ГлавнаяЗнанияВосприятие звукового образа

Восприятие звукового образа

В этой статье мы постараемся рассказать об основных аспектах, без которых адекватная работа со звуком вообще и с музыкальной фонограммой в частности невозможна. Причем речь пойдет вовсе не о технике: мы будем говорить исключительно о пресловутом «человеческом факторе».

Восприятие записанного звукового сигнала и слуховая оценка звучания аудиоаппаратуры во многом является субъективной вещью. Можно использовать самые точные методы оценки и анализа, но это не мешает профессионалам все время вступать в споры между собой на тему того, какая технология, какие методы работы, какое оборудование являются более качественными, более точным, более «правильным». Самые жаркие споры чаще всего разгораются по поводу студийных мониторов.

В 1996 году Audio Engineering Society (AES) опубликовала документ под названием AES20, в котором были определены стандарты слуховых тестов акустических систем. Документ учитывает все трудности, связанные с оценкой качества оборудования на основании прослушивания, и определяет стандарты для проведения последовательного, объективного слухового теста. Большинство звукоинженеров вряд ли имеет время и возможности для того, чтобы воплотить все пожелания AES на практике. В этой статье мы постараемся рассказать об основных аспектах, без которых адекватная работа со звуком вообще и с музыкальной фонограммой, в частности, невозможна.

Первый и самый главный аспект — отнюдь не технический, а «человеческий». Речь идет о тренированности слуха звукоинженера, т.е. человека, профессионально работающего со звуком. Начнем с азов.

Баланс

Казалось бы, способностью отличать стереофонический сигнал от монофонического обладает любой человек с нормальным слухом (т.е. человек, у которого барабанные перепонки реагируют на звуковой раздражитель примерно одинаково). Как известно, человеческий мозг постоянно занимается анализом слуховой информации и на основании разницы фаз сигналов, поступающих в левое и правое ухо, принимает решение о том, где в пространстве располагается источник звука — слева или справа, близко или далеко. На этом анализе строится как работа с индивидуальными голосами и инструментами во время микса, так и прослушивание готовой фонограммы на студийной или бытовой акустике.

Тем не менее в среде аудиопрофессионалов можно встретить людей, которые хорошо слышат стерео только в том случае, если они находятся в зоне наилучшего восприятия. Стоит им отступить на шаг вправо или влево, как они перестают слышать сигнал, звучащий из дальнего динамика, и общая звуковая картина для них полностью меняется. Даже если сигнал панорамирован четко влево или вправо, эти люди не могут однозначно определить, где он находится. Понятно, что такая особенность восприятия в известной мере ограничивает их возможности работы со звуком, хотя и не до такой степени, чтобы можно было говорить об их профессиональной непригодности.

По сравнению с ними люди, способные без запинки отличить моно от стерео при прослушивании музыки в любой точке помещения, являются настоящими счастливчиками. Они умеют практически полностью компенсировать свое смещение относительно зоны наилучшего восприятия: даже находясь вплотную к левой стене контрольной комнаты, они хорошо слышат правый динамик и воспринимают стереокартинку почти такой, какой она звучит для того, кто находится за микшерным пультом, точно по центру между двумя студийными мониторами.

Если вы относитесь к первой категории специалистов, то вам желательно поработать над вышеописанной проблемой. Это можно сделать и с использованием специальных учебных или тестовых компакт-дисков, на которых записаны стереофонические и монофонические сигналы и фрагменты фонограмм, и с помощью кого-нибудь из коллег, которого вы можете попросить панорамировать для вас  различные источники сигнала, в то время как вы будете перемещаться по помещению.

