Стратегия 2011

«В начале июня 2011 года в Москве прошла очередная «Встреча друзей АРИСа» — ежегодный семинар партнеров компании «АРИС». Эти семинары, более известные под аббревиатурой АПМ, проходят уже несколько лет, и каждый раз компания старается провести их в как можно более необычном месте. Однако в этом году семинар решили не увозить из города и пригласили партнеров и друзей в столицу. Два рабочих дня, две разные площадки, и два совершенно разных формата общения.

Здравствуйте, меня зовут Ярослав Удовик, я генеральный директор компании «АРИС»…» Нельзя сказать, что это приветствие, прозвучавшее в самом начале вступительной речи, стало новостью для партнеров «АРИСа», но акцентировать внимание на этом моменте определенно стоило. В компании Ярослав Удовик уже много лет, прежде он занимал кресло главного инженера, и вот теперь — генеральный директор, пришедший на смену Георгию Матышнюку. И хотя для большинства участников семинара сам факт смены руководителя не был сюрпризом, вопросов от этого не уменьшилось, и главный из них: станет ли Ярослав «новой метлой», которая заметет по-новому? Что ж, АПМ — отличное место, чтобы это выяснить.

Дизайн ультрамодного клуба поначалу откровенно шокировал. Но именно в такие места сегодня покупают самый дорогой звук

Но для начала непосредственно о месте встречи. Считается, что «Ванильный ниндзя» — закрытое частное заведение, в которое невозможно просто так попасть с улицы. С одной стороны, в это легко поверить, потому что, не зная адреса, вы этот клуб попросту не найдете (с улицы — всего-навсего фиолетовая дверь со звонком, вообще без каких-либо отличительных знаков), с другой — в то, что эти обшарпанные интерьеры в стиле автомойки двадцатого века с потрепанной мебелью, словно собранной по свалкам, и есть самое пафосное заведение столицы, многочисленные гости верить просто отказывались. Впрочем, лично мне показалось, что в этой идее определенно есть что-то такое… Особенно когда в зале была включена звуковая система: линейный массив d&b audiotechnik T-серия и акустические системы ближнего поля для озвучивания ниш (тот же d&b). Когда звук стоит дороже, чем вся остальная площадка вместе взятая, поверить в то, что ты находишься в крутом клубе, уже не так сложно. Впрочем, собрали нас вовсе не для того, чтобы послушать T-серию. На мой вопрос, почему выбран «Ванильный ниндзя», Ярослав спокойно ответил: «Мы продаем самый дорогой профессиональный звук, а это одно из самых престижных московских заведений. Я хотел, чтобы все наши региональные партнеры лично посетили это необычное место. Просто чтобы почувствовать дух современной индустрии». Место и правда необычное. Ну что ж, посмотрели, теперь к делу.

Второй день прошел в куда более привычной обстановке

Речь нового руководителя действительно в большей степени была посвящена определению принципов работы, которыми «АРИС» будет руководствоваться в ближайшие годы. «Мы не перепродаем звуковое оборудование и технологии, мы являемся полноценными представителями компании-производителя на территории РФ». Этот тезис, на мой взгляд, стал ключевым, потому что именно он задавал тон всему общению и наделял смыслом все происходящее. Компания «АРИС», всегда декларировавшая свою открытость и прозрачность, теперь заявила о планомерном отказе от деятельности по принципу обычной перепродажи в пользу полноценного представительства.

Для отечественного рынка шоу-технологий это довольно смелая концепция. Не секрет, что российский рынок весьма специфичен и к нему трудно подходить с западными мерками, но подходить надо, этого требует время и постоянно растущий уровень оборудования. Таким образом, компания «АРИС» вынужденно берет на себя функцию некого буфера между двумя бизнес-культурами: прозрачной, открыто-расчетливой западной и спонтанно-скрытной российской. Очевидно, что гармонично сосуществовать эти две системы не могут, и «АРИСу», встав на путь западных бизнес-ценностей, необходимо переманить на свою сторону своих же партнеров. Начинать приходится с самых простых вещей. «Многие до сих пор не понимают, что такое представитель компании в России, — сетовал в своем выступлении Ярослав Удовик, — и пытаются покупать оборудование у наших партнеров в обход нас. На практике это то же самое, что пытаться купить машину непосредственно на заводе, где ее производят. Завод для того и делегирует права на распространение своего продукта, чтобы не держать для этого собственную структуру. У завода ее нет. Мы и есть эта структура».

