ГлавнаяНовостиБизнесДиверсификация экономики

Диверсификация экономики

«Продаваемое в нашей индустрии оборудование — в основном иностранного производства. Недорогие бренды тиражируют свой продукт тысячами экземпляров в Китае, дорогие — гордятся европейской и американской сборкой. Производство шоу-технологий в России есть, но сегодня оно поставлено на грань выживания. И не только в экономическом плане.

А нужно ли нам собственное производство вообще? Понятно, что стране необходим экономический, продовольственный и технологический суверенитет, но шоу-технологии не входят в число товаров первой необходимости. Стратегического значения они тоже не имеют. Для чего городить огород, если запад в любой момент готов поставить нам свою продукцию?

Очевидно, что некоторые вещи мы не сможем выпускать при всем желании. В секторе недорогих товаров и оборудования мы никогда не победим взращенный на западных деньгах и технологиях промышленный Китай, а в области дорогих высокотехнологичных инженерных решений за последние двадцать лет у нас образовался такой пробел, что ликвидировать его на одном желании явно никак не получится. Да и будет ли спрос на «Made in Russia» после того, как идея поддержки отечественного производителя неоднократно проваливалась?

Что ж, возможно, это покажется удивительным, но в нашей стране, в нашей индустрии работает достаточно много компаний, располагающих собственными производственными мощностями. Некоторые фирмы занимаются исключительно производством, причем не только технически несложной продукции вроде металлоконструкций или силового оборудования, но и весьма продвинутой техники: студийных микрофонов, оборудования для обработки и конвертации звука, интеллектуальных осветительных приборов, театрального света, механики сцены, усилителей мощности и многого другого. Эти компании существуют потому, что их продукция востребована и приносит прибыть. Производить выгоднее чем перепродавать, и глупо не производить, если на твое оборудование есть спрос.

А зачастую потребителю проще и выгоднее иметь дело именно с отечественным производителем. Например, компания «Система» уже много лет работает на рынке сценических и театральных технологий, производя уникальные дистанционно управляемые световые приборы для театров и телевидения. Руководитель департамента технологий автоматизированного управления светом Александр Ефимов так охарактеризовал преимущества продукции своего предприятия: «Мы работаем в России уже много лет. Понимаем проблемы наших театров, знаем их специфику, а значит, создаем приборы, максимально адаптированные к условиям российских сценических площадок. Кроме того, мы живем и работаем в одной стране, говорим на одном языке. Мы всегда рядом — на расстоянии телефонного звонка».

Когда речь идет о технически сложном оборудовании, говорить на одном языке и работать с одной валютой гораздо удобнее, но этим не исчерпываются аргументы в пользу оборудования ТАУ «Система», произведенного в России. «Гарантией конкретно нашего технологического лидерства является узкая специализация на автоматизации света, — говорит А. Ефимов. — Несколько поколений разработок, десятки действующих световых комплексов, тысячи выпущенных приборов. Сегодня наши технические решения основаны на фундаменте специальных знаний и многолетнем опыте практической эксплуатации». Иными словами, это оборудование российского производства обладает реальными конкурентными преимуществами.

Есть в нашей стране и вовсе уникальные предприятия. Так уж исторически сложилось, что конкурировать с продукцией, например, тульской компании «Октава» не может ни один западный и тем более дальневосточный производитель. Компания выпускает профессиональные студийные микрофоны в диапазоне цен от пяти до тридцати тысяч рублей. В мелкосерийном производстве используется уникальное оборудование, а качество гарантируется давними традициями изготовления.

Еще у нас есть единственный в своем роде производитель звукового студийного оборудования Digilab, легенда профессионального звука — усилители мощности «Нева Аудио», производители акустических систем и прочего шоу-оборудования. Это именно те компании, которые не позволяют говорить о нашей индустрии как о пространстве тотального импорта. Они успешны, в их продукции есть ноу-хау.

Изменилось за последнее время и отношение к «Made in Russia». Люди научились считать деньги. Красивые названия не интересуют — только соотношение цены и качества.

В свете всего сказанного кажется, что у отечественного производителя сегодня дела идут вовсе неплохо. Однако скоро мы можем все это потерять.

Отечественное производство не выдерживает темпа развития, задаваемого западными компаниями. Практически все наше производство берет свое начало во временах СССР. Оттуда же вышел и наш главный инженерный потенциал. Производство в России отчаянно нуждается в притоке свежей крови. Инженерный костяк наших компаний скоро достигнет пенсионного возраста, а молодежь не сильно интересуется инженерными профессиями. Не хватает отечественному производителю и знаний по части маркетинга.

Как это ни удивительно, но практически в каждой компании, куда мы обращались за разъяснениями, люди говорили одно и то же: наладить производство вовсе не сложно, но что потом со всем этим делать? Нашим производителям не хватает опыта работы на свободном рынке. Нет школы конкуренции, которая помогла бы правильно расставить приоритеты. Если посмотрим на опыт западных компаний, то увидим, что на продвижение продукта там тратится не меньше, а то и больше усилий, чем на его создание. Типичная европейская компания по выпуску высокотехнологичного оборудования не имеет собственных производственных мощностей, а просто размещает заказ на специальном предприятии, занимающемся изготовлением различного оборудования. Такие технопарки оснащаются по последнему слову техники, и только они могут обеспечить качество должного уровня. Непосредственно компании же работают с маркетинговыми категориями: создают продукт, рекламируют, продают. Маркетинг решает все. Реклама, продвижение, логистика, сервис — конкуренция идет на уровне этих понятий. Западный бизнес сегодня работает по другим принципам. Он мобилен, легок на подъем, мгновенно реагирует на меняющуюся конъюнктуру рынка, и это несмотря на гораздо большие российских объемы производства и международную географию.

Все эти вопросы имеют отношение не к производству, а к бизнесу. Да, нашим производителям не помешала бы поддержка государства. У нас нет аналогичных европейским технопарков, где можно было бы разместить заказ на изготовление оборудования. Наше государство постоянно меняет правила игры. Никто не требует от него заградительных мер, они вряд ли смогут помочь, но, поддержав своего производителя доступными кредитами, стимулирующей налоговой политикой, государство могло бы начать играть на одном поле с нашими компаниями. А вслед за растущей экономикой в бизнес пришли бы и новые силы. Все это нужно делать, потому что времени осталось не так уж и много. Руководитель компании «Нева Аудио» Федор Курузбавер: «Производить в нашей стране мы могли бы всё для сцены, кино, студий, для дома, но это относится только к ближайшим трем-пяти годам, потом, из-за возраста специалистов, говорить на эту тему едва ли будет возможно». Руководитель компании Digilab Анатолий Сапунов: «Это одна из самых насущных проблем: молодежь не интересуется инженерными профессиями. Попросишь — сделают, но что-то изобрести — вряд ли».

Не так давно государство провозгласило курс на инновационное развитие и диверсификацию и даже выделило весьма существенные деньги. По старой российской традиции инновации принялись искать в чистом поле, а чтобы искать было удобнее, на этом же месте было решено воздвигнуть город будущего. По замыслу создателей, Сколково должно стать очагом концентрации ударных интеллектуальных сил, перманентные мозговые атаки которых выведут Россию из состояния вековой спячки. Что ж, идея замечательна и грандиозна одновременно. Жаль, что она вряд ли поможет уже диверсифицированным компаниям. Выкарабкиваться, как и всегда, придется самим.
Текст
Александра Хорева»

Комментариев нет

Оставить комментарий

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016