссерским постановкам доступны самые разнообразные цветосветовые решения.

Зал также оснащен самым современным звуковым оборудованием. Звуковое оснащение Центр Театральных Технологий Сибири выполнял совместно с сибирским отделением компании Skyfox.

В инсталляции использованы акустические системы производства компании Meyer Sound (США).

Для залов со звучащей акустикой обычные системы, состоящие  из двух мощных порталов, как правило, не дают удовлетворительного результат. Всю систему пришлось демонтировать, и для зала были изготовлены специальные электроакустические системы.

Для Омского зала спроектирована система из мощного центрального кластера (из шести громкоговорителей), двух сдвоенных портальных широкополосных громкоговорителей (без сабвуферов), устанавливаемых на авансцене, двадцати громкоговорителей окружающего звука и четырех фронтфиллов.

Пульт звукорежиссера концертного зала украшает микшерная консоль Legend 3000 фирмы Midas, работающая в сочетании с устройствами таких легендарных фирм, как Klark Teknik, Drawmer, dbx, Lexicon и T.C. Electronics, что многократно увеличивает качественные возможности обработки звука. Также в составе микшерных консолей два пульта фирмы DiGiCo, SD-8 и SD-9. Разнодиапазонные динамики подвешены над сценическим пространством, в том числе и над балконом, и по всему периметру зала. Система объемного звука Surround, также созданная из акустических систем Meyer Sound, обеспечивает отличную слышимость в любой точке зала, что позволяет зрителям насладиться тонкостью деталей звукового оформления мероприятий.

Зал оборудован современными системами режиссерской связи, трансляции и оповещения, видеопроекции и производства видеоконтента с мощными проекторами и суперсовременным светодиодным экраном Barco. Конференц-зал оснащен инфракрасной системой синхроперевода и многофункциональной системой конференцсвязи фирмы Bosch.

Монтажные и пуско-наладочные роботы подъемных механизмов выполнены специалистами компании Центр театральных технологий Сибири при содействии Вячеслава Сердюкова, представителя и технического консультанта фирмы ChainMaster на территории России и СНГ.

Фермовая конструкция над планшетом сцены подвешена на 31 электрической цепной лебедке BGV-C1 (грузоподъемность 500 кг, постоянная скорость 10 м/мин, производство фирмы ChainMaster, Германия). Эти цепные лебедки имеют 12-кратный фактор безопасности и включают систему двойных независимых тормозов, запатентованную фрикционную муфту, электромеханические концевые выключатели (для крайних рабочих и аварийных положений вверху/внизу), контакторы управления, инкрементальный датчик положения и датчик нагрузки.

Управление лебедками осуществляется посредством четырех восьмиканальных контроллеров BGV-C1 ручного управления (объединенных между собой) с функцией группового выключения. К первому контроллеру подключен ChainMaster ProTouch пульт дистанционного управления на 48 каналов с сенсорным экраном, кнопкой «Пуск» и кнопкой аварийной остановки. Контроллеры размещены на рабочих колосниках, в непосредственной близости от лебедок, а пульт управления располагается на планшете сцены в операторской, для удобства управления — с визуальным контролем перемещения фермовой конструкции. Система управления предусматривает возможность расширения посредством добавления еще двух контроллеров для управления еще сорока восьмью цепными лебедками.

ProTouch пульт управления (со встроенным PLC) позволяет конфигурировать индивидуальные группы подвеса и задавать путь перемещения как в ручном (подъем/спуск), так и в автоматическом режиме до заданной высоты (по заранее введенным пресетам до 48 шт.). Предусмотрена функция автоматической остановки лебедок при достижении крайних положений перемещения вверх/вниз (которые можно изменять на программном уровне), при перегрузке или недогрузке (ослабление цепи) или в случае отказа/неисправности хотя бы одной лебедки. Позволяет в реальном масштабе времени протоколировать все операции, осуществлять мониторинг фактического позиционирования и степени нагрузки для каждой отдельной лебедки. Интуитивно понятный интерфейс с функцией предотвращения некорректных операций, с возможностью записи и восстановления всех данных. Система управления предназначена для осуществления сложных монтажных работ в местах сцен зрелищных объектов, над головами людей, в соответствие со всеми требованиями нового немецкого стандарта SQ P2 по безопасной эксплуатации электрических цепных лебедок.

Оснащение зала позволяет его использовать двояко. Когда это требуется, на стенах автоматически появляются звукопоглощающие панели, полностью меняя звуковую архитектуру площадки. Всего 30 звукопоглощающих панелей, вертикально по три штуки в пяти рядах по боковым сторонам. Для подъема/спуска этих панелей задействовано 60 (по две на каждую панель) электрических цепных лебедок BGV-C1 грузоподъемностью 250 кг, с постоянной скоростью 10 м/мин, производства фирмы ChainMaster.

Управление лебедками осуществляется с общего пульта дистанционного управления, посредством восьми восьмиканальных контроллеров BGV-C1 ручного управления, объединенных через сплиттеры. Достаточно активировать (включить переключатель вверх или вниз) на сплиттерной системе необходимые пары лебедок, нажать на пульте управления кнопку «Пуск» — и выбранные звукопоглощающие панели займут исходное положение.

Для подвеса трех линейных массивов над планшетом сцены задействовано шесть (по две на кластер) электрических цепных лебедок BGV-C1 грузоподъемностью 500 кг каждая и один восьмиканальный контроллер BGV-C1 ручного управления 8-каналов производства фирмы ChainMaster.

Но соответствие современным концертным стандартам — не единственный концепт нового зала. Ориентация на комфорт зрителей была еще одним неотъемлемым требованием реконструкции. Три гардероба, современная система видеонаблюдения и пожаротушения, совершенная система вентиляции и кондиционирования (в здании смонтировано 44 больших и два малых калорифера), специальные акустические кресла в зале, изготовленные на заказ в Испании, кожаная мебель в фойе — все это должно служить приятному времяпрепровождению любителей музыки.

Закулисное пространство концертного зала вместило в себя гримировочные комнаты, костюмерные, инструментальный склад, кабинеты администрации Омского академического симфонического оркестра, звуко- и светотехников, инженеров, постановочной группы, обновленный балетный класс для репетиций танцевальной группы Омского русского народного хора с необходимым комплексом раздевалок и душевых.

Материал предоставлен компаниями Центр театральных технологий Сибири, Chain Master, Sky Fox.

www.chainmaster.ru
www.skyfox.ru
www.ctts.ru»

Тэги записи:
Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016