И нигде в мире такое положение дел не вызывает недопонимания. Кроме участников нашего рынка, которые нет-нет да и напишут на ломаном английском письмо прямо в головной офис Beyerdynamic с просьбой продать им пару наушников со скидкой. Такие письма производитель пересылает своему региональному представителю: разберитесь, мол, чего хочет этот господин. Звучит все это забавно, но так происходит на самом деле.

К тому же, большинство представляемых «АРИСом» технологий и продуктов просто невозможно продавать «в серую», словно сотовые телефоны. Зачастую это сложнейшие системы, требующие квалифицированного, компетентного подхода. Кто-то должен не просто продать, но и научить пользоваться, а после взять на себя гарантийные обязательства и послегарантийное обслуживание. Поэтому «серые» схемы в этом бизнесе постепенно сходят на нет. Поэтому на АПМ говорили о новых бизнес-стратегиях.  

Итак, «АРИС» взял на себя труд нести в профессиональные массы западный подход к бизнесу. В нашей стране это сложно расценить как бизнес-стратегию, это скорее миссия. А любую миссию лучше начинать с себя, поэтому о том, как нужно переходить на современные рельсы, компания решила поговорить на собственном примере.

Компания растет, развивается, ориентирована на расширение бизнес-горизонтов, и все это требует новой тактики и стратегии. Для начала всегда хорошо определить свои сильные и слабые стороны, преимущества и риски своего положения. Для оценки этих факторов западный бизнес уже давно использует SWOT-анализ, и в 2011 году, впервые за историю проведения АПМ, компания «АРИС» поделилась с собравшимися итогами собственного исследования. Разумеется, в рамках статьи о корпоративном мероприятии было бы некорректно выкладывать результаты полностью, но есть в них пара пунктов, интересных для обсуждения. Так, SWOT-анализ показал, что для компании, стремящейся сделать свой бизнес максимально открытым, самой большой внешней угрозой на сегодняшний день является государство, особенно в части непостоянства таможенных правил. Для бизнеса, обслуживающего технически сложные проекты, где используются уникальные технологии, работа над которыми часто идет годами, такая непостоянная политика государства является серьезной проблемой.

Еще одной слабой стороной, выявленной методом SWOT, стала структура компании. Бизнес «АРИСа» растет. Индустрия выходит из кризиса. Уже в этом году компания собирается превзойти обороты максимального за всю ее историю 2008 года, и обслуживание возросших оборотов потребует новых кадровых ресурсов. Но даже не это представляет собой основную сложность. Все большее значение в современном бизнесе, особенно в таком высокотехнологичном, как профессиональный звук, начинает приобретать образование. Стоит ли говорить о том, что в нашей индустрии это абсолютно непаханое поле? И в этом отношении Ярослав Удовик заявил о самых серьезных планах компании: «Создание обучающих программ на русском языке, запуск постоянно действующей сетки семинаров, конференций и мастер-классов — сегодня это среди самых срочных задач, на которых мы фокусируем большую часть нашего внимания».

И работать в этом направлении нужно очень активно. Очевидно, что большинству технических специалистов компании, которым поручили выступить с докладами по стратегии того или иного бренда, было трудно выполнять возложенные на них риторические задачи. И никто не судил за это строго. Но, раз уж компания встала на путь маркетингового просвещения, впредь докладчикам придется поработать над стилем. Ведь любой современный бренд — это не только технические характеристики, это практически религия, которой нужны свои пастыри, добрым словом и скидкой обращающие в свою веру все новых адептов.

Первый день семинара АПМ наглядно показал, что представляет собой один из лидеров нашей индустрии сегодня и куда он собирается двигаться под началом нового руководителя. Набор первоклассных брендов, приверженность европейским бизнес-стратегиям, развитие русскоязычных обучающих программ по технологиям и маркетингу плюс здравая доля авантюризма — пожалуй, это и есть современный «АРИС». Микс достаточно приятный на вид и надежный на ощупь.

Второй день семинара проходил уже на другой, менее экстравагантной площадке и был полностью посвящен новой серии d&b — серии White. Но об этой новинке читайте отдельную статью.

Александр Хорев
«

Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016