Только, ради бога, не впадайте в отчаяние: если у вас все еще возникают сомнения относительно того, какой сигнал вы слышите (стерео или моно) и где конкретно в пространстве он расположен это вовсе не значит, что вас скоро уволят за профнепригодность, потому что вы перестали слышать. Проблема заключается в том, что ваш мозг чем-то отвлечен во время прослушивания музыки, тем самым ваше восприятие нарушено и вам требуется устранить эту помеху, чтобы настроить свое восприятие на акустику помещения. Моно от стерео отличается так же сильно, как отличается звук, который вы слышите через полуоткрытую дверь, находясь в студийном «предбаннике» или в курилке, от звука, в который вы погружаетесь, открыв эту дверь и войдя в контрольную комнату.

Фаза

О проблемах с фазой сигнала много говорят и пишут, но есть аспект, в котором мало кто из аудиопрофессионалов признается даже под угрозой для жизни. Как и в случае с моно и стерео, есть люди, весьма чувствительные к фазовым искажениям, а есть люди, которые чувствуют себя абсолютно комфортно, часами прослушивая музыку на динамиках, подключенных в противофазе. Способность определять фазовые проблемы обычно тренируется в процессе обучения профессии звукоинженера.

Как звучит противофаза? Как минимум вы должны заметить проблемы в области баса. Тренированное ухо реагирует на фазовые проблемы настолько сильно, что в голове возникает мешанина, такого человека начинает «укачивать», он просто физически не в состоянии оставаться в помещении, где происходит прослушивание фонограммы на акустических системах, подключенных в противофазе.

Скорее всего, ваш слух не тренирован на фазовые проблемы, если вы можете без чувства дискомфорта находиться в магазине компакт-дисков и прогуливаться мимо полок с колонками, из которых звучат музыкальные новинки. На планете, пожалуй, не существует ни одного музыкального магазина, в котором колонки были бы подключены правильно. Обычным людям, просто любящим слушать музыку, такие фазовые искажения не бросаются в глаза (точнее, в уши). Но аудиопрофессионалу следует уделить вопросу восприятия фазы самое пристальное внимание.

«Золотые уши»

Аудиокурс «Golden Ears» был разработан Дэйвом Моултоном (Dave Moulton), возглавлявшим факультет музыкального продюсирования и звукорежиссуры в знаменитом колледже Беркли (Berklee College of Music). Моултон вложил в свой курс все самое важное, что принес ему его собственный 20-летний опыт работы в студиях звукозаписи и преподавания предмета «звукорежиссура». Аудиокурс содержит сотни упражнений, и по мере его прохождения начинаешь слышать записанную музыку в совершенно новом свете.

«Golden Ears» учит распознавать эффект компрессии, примененной к различным музыкальным инструментам и голосам, идентифицировать быстрое и медленное время восстановления компрессора; слышать работу эквалайзера; определять сравнительный уровень громкости сигналов; распознавать уровень гармонических искажений в музыке; слышать аномалии в стереообразе (переворот фазы, суммирование в моно, псевдостерео и т.д.). Аудиокурс касается и таких вопросов, как временная задержка между каналами, реверберация и т.д.

Материал подготовил
Артем Михайлов

goldenears_cover

Том 1.
Частоты

Усиление и ослабление частот по всему звуковому диапазону (десять октав). Упражнения организованы от простого к сложному: от усиления отдельных полос частот в музыкальных фрагментах до вырезания октав в розовом шуме.

Том 2.
Эффекты и обработка

Более 30 возможных вариантов обработки сгруппированы по группам: изменение амплитуды сигнала, искажения, компрессия, эквализация, аномалии в стереофоническом сигнале, временная задержка и реверберация.

Том 3.
Задержка и затухание

Установки задержки сигнала от десятых долей миллисекунды до целой секунды. Панорамирование, пространство в моно и стерео. Параметры реверберации (первые отражения, затухание и  т.д.).

Том 4.
Мастер-частоты

Продвинутая работа с эквалайзером. Определение на слух усиления и ослабления узкой полосы частот (треть октавы). То же самое для двух полос частот (одновременное усиление или ослабление).

Поделиться новостью:
Комментариев нет

Оставить комментарий

ok

Разработка и поддержка: Дизайн студия Visuallab | 2016